Новогодний блицкриг на Страстном бульваре

Cнос дворовых корпусов Ново-Екатерининской больницы

Совместное заявление Общественного движения «Архнадзор» и Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (МГО ВООПИК).

Ранним утром 1 января 2013 года полностью снесены два корпуса постройки первой трети XIX века., входившие в состав комплекса Ново-Екатерининской больницы на Страстном бульваре (д. 15/29,  стр. 4 и 8). Первые же часы нового года ознаменованы в Москве актом откровенного и беспрецедентного вандализма, осуществленным с ведома городских властей. На месте уничтоженных корпусов планируется строительство нового здания для Мосгордумы.

Прачечная

Покойницкая

Никогда, даже во времена сокрушительной «реконструкции» Москвы администрацией Юрия Лужкова в столице не сносили в новогоднюю ночь. Снос на Страстном бульваре стал финалом позорного «блицкрига» городской власти против исторической Москвы: 19 декабря вопрос о сносе обоих корпусов был рассмотрен Рабочей группой Комиссии Правительства Москвы по градостроительной деятельности в зонах охраны объектов культурного наследия, 26 декабря – самой Комиссией, вечером 31 декабря на объект завезена строительная техника, 1 января произведен снос.

Поспешное уничтожение исторических зданий под покровом темноты свидетельствует о желании избежать огласки и о неуверенности в правомерности этих действий. Характерно, что в первую очередь были снесены именно те постройки, в отношении которых решение Комиссии не было единогласным.

При решении вопроса от членов Комиссии по градостроительной деятельности были скрыты данные подробных историко-архитектурных исследований по комплексу Ново-Екатерининской больницы, выполненных в 2010 году ФГУП «Спецпроектреставрация».

Ново-Екатерининская больница - план 1828 года

Эти исследования, имеющиеся в Департаменте культурного наследия Москвы,  содержат четкий вывод: строения 4 и 8 были построены «в рамках осуществления проекта О.И. Бове», знаменитого московского зодчего, перестраивавшего бывшую городскую усадьбу Гагариных под Ново-Екатерининскую больницу. Иными словами, уничтоженные здания являлись неотъемлемой частью ансамбля больницы.

Ансамбль Ново-Екатерининской больницы

Комиссии по градостроительной деятельности не был представлен проект нового здания Мосгордумы, варианты, предусматривающие  сохранение всех элементов ее комплекса, не обсуждались. Тем не менее, Комиссия, большинство членов которой составляют работники различных структур Правительства Москвы, не являющиеся специалистами в вопросах охраны наследия, проголосовала за снос.

С момента принятия решения о передаче памятника для размещения Мосгордумы градозащитники предупреждали, что это приведет к новому капитальному строительству на территории охранной зоны.

Ново-Екатерининская больница - Google карта

Для осуществления задуманного нового строительства в охранной зоне Правительство Москвы должно будет пойти на сознательное нарушение федерального и городского законодательства. А Мосгорнаследию для придания этим действиям видимости законности придется в очередной раз выдавать снос исторических зданий ради нового строительства за регенерацию.

В новогоднюю ночь на Страстном бульваре администрация Сергея Собянина совершила не только градостроительную, но и политическую ошибку. Снос и новое строительство в Ново-Екатерининской больнице – не частный инвестиционный проект. Это деяние, которое осуществляется от лица городской власти и ради нужд городской власти, для размещения высшего законодательного органа Москвы. Сознательным уничтожением зданий первой трети XIX века московские власти дискредитировали собственную т.н. «новую градостроительную политику» сохранения исторического центра Москвы, провозглашенную в 2011 году. История Московской городской думы на новом месте начинается с вандализма и беззакония.

В целях сохранения исторической Москвы:

— мы требуем вынести проект приспособления комплекса Ново-Екатерининской больницы для размещения Мосгордумы на общественное и экспертное обсуждение;

— мы требуем от городских властей полного запрета на снос исторических зданий в границах зон охраны объектов культурного наследия;

— мы требуем создания Совета по культурному наследию Москвы, состоящего из экспертов и специалистов по сохранению наследия, для квалифицированного решения вопросов градостроительства в историческом городе.

Мы намерены в ближайшее время официально обратиться в Министерство культуры России с требованием незамедлительного включения Москвы (в границах территории исторического города) в список исторических поселений Российской Федерации, в соответствии с новой редакцией Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

45 комментариев

Да нашим чиновникам глубоко на....ть на мнение народа! Они от нас ни как не зависят. Мы их не избираем. Так что же вы от них хотите?
Ну, не знаю, по-моему, обычные типовые хоз. постройки, не представляющие архитектурной ценности. Тот факт, что они построены на территории ансамбля, автоматически не делает их неотъемлемой частью ансамбля. Возможно, я не прав.
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Конечно, вы не правы, Иван. Конечно, это скромные постройки хозяйственного назначения. Они никогда не были роскошно отделаны, а прачечная к тому же надстроена третьим этажом и потеряла декор фасадов. Но эти скромные постройки существовали уже в 1828 году. Это часть исторического комплекса больницы. Без скромного роскошное неполно. Уничтожив их, оторвали кусок истории этого памятника, этого места и вообще истории Москвы. До этого момента мы имели очень хорошо сохранившийся ансамбль больницы первой половины 19 века. Это редкость. Была редкость. Историко-культурное обследование 1995 года рекомендовала научную реставрацию фасадов этих построек, допуская внутреннюю реконструкцию. Вместо этого их снесли. Снесли необследованными. Мы почти ничего о них не знаем. В прачечной, например, было сводчатое помещение со столпом в центре. Такая средневековая конструкция, нетипичная для эпохи классицизма. Я уже не говорю о том, что сама по себе мотивация сноса совершенно противозаконна. Дело происхдит на территории охранной зоны, закон разрешает там только регенерацию утраченных исторических зданий. Это значит на месте одноэтажного - одноэтажное, на месте трехэтажного - трехэтажное, а то и двухэтажное (в первоначальных габаритах). Вместо этого планируется строительство на этом месте нового здания для Мосгордумы. Несложно догадаться, что оно не будет иметь ничего общего с уничтоженной исторической средой. Произошла типичная лужковская история - на глазах у всего города уничтожен кусок сохранившейся исторической среды ади того, чтобы в нарушение закона воткнуть туда нечто диссонирующее. Сравните с уничтожением усадьбы купца Алексеева в Замоскворечье ради строительства 15-этажного отеля. Причем нынешняя история хуже, т.к. в Замоскворечье действовал инвестор, а городские власти только обеспечили ему режим наибольшего благоприятствования (кстати, в недавнем номере официального журнала "Московское наследие" эта история разбирается как пример вандализма), а на Страстном бульваре действует сама городская власть собственной персоной и в собственных интересах. Вот чего стоит "новая градостроительная политика" Собянина. Лужков тоже, помнится, любил разглагольствовать о сохранении исторического наследия...
Давыдова Анна больше года назад   Изменить
Одной из первых по воле случая узнала о сносе. Приятно удивило неравнодушие москвича Олега Долина, которые в праздник, после Новогодней ночи искал телефоны "Архнадзора", а дозвонились ко мне в Нижний Новгород! Помогла ему с нужными телефонами. Пытался как-то противостоять беззаконию. Самое неприятное то, что снос начался в праздники...когда никто не может противостоять незаконным действиям. Такой вот новогодний подарочек. В Питере было вынесено предложение городским властям запретить снос исторических зданий в праздники. Можно к требованиям добавить и это.
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Проект соответствующего постановления Правительства Москвы (о запрете сносов в выходные и праздничные дни и в ночное время) висит на сайте Мосгорнаследия еще с осени. Срок антикоррупционной экспертизы давно прошел, но мэр не подписывает...
Сидорина Ольга больше года назад   Изменить
А мне на вопрос о том, что будет с памятником (живу в соседнем доме), ответили из управы Тверского района, что там по плану должен быть Центральный ЗАГС, что ведутся проектные работы... - это написано в письме, полученном мною прошлой весной. Вот вам и ЗАГС! Кроме того, у меня есть ощущение, что и внутри основного здания уже ломают всё, так как из окон были спущены "рукава" для сброса строительного мусора. А 1 января мы проснулись от шума - это как раз сносили эти дома...
Спасибо за эту справку, Наталья. Конечно же, я понимаю, что, по крайней мере, _формально_ я действительно не прав. Тем более, если имело место нарушение закона. Но я говорю немного о другом. Почему мы вообще решили консервировать именно XIX век? Ансамбль был возведен в XVIII-м. А затем достроен в XIX-м, ведь так? И обсуждаемые постройки относятся к XIX-му. Почему мы считаем, что приоритет имеет именно проект XIX-го в., а не XVIII-го? Меня в этом случае интересует не столько технический аспект обоснования, сколько… так скажем, философский. XIX век, думается, был не менее безжалостен к старой архитектуре, чем XX-й и XXI-й. Постройки XVI-XVII веков сносились, а если не сносились, то подвергались еще более изуверской реконструкции, чем сегодня (напр., стены просто «облицовывались» новым кирпичом, чтобы дом смотрелся «современнее»). Так почему мы так дорожим именно XIX-м веком? Вы, вероятно, согласны, что данные здания не имеют архитектурной ценности. Однако Вы считаете, что они обрели историческую ценность, будучи вписанными в ансамбль больницы. Но кто знает, возможно, изначальный проект XVII-го века (без всех этих пристроек) имеет в совокупности бОльшую ценность как историко-культурную, так и архитектурную ценность? Наконец, я в последнее время начинаю подумывать, что просто у этого города такая философия. Panta rhei. Он как будто всем своим существом сопротивляется любой музеефикации и консервации. Имеет ли он на это право? Трудно сказать, наверное, да, имеет. Несколько подробнее написал здесь: http://tinyurl.com/an8wqa6
(поправка) "изначальный проект XVIII-го века"
Иван, это не философия, а порожние беседы, на главной странице давно заведена незаметная, но важная кнопка "Суть вопроса", где сказано: "Отвлеченные разговоры создают словесную ширму для вандализма, отбрасывают в XIX век, когда такие обсуждения только начинались. Прогресс заключается в том, что в XIX веке сложилось понятие «памятник искусства и старины» — этим мы обязаны эпохе романтизма; в XX веке сложилось охранное законодательство — причем сложилось в ситуации катастрофической, ценой свободы, а то и жизни многих людей, защищавших наследие; в XXI веке осталось исполнять закон. Есть списки памятников, созданные специально обученными людьми. И есть законы. Всё остальное — от лукавого."
Я отнюдь не выступаю против памятников вообще. Не пытаюсь "создать ширму". Просто хотел узнать, на каком основании два эти здания считались памятниками. И аргументы с отсылкой к авторитетам (специально обученным) меня, понятное дело, не устраивают.
Иван, именно эти два строения памятниками не считались, Вы правы. Но если мы в этом отдельно взятом городе, значительно пострадавшем в советское время и в лужковский период, начнём сносить исторические здания, которые не считаются памятниками, но де-факто составляют части ансамблей или ту историческую среду, которая памятники обрамляет, то мы поведём себя, мягко говоря, некультурно. Иными словами - мы продолжим разрушать этот город. Это если философски. Если же точнее, то в заявлении всё сказано - именно по этим строениям у членов Комиссии возникли разные мнения, были высказаны предложения выйти на местность и осмотреть - это раз; были обнаружены исследования, говорящие, что постройки относились к проекту Бове - это два; поспешный снос ранним утром 1-го января наводит на размышления - это три. Замечу, что Комиссия одобрила снос ещё 9-ти строений в парке этого же ансамбля - хоз.строений 20-го в., по которым разногласий не было, но их сносить никто не кинулся. Почувствуйте разницу. Был хорошо сохранившийся ансамбль больницы, который включал и эти постройки, этот ансамбль сложился в 19-м веке, а не в 18-м. Нельзя рассуждая о ценности главного дома отрицать этот период, тем более что больничная функция сохранялась до последнего. Ещё, если Вам что-то говорит, то строения находились на терр.охранной зоны. Новое строительство на ней запрещено, разрешена регенерация утраченного. Когда сначала своими руками "утрачивают", а потом "регенерируют" - возникает вопрос этики. Ваше право решить, как Вы к этому относитесь.
Давыдова Анна больше года назад   Изменить
Понятно, что мэру такой закон не нужен. Он же свяжет всех по рукам и ногам. Сейчас же в спорных ситуациях есть главный аргумент - бульдозер.
Давыдова Анна больше года назад   Изменить
Присоединяюсь к Вашему рассуждению. Сейчас остро встает вопрос именно о ЗАКОННОСТИ, потому что законодательство в сфере охраны объектов культурного наследия есть, но про него все как-то стараются...забыть.
Давыдова Анна больше года назад   Изменить
Я так понимаю, что памятниками они, как раз, не считались. Но их надо было ставить на охрану как элементы единого комплекса Ново-Екатерининской больницы (пусть даже перестраиваемого). Это именно та историческая СРЕДА, в которой функционировало главное больничное здание. И без прачечной , покойницкой и анатомического театра представления об организации больничного дела в XIX веке становятся не полными. Это та же ситуация, что и историческими усадьбами, где, по моему мнению, необходимо сохранять не только памятники архитектуры, но даже ценные и рядовые постройки (ледники, каретники, даже сараи), чтобы сохранить историческую среду, а не только "фасады". К огромному сожалению, в условиях развивающихся мегаполисов как Москва и Нижний Новгород, это практически невозможно
По информации СМИ городские власти снесли утром 1 января два исторических здания в центре Москвы. Речь идет о корпусах Ново-Екатерининской больницы на Страстном бульваре. Об этом 3 января сообщается на сайте "Архнадзора". Снесенные здания были построены по проекту Осипа Бове в первой трети XIX века. Активисты "Архнадзора" возмущены градостроительной политикой Собянина, обещавшего сохранить исторические памятники те немногие, оставшиеся после правления Лужкова. Но для Собянина, как и для Лужкова, исторические памятники Москвы это просто старые полуразрушенные здания. Их уровень образования не предполагает лирики по отношению к Москве. Во сне Собянин не вспоминает себя в детстве на Старом Арбате и его переулках, либо в любой исторической части нашего города, в его генетической памяти город Москва отсутсвует, как таковая. Ему снится глухая Сибирская деревня, для которой строительство нового дома на старой печнине признак обновления и новой жизни.
Ужас и позор! В какой стране мы живём! Где ещё так поступают со своей историей? У такого государства нет будущего... Стыдно перед всем миром!
Почему бы не провести новый митинг против сноса исторических зданий?
И все же на мои вопросы так никто толком и не ответил. Ведь «роль» Английского клуба была этому величественному зданию вполне к лицу. И «роль» городской думы ему вполне подходит. А вот больницей оно стало в результате стечения случайных, и по большей части несчастливых, обстоятельств. Не логичнее ли в таком случае настаивать на реставрации именно в рамках проекта XVIII века?
Давыдова Анна больше года назад   Изменить
У нас Шанцеву тоже не Старый Нижний снится. У него нет прошлого в нашем городе, а уж будущее его и детей с внуками подавно за пределами не только Нижегородской области, но и России. У Собянина, думаю, тоже. Москву сносил, а теперь и за наш город взялся.
Наша семья жила на Сретенке. По современным меркам – издревле. Я родилась в 1953 году, в этой же квартире в 1933 году родился мой отец, а в 1912 году родилась моя бабушка. Квартиру арендовала у купца Бородина моя прабабка, белошвейка. В Екатериненской больнице умер мой прадед. Бабушка рассказывала, как она в 10-летнем возрасте навещая отца, приносила ему в голубой кружке тёплое картофельное пюре, которое так вкусно пахло в голодный 1922 год. Уже давно нет бабушки, но возникшая некая сопричастность истории семьи, истории города заставляет волноваться… Ничего не дрогнет в сердце гл. архитектора Москвы – он не москвич, ничего не защемит сердце мэра – он не москвич, и т.д. Не по этим улицам они бродили за ручку с бабушками, они – временщики, и дело их успеть урвать. Боятся они огласки, всенародной огласки, она может сократить их срок пребывания в должности и они не всё урвут. Именно «урвут», а не заработают.
пока за незаконный снос зданий не будет следовать неотвратимый тюремный срок, так и будут сносить, цинично и подло.
Давыдова Анна больше года назад   Изменить
Мы в Нижнем таких называем "колонизаторами".
Давыдова Анна больше года назад   Изменить
По 243 статье УК очень редко наказывают. Хотя, если поискать, то можно найти инфу, что некоторые даже реальный срок сидели за уничтожение исторического наследия.
По моему весь разговор беспредметен. Власть давно захвачена кучкой временщиков, которые делают, что хотят, пишут драконовские законы, направленные против нормальных людей. Хотят исполняют законы, хотят не исполняют. И кто исполнять их будет? Сами себя они не высекут. Поэтому разговор должен быть не об архитектуре, а о тех кто рулит. Но власть захваченную, никто просто так не отдает. И разговор о власти поэтому тоже бесполезен
Я нейтрально относился к Собянину. Но после этого случая я буду голосовать против него, если он выставит свою кандитатуру на выборах. Это все, что я могу сделать. Но т.к. у нас неважно как голосуют, а важно как считают голоса, то мой голос и голоса других не имеют никакого значения. О чем говорить: все это пустые хлопоты
К власти приходят "кухарки"!!! Сам факт, что снос происходил под покровом ночи... тайком... говорит о том, что власти б-о-я-т-с-я народа! Как это гадко, гнусно!!! Что ни день - то грязный сюрприз от властей любых уровней! Боже мой!!!
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Иван, вы задаете важный методологический вопрос. Спасибо вам за него. Лет пятьдесят назад самые маститые советские реставраторы рассуждали так же как вы. Вот берется, скажем, храм, созданный в XVI веке. За четыреста лет бытования он многое пережил. В ХVII веке к нему были пристроены приделы. В XVIII веке все здание перестроено - вместо пятиглавия сделан купол, приделы тоже приобрели вид классицизма. В конце XIX века ко всему этому пристроена колокольня, а в начале XX-го приделан теплый притвор. То есть памятник многослойный. Что с ним делать? Старый реставратор выбрал бы "оптимальную дату", каковой стала бы, с высокой степенью вероятности, наиболее древняя дата. Первым, не моргнув глазом, ликвидировали бы притвор. Потом колокольню - она же поздняя! Дальше, скорее всего, последовал бы снос приделов или во всяком случае реставрация их на XVII век. Ну, и основной объем тоже конечно, привели бы к состоянию XVI века. Купол долой, даешь пятиглавие! Какой формы были главы, мы, правда, не знаем, но ничего, нарисуем! Без притвора в храме стало холодно, но ничего, потерпим. Таким образом было бы уничтожено больше половины информации о четырехсотлетнем бытовании объекта, а подлинный, сохранившийся (!) храм эпохи классицизма превратился бы в реставрационную реконструкцию на тему средневекового зодчества. В наше время никто так уже не делает. Такой подход считается вандальным. Венецианская хартия, сформулированная в 1964 году, гласит: "Наслоения разных эпох, привнесенные в архитектуру памятника, должны быть сохранены, поскольку единство стиля не является целью реставрации. Если здание несет на себе отпечатки многих культурных пластов, выявление более раннего пласта является исключительной мерой и может быть произведено при условии, если удаленные элементы не представляют интереса, если композиция после этого свидетельствует о высокой исторической, археологической или эстетической ценности, если состояние сохранности раскрываемого памятника признано удовлетворительным. Суждение о ценности таких элементов и решение о возможности их устранения не могут зависеть единственно от автора проекта". Современный реставратор не воюет с историей, он не отрицает одни эпохи ради других. У нашего объекта было две жизни. Одну он прожил виде частной усадьбы, причем до нас дошла структура домовладения, включающая главный двор с циркумференцией и парком и отдельный хозяйственный двор. Вторая жизнь - в виде больницы, причем до нас дошла именно больница. Это проект Бове. Им перестроен главный дом, им принято решение сохранить и включить в больничный ансамбль бышие хозпостройки усадьбы, которые превратились в прачечную и покойницкую. Уничтожая на хоздворе то, что сохранил и инкорпорировал в свой замысел Бове, мы поступаем так же, как если бы мы уничтожили планировку, которую Бове сделал в главном доме, или спроектированную им там же церковь. Впрочем, я не удивлюсь, если реставраторы в погонах ФСО скоро заявят нам, что больничная планировка неценная, и вообще это XIX век, а вот они восстановят планировку XVIII века, и это и будет реставрация. Но тогда пусть не забудут восстановить конный манеж в левом крыле здания и снести второй этаж, надстроенный Бове... В наше время с треском проваливаться в эпоху до 1964 года стыдно. "
Прекрасно, Наталья, я очень рад, что Вы ответили. Вопрос был действительно именно методологическим. И несколько погодя я еще напишу Вам. Но сейчас хотелось бы уточнить следующее. По моей информации эти разрушенные постройки все же были возведены именно в XIX веке специально для больницы. Теперь Вы говорите, что они относились еще ко времени усадьбы – т.е. это все-таки XVIII век?
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
А вы почитайте внимательно текст, под которым мы с вами переписываемся. И картинки посмотрите. Мы специально повесили фрагмент плана 1828 года, который называется еще планом усадьбы Гагарина. В этот год владение было куплено для больницы. То есть интересующие нас постройки достались Бове вместе с главным домом. Но построены они не одновременно с главным домом, а позднее, уже в 19 веке, т.к. на более ранних планах их нет. Бове мог бы их снести и построить для больницы другие службы, но не стал этого делать. То есть фактически они авторизованы как часть общего ансамбля. С главным домом он поработал гораздо активнее.
Давыдова Анна больше года назад   Изменить
Примером применения описанной Вами, Наталья, методики реставрации, когда здание приобретает вроде бы свой самый первоначальный вид, может стать Вознесенский собор в нашем Печерском монастыре. При реставрации в советское время, которая, кстати, происходила позднее 1964 года, в конце 70-х - начале 80-х, у собора XVII века разобрали крыльцо XIX-го. Когда же храм стал снова действующим, без крыльца он нормально функционировать не смог. Сделали проект и вернули крыльцо на место :-) Сейчас реставрацией называют все, что угодно. И в этом таится очень большая опасность.
Подождите, но ведь и в вашей статье сказано: вывод: строения 4 и 8 были построены «в рамках осуществления проекта О.И. Бове». Я, как человек еще "текстовой" культуры, привык доверять в первую очередь написанному, а не нарисованному :)
Очень большая опасность, Анна, таится в тех головах, которые дают приказ снести здания связанные с именем великого русского зодчего О.И.Бове. А реставрация памятников архитектуры бывает разная: противоаварийные работы, консервационные, приспособление к современному использованию (подходит к вашему случаю)...Почитайте закон 73-ФЗ, там подробно по этому поводу.
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Иван, я же просила внимательно прочитать наш текст. Это не мы пишем про строительство в рамках проекта Бове. Это цитата. Мы ссылаемся на исследование, которое имеется в Мосгорнаследии, но, поскольку оно содержит неудобные выводы, препятствующие сносу, о его существовании орган охраны памятников умолчал. Заметьте также аккуратную формулировку - не "по проекту Бове", а "в рамках проекта". То есть авторство Бове не утверждается. Дело в том, что усадьба Гагарина (вернее Английский клуб, т.к. дом давно сдавался клубу) погорела в 1812 году, долго лежала в руинах и восстанавливалась в расчете на предстоящую продажу.
Просто я считал, что вы вполне доверяете тому исследованию. Оказалось, что это не так. Тогда имеются целых три версии: 1) Указанные постройки возведены в XIX в. до 28-го года. 2) Они возведены в ходе перестройки 28-33 годов "в рамках проекта Бове". 3) Они возведены тогда же, но "по проекту Бове". Я (как, впрочем, и вы) склоняюсь к первой версии. И тогда эти постройки не предполагают вообще никакого авторства - о чем я и говорил с самого начала: более всего они напоминают типовые проекты XIX века. И если Бове их решил сохранить, то исключительно из практических соображений...
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Типовых, то есть "образцовых", проектов хозяйственных построек, насколько мне известно, не существовало. Но даже если бы они были построены по типовым проектам, это не было бы основанием для преуменьшения их ценности. Не думаю, что это рука самого Бове, но само их бытие - следствие решения Бове. Сохранил ли он то, что досталось ему вместе с большим домом для приспособления под больницу, или они были построены "в рамках его проекта", но они были частью ансамбля построек больницы, созданного Бове. Это были подлинные здания первой трети 19 века, образовывашие комплекс хозяйственного двора (третье из снесенных зданий - одноэтажное 1950-х годов - занимало место деревянного объема, показанного на плане 1828 года). Мы потеряли подлинные части больницы, мы потеряли подлинную историческую среду. А дальше будет еще хуже. Следом за потерей придет искажение, т.е. новое строительство в охранной зоне в совершенно произвольных габаритах.
Иван, думаю, всё это происходит из-за боязни потери красоты. Мы действительно за советский период растеряли абсолютно всех, кто мог бы любым, даже вандальным или экспериментаторским способом, встроить в старую архитектуру нечто новое. Даже сказал бы, что не растеряли, а просто перестали учить. И все кто заменил зодчих, своими действиями в последнее почти столетие, просто не дают шанса на надежду, что всё будет хорошо и что свыкнемся-слюбимся с тем что понастроили. Ведь что такое этот исторический памятник (отсыл к комментарию Самовер про теоретический храм XVI века) - это прежде всего живой объект. Он живет вместе с людьми, стареет, разрушается, подлатывается, реконструируется, обрастает новыми важными функциональными нахлобучками в виде теплых притворов. Но все это делалось в те времена с каким-то поражающим изяществом. Вот, смотришь на фотографию начала прошлого века, где случайно в кадр попала какая-то будка, и поражаешься деталям, которыми она усыпана. Желание так делать уже не вернуть. Просто уже не найдется мастеров. Ведь это не точная копия чего-то там (как могут сделать на мосфильме декораторы), а настоящая оригинальная будка. И тоже самое про любой объект можно сказать - до революции любая реконструкция, даже самая жестокая к старине, могла привести к рождению еще одного шедевра. Потому-то и Петербург никогда до революции не считался музеем и Москва вполне легко расставалась, например, с послепожарным окружением Красной площади. Философский вопрос сохранения старины конечно же поднимался, но тогда и подумать не могли, что старина может быть безвозвратно заменена убожеством. Выбирали промеж старого и нового, еще более шедеврального и искусного. И вот, почти сто лет прошло и теперь, да, остается рубиться не на жизнь, а на смерть. Ибо очень жалко. В большинстве своем одни утраты происходят. И в Питере и в Москве и вообще по стране. И ничего взамен. Ибо разучились. Только и остается огораживать всё историческое и стараться всё это хотя бы зафиксировать в какой-то эпохе, замораживать, музеефицировать и запрещать живым образом обживать. Ибо, да, разучились.
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Вы правы, Сергей, но только наполовину. Вторая половина состоит в том, что наше время отличается от прошлых веков тем, что в ХХ веке сформировалось охранное законодательство. Обратите внимание на комментарий Александра Можаева выше. Охранное законодательство не отражает страх потери красоты, оно опирается на очень серьезную научную методологическую базу. Это один из интеллектуальных прорывов человечества к познанию самого себя. Именно поэтому вместо памятника, на территории памятника или на территории охранной зоны в наше время нельзя строить даже шедевр современной архитектуры. Закон не позволяет этого, потому что закон сохраняет наследие прошлого как бесценный и невозобновляемый информационный массив (включая сюда и красоту, и мемориальную ценность, и информацию о технологиях материалах, эстетические и функционалтные подходы и еще множество граней информации о прошлом). Утрата этого информационного массива - безвозвратная потеря. Создание нового, даже самого прекрасного здания, не компенсирует ее. Поэтому в наше время взаимодействие старого и нового в историческом городе давно перестало быть чисто интуитивной задачей художника, а превратилось в сложную интеллектуальную задачу, требующую, в частности, правовой и философской культуры. Когда я вижу, как город рвут и жрут, это огорчает меня не только как тупость и вандализм, но еще и как публичная демонстрация глубочайшего интеллектуального убожества.
Снос исторических памятников в новогоднюю ночь свидетельствует о ритуальной составляющей этого преступления. Это характерные для масонов и сатанистов действия. В Московском кремле на месте Чудова и Вознесенского монастырей возводится новое, роскошное здание администрации президента РФ. Влась в России и Москве захватили откровенные сатанисты.
Уважаемая Наталья, я имею некоторое отношение к науке. К философии тоже имею некоторое отношение :) Поэтому и задаю такие вопросы – эта дискуссия мне очень интересна (жаль у Архнадзора нет форума). Но архитектурой я только интересуюсь, поэтому не сердитесь, если мои вопросы и суждения могут показаться Вам наивными или даже глупыми. Мне просто интересно посмотреть как бы со стороны на этот случай, который считаю довольно характерным. Но уверяю Вас, в душе, я полностью именно на Вашей стороне :) На мой взгляд, есть, как минимум, три фактора, определяющие ценность строений (в данном случае): 1) Архитектурная ценность 2) Историческая ценность 3) Ценность для горожан (или «субъективная» ценность) Что касается первого пункта, думаю, все согласны, что об архитектурной ценности в данном случае говорить не приходится. Речь идет о 2) и 3). Причем большинство высказываний здесь можно отнести к 3). Вы же хотите показать, что эти здания также были безусловно ценны и с исторической точки зрения. Спрашивая себя, что бы я говорил на Вашем месте, признаюсь и ловлю себя на мысли, что говорил бы и делал все то же самое – а именно, в том случае, если бы для меня и для остальных горожан эти постройки были бы дороги, то я употребил бы все свои знания и способности, чтобы их спасти. Причем _даже_ в том случае, если бы осознавал, что занимаюсь манипуляцией научными фактами и софистикой (это ни в коем случае к Вам не относится – просто размышление). Другое дело, рано или поздно я начал бы осознавать, что вся эта моя риторика совсем не понятна тем, кто принимает решения: наука оказывается в данном случае и бессильна и бесполезна - то ли «об стенку горох», то ли «из пушки по воробьям» - даже не знаю, какую метафору употребить… И все это осложняется тем, что проблема действительно сложная и комплексная. Ведь даже в процитированной Вами Венецианской хартии говорится о том, что все-таки некоторые «элементы» могут удаляться _в исключительном случае_, если «не представляют интереса». Но в России, как мне кажется, довольно много памятников могут включать в себя подобные «элементы» - соответственно, и исключений из правил может быть довольно много. А уж если постараться и начать искать… И как мы видим, люди стараются, ищут и избавляются от ненужных им «элементов»… Но что можно, например, сказать о церкви XVII в., к которой, допустим лишь в конце XIX-го было представлено, допустим, довольно неказистое крыльцо – исключительно из практических соображений? Или совсем другой пример – что мы можем сказать, например, о Царицыне (ранее я приводил ссылку)? Я просто хочу сказать, что неочевидных случаев очень много, и те, «которым выгодно», просто не могут этим не воспользоваться. У города непростая судьба, город пережил нашествие многих стихий – как в прямом (пожары), так и в переносном смысле этого слова (глобальные переустройства). Можно ли назвать то, что происходит сейчас такой стихией? Наверное, можно. Другой вопрос, можно ли этой стихии противостоять, и если можно, то как? Например, у меня есть некоторая уверенность в том, что эти постройки не снесли бы так скоро и уж точно не стали бы делать это ночью, не будь горожане столь активны. Раньше этот процесс вполне мог бы затянуться, застряв в бюрократической волоките. А теперь люди, принимающие решения, зная об интересе активной части общества к подобным вопросам, готовы выделять десятки лишних миллионов, чтобы решить дело как можно скорее. Т.е. парадоксальным образом, мы можем даже подливать масло в этот пожар… В общем, довольно печально, извините за этот длинный текст.
Очередной удар по Русской культуре и Русской истории! Что потомки увидят лет через 50, 100... ужасные коробки?! Они стирают нашу историю! Фашисты! ps Интересно, что на отправленный запрос ответить Собянин?! Пусть даст ответ лично, перед всей РФ!
Подайте в суд, хотя бы на нарушение покоя в ночное время в праздничные дни.
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Спасибо вам за эту дискуссию, Иван. Правильные вопросы вы ставите. Без ясного понимания именно этих вещей в нашей сложной сфере просто невозможно ориентироваться и принимать решения. Не претендуя на абсолютную истину, скажу, как я лично думаю. 1. Архитектурная ценность там есть. Это не ценность собственно зданий (хотя покойницкая (ее старейшая часть), заметьте, имела вполне благородный, хотя и очень скромный фасад с окнами с полукруглым завершением, а какими были изначальные фасады прачечной, мы не знаем); на самом деле это ценность общего замысла Бове в рамках домовладения в целом. Архитектурная ценность этих зданий в том, что они образовывали микроансамбль хозяйственного двора, который, в свою очередь, был элементом общего ансамбля больницы. Теперь у больницы больше нет хоздвора, и хотя главный дом цел и невредим, но замысел Бове частично разрушен. Кстати, в книге З. К. Покровской "Осип Бове" можно найти подписанный Бове план 1825 года (видимо первый, или один из первых набросков реконструкции усадьбы под больницу). Там уже присутствует хозяйственный двор, довольно похожий на то, что было построено к 1828 году, к которому относится фиксационный план, фрагмент которого приведен выше. 2. Историческая ценность является несомненной, и на этот счет никто с нами даже не пытается спорить. Эта больница была первой университетской клиникой Москвы. Это место славы отечественной медицины, что относится даже к прачечной и покойницкой. Здесь, кстати, была основана первая в России кафедра паталогической анатомии. История медицины менее известна, чем история архитектуры, но... Наверное, не нужно объяснять, почему она важна. Медицина - наука о человеке. 3. Ценность для горожан, то есть исторический облик и историческая память действительно очень важны и должны учитываться. Игнорирование болезненных переживаний москвичей в связи с уничтожением города их воспоминаний в конце концов привело к тому, что многие москвичи возненавидели Лужкова вне зависимости от того, что они пользовались построенными при нем новыми объектами недвижимости. Человек не скотина, он не становится автоматически счастливее от увеличения объема корыта, которое подсовывают ему под рыло... 4. Про Венецианскую хартию. Конечно, не все исторические напластования равно ценны. Определение относительной ценности это сложная экспертная задача, поэтому хартия и подчеркивает, что это решение не должно отдаваться на откуп автору проекта. Нормальный процесс принятия решений в сфере реставрации как и в медицине всегда коллегиален, т.к. цена вопроса в обоих случаях предельная - безвозвратная утрата уникального объекта. Московская Сносная комиссия, заметьте, не имеет ничего общего с таким консилиумом специалистов. В ней большинство голосов принадлежит чиновникам городских ведомств, не имеющим отношения к культурному наследию, то есть абсолютно некомпетентным людям. Неказистость того гипотетического крыльца, о котором вы говорите, для специалиста не есть доказательство его неценности. Во-первых, весьма многие древние постройки и сами по себе довольно неказисты. Красота важна, однако это не условие sine qua non. Во-вторых, если крыльцо способствует поддержанию внутри здания-памятника оптимального температурно-влажностного режима, это с лихвой оправдывает его существование. В последнее время мы наблюдали целый ряд реставраций, при которых в результате восстановления поздних пристроек, ухудшались эстетические качества объектов, зато повышалась их сохранность. Уже считается ошибкой и не практикуется обдирание поздней дощатой обшивки с деревянных храмов, застеклена галерея храма Василия Блаженного, восстановлено покрытие гульбища Благовещенского собора в Киржаче... Конечно, бесполезно втолковывать все это любителям простых умозаключений типа "мне это не нравится, значит это неценно". И уж тем более бесполезно метать историко-культурный бисер перед людьми, которых главным образом интересует освоение трех миллиардов рублей из городского бюджета. Но в том и сложность градозащитной работы, что приходится иметь дело с разными людьми и пробиваться через равнодушие и сопротивление. Я тоже связываю поспешный снос с тем, что мэрия с некоторых пор начала бояться общественного мнения. Убедительных аргументов, подтверждающих отсутствие ценности у этих зданий, у нее не было, и, сознавая, что в честной дискуссии с противниками сноса ей не победить, она прибегла к запрещенному приему. Это уже не в первый раз. Конечно, зрелище трусости и подлости чрезвычайно отвратительно, но если противник, будучи загнанным в угол, ведет себя некрасиво, это не повод ослаблять натиск на него, не так ли? Хотелось бы, чтобы мэрия как можно скорее осознала, что общественное мнение как зубная паста - обратно в тюбик не возвращается. Чем скорее она это поймет, что репутационные издержки, которые она несет от подобных спецопераций, непомерны, и что работать в рамках закона на самом деле проще. Привычка нашей власти к беззаконию застарела, понимаю, от нее нужно отказываться. Так будет лучше и для самой власти, и для наследия, и для общества в целом. Я все-таки не отделяю власть от общества. Было бы проще, если бы мы томились под игом марсианских оккупантов, но вы же понимаете, что это не так.
Я, в отличие от Alex, сразу относилась к Собянину совсем не положительно. Предлагаю на месте снесенных построек не Моссгордуму строить, а морг для московских депутатов. Вот будет им памятник!
Наверное, огорчу вас неправильностью ваших представлений: главный архитектор вполне себе москвич, так что ходил с бабушкой за ручку примерно по тем же улицам, что и вы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *