Бремя перемен

truba

Общественное движение «Архнадзор» и Музей архитектуры представляют выставку «Москва 1993-2009: бремя перемен», посвященную судьбе исторической застройки Москвы, драматическим изменениям ее облика и атмосферы, произошедшим на наших глазах – за последние полтора десятилетия.


Шестнадцать лет на глазах у нас из тела исторической Москвы постепенно вылуплялся Чужой.
В 1993 году он пробил первую брешь на Кадашевской набережной и высунул наружу позолоченный стальной коготок.
Потом он рос, тучнел и становился все ненасытнее. Он поглотил Остоженку, стер с лица земли Балчуг, воцарился на Пресне. Теперь он терзает Замоскворечье, нацелился на Пушкинскую площадь, ЦДХ, Хитровку, Газовый завод и еще много мест, где пока еще живет дух города. Выжрать этот дух и заменить его своим, поступить с городом так, как вирус поступает с живой клеткой, заменяя ее ДНК своей – чуждой, вирусной, — такова его конечная цель, если, конечно, можно говорить о цели применительно к вирусам.

img_8086

Неправда, что процесс деградации исторической среды в мегаполисе неизбежен и анонимен. У градостроительных ошибок всегда есть авторы, и мы называем их имена. Каждая пара фотографий «было — стало» — свидетельство ответственности архитектора, градостроителя и градоначальника перед нынешним и будущим поколениями.

Эта выставка – субъективная попытка подведения итогов градостроительной политики московского правительства в минувшие 16 лет, в эпоху мэра Ю.М. Лужкова.
В 1992-м, когда второй мэр Москвы занял свой пост, строился Казанский собор на Красной площади и казалось, что всё ещё может измениться к лучшему. Но безнаказанный разгром заповедных Кадашей явно указывал на то, что моральные принципы советских градостроителей, возводивших на месте памятников прошлого «более достойные образцы архитектурного творчества», по-прежнему актуальны.

kad1

Уже тогда стало понятно, что Москву ждут, мягко говоря, неоднозначные перемены. Однако их масштаб превзошел любые ожидания. Организаторам выставки не хотелось бы быть излишне эмоциональными, мы надеемся, что представленные экспонаты говорят сами за себя. 15 лет назад мы бы вряд ли поверили, что такое вообще возможно, не говоря о темпах и масштабах патологических изменений.

kad2

Нами представлены традиционные пары фотографий, приглашающие зрителя к сопоставлению «было — стало». Однако сравнивать сегодняшнюю Москву предлагается не с Москвой легендарного 1913-го года, а с Москвой недавней, такой, какой она была на нашей вполне свежей памяти. Исторический город, переживший беспощадные сносы и реконструкцию советских времен, вот уже полтора десятилетия несет необратимые потери под натиском нового русского капитализма. Мы не только теряем отдельные памятники архитектуры; перерождению подвергается сама ткань городского организма – материалы, масштаб и плотность застройки, силуэт, важнейшие панорамы. Видеоряд, смонтированный из десятков фотосравнеий, подчёркивает чудовищную фантасмагоричность происходящего с нашим городом.

img_8031

О домах, исчезнувших с городских улиц за эти годы, о разоренных уникальных интерьерах, об убитых воспоминаниях о жизни наших предков напоминают подлинные фрагменты из собрания Валентина Карелина – старинные филенчатые двери с выбитыми замками; обрезки могучих балок, вытесанных из двухсотлетних сосновых стволов; тяжелые железные петли, которым больше нечего затворять, потому что они навсегда разлучены с родными створками; резные белые камни. Эти вещи собирались непреднамеренно: извлекались из-под ковша бульдозера или из мусорных контейнеров во дворах реконструируемых зданий. Когда целое унесено вихрем вандализма, они превращаются в архитектурные окаменелости, странные и иногда малопонятные как кости динозавров. Красота их рукотворных фактур, мощь, тщательность исполнения мельчайших деталей свидетельствуют об уже утраченном качестве отношения человека к среде своего обитания, в том числе и городской.

И все-таки выставка «Бремя перемен» — не мартиролог. Она посвящена не прощанию с исторической Москвой, а любви к ней, ко всем ее подробностям и измерениям — от километровых панорам до точеной балясины, внимательной и деятельной любви, открывающей человеку глаза на город, в котором он живет.

Кураторы выставки – Александр Можаев, Наталья Самовер.
Экспозиция — Валерий Риван, Наталия Риво.
Исторические фотографии предоставлены архивом ЦИГИ или собраны из открытых Интернет-источников.
Современные фотосопоставления — Александр Иванов, Александр Можаев.
Компьютерный дизайн — Кирилл Болдырев.

Выставка открыта до 31 января 2010 г. в Музее архитектуры (Воздвиженка, 5). Спешите видеть!

UPD: рецензия Николая Малинина на Архи.ру, репортаж «Новостей Культуры» и репортаж НТВ:

11 комментариев

Да, основная претензия к материалам и объемам новостроек - у них "одноразовый" вид из-за всяких имитаций, "идентичных натуральным". И ещё - крамольную мысль можно, не сочтите за призыв нарушать закон??? - м.б. есть смысл потихоньку "тырить" декор и элементы внутренней отделки у брошенных зданий, пока их не начали ломать, даже если точно не известно, будут ли их реставрировать?
ЗЫ Где в данном грань между "спасением культурного наследия" и вандализмом - хотелось бы знать наверняка.
Мысля на подумать и может даже обсудить: Москва постоянно то горела то перестраивалась, но только сейчас этот процесс вызывает отвращение. В чем конкретно причина? Почему не вызывает отторжения, например, элитная постройка мастерской Бавыкина в Брюсовом переулке, а вполне "традиционная" Трубная пл. заставляет задуматься о боеприпасах объемного взрыва и рекультивации послевоенного Берлина?
Вы мне эту крамолу заканчивайте нести в массы может то ..а может сё .. как начнёте рассуждать, так и не остановитесь, как и строители
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Во-первых, дело в качестве. То, что сделано на Трубной площади, отвратительно с точки зрения качества архитектуры. Это очень хорошо видно при сопоставлении со старыми фотографиями. А во-вторых, Москва горела и менялась в те годы, когда еще в число базовых ценностей культуры не вошло уважение к наследию прошлого, умение извлекать из этого наследия сегодняшние смыслы и понимание, что наследие надо сохранять именно вследствие его смысловой неисчерпаемости - чтобы будущее тоже могло из него что-то извлекать. Гуманизм в отношении наследия как и гуманизм в отношении людей - приобретение последних двухсот лет.
С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ?!? На митинге против сноса ЦДХ в воскресенье стояла и думала: а где же культурная и т.н. творческая интеллигенция? где все наши "совести нации", "мастера художественного слова", заслуженные-народные и пр. и пр. Они, может быть, живут и не знают, что у них тут под носом происходит? К сожалению, знают. И, как выясняется, активно способствуют разрушению и извращению российской культуры. Табакову нужна гостиница Шевалье, Геликон опере - усадьба 18 века, Консерватория - в очереди за подземными стоянками, Калягину тож театр отстроили - центрее не бывает (прям в торговом центре: хлеба и зрелищ, пожалте)... Им всем чего-то нужно... для распространения "чистого, высокого, светлого" - разумеется! Когда они агитировали нас то за этих, то за других политиков, я как-то особо не переживала: люди выражают свою личную политическую позицию. А теперь, видимо, пришло время "обналичить" свою преданность и подобострастие, получить по трудам... Ходить или не ходить в тот или иной театр - личное дело каждого. Смотреть тот или иной фильм, читать те или иные книги.... Я даже не против, что некоторым особо заслуженным государство выделяет на их художества деньги - мои - налогоплательщиков. Но имейте же совесть, господа! Я имею право наслаждаться подлинной архитектурной родного города даром? Побродить по кривым улочкам, как они исторически сложились? Посидеть в сквере на скамейке под сенью каких-никаких столетних деревьев? Окинуть взглядом двухэтажные домишки, запорошенные снежком? И чтоб не торчало из них 20-этажное здание... Имею я право на самый-пресамый доступный вид культуры - обозревание окрестностей? В оригинальном исполнении?
Юлия Викторова больше года назад   Изменить
Замечательный текст написала Варвара ! Принципиальный и многосмысленный, как сказали бы в позапрошлом веке. И пишу я это без всякого стёба. Так же без всякого стёба я приведу известное Письмо фельдмаршалов нашей "культуры" от прошлого года. Просто его содержание дает однозначный ответ с кем они,эти многочисленные отмеченные и избранные нонешней властью - все эти Табаковы и Кончаловские, Гергиевы и Башметы, Бабкины и Нифонтовы, етс, етс, етс и на конце Петросян ! Письмо президенту Российской Федерации В.В. Путину "Российская газета" - Федеральный выпуск №4493 от 16 октября 2007 г. Версия для печати / сохранить материал Многоуважаемый Владимир Владимирович! Российская академия художеств еще раз обращается к Вам с просьбой, чтобы Вы остались на своем посту на следующий срок, выражая мнение всего художественного сообщества России, более 65 000 художников, живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного, театрально-декорационного, народного искусства. Призывы обратиться к Вам, просить Вас продолжить свою столь важную для страны президентскую работу приходят к нам со всех концов России, поскольку академия тесно связана со всеми ее регионами. В этом письме выражена позиция художников не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и центральных областей России, Юга и Севера, Урала, Сибири, Дальнего Востока. В ходе работы приходится встречаться с людьми из всех частей России, и, уверяем Вас, они едины в желании, чтобы Вы остались главой нашего государства. Мы благодарим Вас за постоянную поддержку отечественного искусства и художественного образования. Проводимая Вами мудрая государственная политика позволила российской культуре обрести новую жизнь. Мы высоко ценим Ваши огромные достижения во всех сферах жизни России, то, что благодаря Вашим усилиям была достигнута социальная стабильность и прогресс, необычайно повысился авторитет нашей Родины во всем мире. Для нас жизненно важно, что и после 2008 года Вы продолжите осуществлять свою выверенную и благотворную политику, что позволит сохранить позитивное направление государственной политики, гарантирующее стабильность и процветание отечественной культуры, лучших традиций нашего искусства, усиление мер по сохранению художественного исторического наследия и музейных ценностей. Это остро чувствует художественная молодежь, которая часто оказывается в авангарде всей российской молодежи и которая серьезно относится к будущему России, немыслимому без Вас как президента нашей страны. Мы надеемся, что Вы учтете мнение десятков тысяч художников и деятелей отечественных культуры и искусства о необходимости Вашего пребывания и после 2008 года на посту главы Российского государства. России необходим Ваш талант государственного деятеля, Ваша политическая мудрость. Очень просим Вас, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, принять во внимание наши надежды на Ваше положительное решение. От имени всех представителей творческих профессий в России, З. Церетели, президент Российской академии художеств; Т. Салахов, вице-президент Российской академии художеств; А. Чаркин, ректор СПб. ГАИЖСиА им. И.Е. Репина; Н. Михалков, президент Российского фонда культуры
Путина сюда притягивать... - пожалуй зря. Он и в родном Питере не тормозит Газпромный небоскреб. Ну не может все же премьер (или президент) залезть в каждую дыру. Москву засеивают Лужков, Ресин... и, видимо, тишайший (или купленный) Кузьмин. Вопросы к ним. И, конечно, где перечисленная выше и другая культ^элита?
Юлия Викторова больше года назад   Изменить
Будьте внимательны ! Путина "сюда притягиваю" вовсе не я, а гг.З. Церетели, президент Российской академии художеств; Т. Салахов, вице-президент Российской академии художеств; А. Чаркин, ректор СПб. ГАИЖСиА им. И.Е. Репина; Н. Михалков, президент Российского фонда культуры И иже с ними ! И имя ....
То, что происходит, варварство и вандализм. Замена истинного и красивого - уродливым. Полное отсутсвие логики вещей.
Разрушать проще чем создавать. А создавать так чтобы не разрушать, создавать так чтобы это работало улучшало прошлое, обогащало его, трудно. Это длинный путь который необходимо пройти от начала до конца (http://www.nepole.ru)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *