Устранить в целях сохранения

3

Александр Можаев

Путешествующие Центральным округом москвичи могли заметить, что в начале Остоженки появились мощные металлические конструкции, накрывшие тротуар у домов 4 и 6. Более капитальные, чем обычные строительные леса: такие же надолбы были выставлены перед началом нашумевшего в ноябре сноса на Варварке, 14.

Действительно, ситуация тревожно совпадает с варварской по ряду пунктов, тем более что попытки зачистить начало Остоженки для очередного «многофункционального комплекса» ведутся аж с 2003 года.

За это время подобралась отличная коллекция мотиваций, сочинявшихся для того, чтобы избавиться от двух старинных домов, связанных с именами Сурикова и Чайковского. Снести «в целях устранения последствий пожара», разобрать как «воссоздаваемый ценный элемент историко-градостроительной среды», разрешить снос в случае возникшей у инвестора «необходимости».

1

В 2004 году правительство Москвы выпустило постановление «О реконструкции зданий с освоением подземного пространства и воссозданием ансамбля торговых рядов», притом что никаких рядов здесь от века не стояло. «Московский комсомолец» замечательно уточнял: «Чтобы вернуть жизнь комплексу зданий, являющихся историческими памятниками XVII века, два из них, возможно, придется снести».

Столь искомые правительством и его друзьями-инвесторами дома 4 и 6 до пришествия Лужкова выглядели душевно, но весьма скромно. Однако номер 6 был когда-то ампирной постройкой, в которой Суриков квартировал во время работы над росписями храма Христа. А номер 4 существует как минимум с 1740-х годов, то есть может скрывать под штукатуркой гораздо более интересный ранний фасад, а то и несколько фасадов.

Это одно из главных преимуществ Москвы перед Петербургом: никогда не знаешь, чем старый дом может оказаться на самом деле, бывают дома многосерийные, строившиеся в несколько заходов начиная с XVII века (как выявленные в 1972 году Красные и Белые палаты, стоящие на соседних с четвертым домом усадьбах). Иногда, чтобы угадать древность здания, достаточно случайно обвалившегося куска штукатурки, но чаще приходится искать, максимально расчищая поверхность перелицованных стен или даже отваливая слои кирпичных прикладок.

5

Мы как раз на днях говорили об этом с известным московским реставратором Игорем Киселевым, речь шла о недавно обнаруженных палатах на Никольской улице. Дом, который на планах появляется лишь в конце XVIII века и который уже был назначен к сносу при Лужкове. А вот поди ж ты, оказалось – бояре Хованские. Исследователь Киселев сказал: «Архитектор Якубени, который работал там до меня, XVII века не нашел. Вместе с тем он один из лучших натурщиков, которых мне посчастливилось знать. Наверное, дело еще и в везении».

В везении, в упрямстве, в технических возможностях – иногда ответ может скрываться там, куда не дотянуться без установки лесов. Чтобы убедиться в истинном происхождении дома на Остоженке, надо ковыряться в нем очень капитально, а этого сделано не было. Лишь в конце прошлого года были произведены первые зондажи, и лишь один из них показал присутствие большемерного кирпича, который может означать петровскую эпоху.

Выводы делать рано, но если там и не найдется XVII века, это ничего принципиально не изменит. Дом номер 4, в любом случае, достаточно почтенен как возрастом, так и тем, что в нем гостил (по другим данным, проживал) знаменитый композитор Чайковский. А также жил артист Васильев, любимый исполнитель Островского. В интерьерах сохраняется потолочная лепнина и замечательная кафельная печь. Несмотря на это, в конце прошлого года Москомнаследие, не объясняя мотивов, повторно отклонило заявку на придание дому полноценного охранного статуса.

4

В первый раз это произошло 7 лет назад, когда появился проект многофункциональной новостройки (5 этажей вверх, 3 вниз), заказчиком которой выступил НИИ социальных систем МГУ. Органы охраны памятников любезно отказались признать старинные дома на этом участке объектами культурного наследия, придав им хитрый статус ценных градоформирующих объектов. В теории этот статус, так же как и градрегламенты территории в целом, не подразумевает возможности сноса. Но на деле, если у застройщика возникает та самая «необходимость», то правовой базы для спасения объекта практически нет – точно такой же статус не спас упомянутую Варварку, 14.

Градозащитники в данный момент скорее уповают на то, что проект перешел к ГК «Стройтэкс», председатель которого Владимир Семенихин — один из крупных коллекционеров русской живописи, меценат, председатель фонда культуры «Екатерина». Так, может быть, брутальные леса вдоль Остоженки поставлены не для того, чтобы пустить под ковш дома, помнящие Сурикова и Чайковского, а наоборот, чтобы их помыть, упрочить, обустроить, сделать истинным украшением Остоженки?

2

Известная московская легенда гласит, что соседние Красные и Белые палаты в 1972 году реставраторам удалось отбить от намеченного сноса, отправив личную телеграмму Брежневу. Памятники были высочайше помилованы, потому что на пути стояли не интересы большого бизнеса, а всего лишь блажь чиновников, пожелавших разменять пыльный древний квартал на клумбу и модное кафе типа «стекляшка». Но сейчас, кроме чистой прибыли коммерсантов, в расчет может быть взята их репутация. Так что скоро мы станем либо свидетелями очередного неприятнейшего скандала, либо очередной истории возрождения культурных ценностей, коими будут гордиться не только меценаты, но и все прохожие москвичи и гости столицы.

Опубликовано vesti.ru

Сюжет «Архнадзор-ТВ»:

2 комментария

Здание прекрасно и в сегодняшнем виде, и замечательно вписуется в окружающую застройку. Хотелось бы, чтобы решение вернуть облик классического особняка или палат XVII века было приятно после тщательного градостроительного анализа ситуации, а "обогащение" облика улицы не произошло ценой разрушения гармоничности ее облика. Все таки не каждый особняк и не каждые палаты смогут "звучать" в плотной окружнении крупных доходных домов. А строительные леса не предвещают ничего хорошего - в лучшем случае будут оставлены фасады
Еще это здание в точности повторяет высотность и протяженность классицистического дома на углу Всеволожского переулка - что образует гармоничную перспективу как в одну, так и в другу сторону (своего рода мини-ансамбль с центральным высоким объемом и боковыми крыльями). Потому надстройка этого дома (как и разборка его до первоначального особняка) крайне нежелательна - перспектива в миг разрушиться. Уж не говоря о том, что этот же дом образует плавный переход от крупных доходных домов к старинным палатам. Надстройка его хотя бы на пару этажей сделает этот переход резким и контрастным - что также сильно подпортит гармоничность Остоженки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *