Модная тема
Евгения Твардовская
30 июня в исторический особняк И.Д. Лорис-Меликова (Милютинский переулок, 19) съехались гости на презентацию нового проекта, который теперь там будет жить — «АРТВитрина». Хочется, чтоб это событие закрыло череду неприятностей, которая началась для памятника архитектуры федерального значения в 2013 году. В феврале особняк попал в сводку происшествий в связи с обрушением части фриза прямо на припаркованную рядом машину. А весной оттуда со скандалом съезжал субарендатор – творческий проект «FreeLabs». Его руководитель – Илья Теплов – развернул кампанию по спасению исторического дома и параллельно обвинил арендатора – Модный дом Натальи Нафталиевой — в финансовой нечистоплотности.
В обоих случаях одно из немногих сохранившихся произведений выдающегося архитектора, любимого ученика Д.Жилярди, М.Д.Быковского оказалось вовлеченным в круг обсуждений не всегда культурологического толка.
Но москвичей тревожит судьба особняка, а не перипетии хозяйствующих в нем субъектов. Сейчас дом из последних сил хранит следы былой роскоши. Сохраняя достоинство, выглядит угасающим и запущенным. С зимы состояние его фасадов заметно ухудшилось.
Вот как выглядело место обрушения фриза в этом феврале.
И вот — оно же — в июле.
А ведь — на излете XX века в особняке была проведена очень качественная реставрация и замечательные интерьеры вернули к жизни, в 1995 году дом стал федеральным памятником.
Особняк попал в «правильные» руки – там сидело Правление Всероссийского фонда культуры. Кипела творческая жизнь, как при самом Игоре Дмитриевиче Лорис-Меликове, который был попечителем Московского Училища живописи, ваяния и зодчества (ныне Академия И.Глазунова).
Дом Лорис-Меликова — можно считать местом рождения «Архнадзора». Здесь в феврале 2009 года прошло учредительное собрание нового градозащитного движения. Его участники заявили о своих намерениях — защищать историческую Москву и объединять людей, которые любят свой город.
Но вдруг Фонда в доме Лорис-Меликова не стало, а в 2011 году охранное обязательство Мосгорнаследие заключило с ООО «Дом моды Натальи Нафталиевой и к». С тех пор дом медленно приходит в упадок.
Вот какой была парадная лестница в 2008 году.
Это съемка 2013 года.
Наталья Нафталиева – известный и очень авторитетный человек в мире моды. Она – автор коллекций, порой, эпатажных, но всегда лежащих в русле собственного авторского взгляда, не мейнстрима. Ее модный дом шьет в том числе и униформу, сотрудничает много лет с телепремией «Тэффи» и «Кинотавром».
После серии тревожных сигналов представители «Архнадзора» пришли в дом Лорис-Меликова в феврале 2013 года. Как раз после инцидента с обвалившимся фризом. Илья Теплов был еще там и, как говорят, ничто не предвещало … Убеждал нас, что Наталья Нафталиева очень хочет все привести в порядок. Уже сделано техническое обследование дома, также — историко-культурное. Теперь все должно перерасти в стадию эскизного проекта реставрации и рабочую документацию.
Из истории дома широко известно, что И.Д. Лорис-Меликов, чьим именем его называют, был племянником знаменитого М.Т. Лорис-Меликова (1825-1888), выдающегося государственного и военного деятеля. Дворянский род этот – очень древний, восходит к XVI веку. Усадьба в Милютинском перешла к И.Д. Меликову в конце 1830-х годов. В ней были уже каменные строения, двухэтажный главный дом не пострадал во время пожара 1812 года. И новый хозяин доверил его перестройку талантливому архитектору М.Д.Быковскому, который и превратил здание в элегантный городской особняк.
Облик его парадного фасада характерен для русской архитектуры того периода: он выполнен в стиле безордерного классицизма с боковыми ризалитами незначительного выступа, украшенными ренессансными окнами. Особенно наряден второй этаж: рамочные наличники высоких окон украшены лепными фризами и полочками.
В феврале этого года стены главного Каминного зала (бывший кабинет хозяина), представляли собой просто палитру засохших протечек. Обещанных в книгах рельефных портретов Сервантеса и Гете в картушах различить не удалось, никаких ассоциаций с кабинетом Фауста, которые вроде как задумывал вызвать архитектор, не возникло. Все было заставлено неновыми столиками, старыми просиженными креслами с диванами. Люди пили чай, что-то оживленно обсуждали. В доме готовились к балу, переносили костюмы. «FreeLabs» – свободная площадка, дававшая место под креативные проекты, будь то лепка из глины, йоговский тренинг, выставка или психологический семинар.
Следующие залы – Парадный (решенный в духе романтизма); Золотой (названный так потому, что его витиеватая лепнина украшена золотом); Белый – также представляли собой уходящую натуру. Даже не специалисту было ясно, что это интерьеры музейного уровня, но которые гибнут на глазах. Весной протекают, зимой промерзают, лепнина на потолках держится «на честном слове». И это еще — после предпринятых противоаварийных мер. До прихода «FreeLabs» здание порядка трех лет не эксплуатировалось, в нем прорвало теплоцентраль, подвал был затоплен. Многочисленные протечки никто не устранял, аварийную крышу никто не чинил.
Символично, что еще в октябре 2008 года в этих же стенах была выставка «Сносить нельзя реставрировать». На ней показали фотографии 30 исторических объектов Москвы, которым угрожает гибель или искажение. Теперь, четыре с половиной года спустя, сам особняк Лорис-Меликова мог бы стать центральной частью той невеселой экспозиции.
Илья Теплов нам сказал, что все изменится и осталось только найти хорошую реставрационную фирму, чтоб цена-качество удачно сочетались.
И вот в мае пронесся слух, что «FreeLabs» выгнали, дом разорвут сразу между несколькими суб-арендаторама, а самое главное, там уродуют уцелевшие интерьеры. Красят краской колонны. Сбивают лепнину. Внутрь никого не пускают. На горячую линию Мосгорнаследия посыпались сигналы. «Архнадзор» связался с инспектором Департамента, которая сказала, что в особняке все как было, так и осталось, никаких работ не ведется. Потом мы все-таки пошли проверять сам дом.
Нас встретила руководительница «АРТВитрины» — сотрудница Модного дома Н. Нафталиевой, тоже Наталья. Спустя четыре месяца мы поднялась по той же лестнице. Честно говоря, не ожидая ничего хорошего. Но основные залы застали в точности в том же состоянии. К счастью или нет — даже не знаю, как правильнее в данной ситуации выразиться, ведь все ждут позитивных изменений. (Кстати, фотофиксация обоих посещений есть – для сопоставления в случае необходимости).
Итак, красота все так же ускользала и вопияла. Но ни запаха краски, ни стремянок, никаких сопутствующих ремонтным ситуациям принадлежностей не было. Следов покрасок колонн и стен – тоже. Лепнину никто не трогал, да и надобности особой нет.
«АРТВитрина» будет использовать только Каминный зал. Там уже поставили модульные полки под экспозицию.
Вот их, кстати, какое-то время назад красили. Может быть, бдительные граждане, увидев эти работы через окно, их и приняли за какое-то капитальное вмешательство.
В Каминном зале будут представлены работы самой Натальи Нафталиевой, а также изделия рукодельных москвичей – украшения, галантерея и прочее – все hand-made.
Судьба других залов неясна. Но пока они будут доступны.
По результатам похода мы созвонились с Ильей Тепловым. Уведомили, что с интерьерами основных залов все как было, так и осталось. Выяснилось, что какие-то работы он, действительно, видел через окно, сообщил в соцсеть. Тревожная волна покатилась сама собой. Но сейчас дело уже не в этом, а в том, чтобы реставрация наконец-то началась. По информации от Ильи, даже эскизного проекта работ как не было, так и нет.
От Натальи Нафталиевой нам удалось получить краткий письменный комментарий: «Проект на данный момент находится в разработке, все сроки соблюдены. За прошедший год пройдены три проверки, которые зафиксировали отсутствие нарушений по охранному обязательству».
И действительно, по срокам Модный дом должен закончить реставрацию к 1 января 2015 года. Пока теоретически – укладывается, но начинать уже пора сейчас – инъектировать грунты и фундамент, менять крышу. Ведь холодный сезон налагает ограничения. В Мосгорнаследии подтвердили, что работа над проектом реставрации идет. Но более конкретную информацию не дают. Вот ответ ведомства на запрос активиста «Архнадзора»:
Пока сроки не истекут, у официальных органов охраны наследия не будет оснований принимать к арендатору какие-то меры. Не вышло б так, что к 2015 году уже и спасать будет нечего. Во всяком случае, после ухода из дома Фонда культуры его состояние постоянно ухудшается. И пока Натальей Нафталиевой не сделано ничего для исправления ситуации.
И только табличка о том, что дом — памятник висит вот уже не первый год, как новая. К ней претензий ни у общественности, ни у градозищитников – никаких. Перефразируя А.Райкина – прибита намертво.
Оригинал статьи опубликован на Cityboom
5 комментариев