Ле Корбюзье под ударом

a-26

Московскому шедевру модернизма крупнейшего архитектора ХХ века Ле Корбюзье грозит появление по соседству 58-метровой башни. Президент Фонда Ле Корбюзье в Париже Антуан Пикон обратился к мэру Москвы и министру культуры РФ с призывом не допустить сокращения охранной зоны дома Центросоюза и строительства небоскреба вплотную к всемирно известному памятнику.

В июле 2016 года 17 построек Ле Корбюзье из семи стран (Франции, Швейцарии, Бельгии, Германии, Японии, Аргентины и Индии) были включены, в составе единой транснациональной номинации, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Главным инициатором выдвижения и координатором всего процесса стал авторитетнейший парижский Фонд Ле Корбюзье, созданный в 1965 году по инициативе самого архитектора. Здесь хранится огромный архив творческого и рукописного наследия мастера, включая архитектурную графику, художественные произведения, рукописи его многочисленных книг, фотоархив и т.д. Фонд располагается в вилле Ла Рош и Жаннере, построенной Ле Корбюзье в Париже в 1923-1925 годах. Здесь ведется обширная исследовательская и просветительская деятельность. Фонд также внимательно следит за сохранностью наследия великого архитектора, находящегося во многих странах мира, в том числе и в России.

Интерьеры дома Центросоюза

Интерьеры дома Центросоюза

Первоначально в перечень кандидатов для включения в список Всемирного наследия на экспертном уровне было включено и здание Центросоюза, расположенное на участке между Мясницкой улицей и проспектом Академика Сахарова (1928–1937 г., Ле Корбюзье, П. Жаннере, Н.Я. Колли) – самая крупная постройка архитектора в довоенной Европе. В ней были воплощены все Пять принципов современной архитектуры, разработанные Ле Корбюзье. Но из окончательного перечня московский шедевр архитектора исчез. Одна из причин оказалась технической: недостаточно высокий – региональный – статус объекта в российском реестре памятников.

Интерьеры дома Центросоюза

Интерьеры дома Центросоюза

Но возможность продвижения дома Центросоюза в список Всемирного наследия сохраняется и по сей день – при условии, что российская сторона приложит необходимые усилия по повышению охранного статуса памятника до федерального и расширению состава номинации «Архитектурные произведения Ле Корбюзье. Выдающийся вклад в Современное движение». Тем более что недавно в здании проведены реставрационные работы, а со стороны Мясницкой Ле Корбюзье был установлен памятник в полный рост – единственный в центре Москвы, прославляющий профессию архитектора.

18631664842_9abf6a188e_h

Интерьеры дома Центросоюза

Однако пока что усилия прилагаются в прямо противоположном направлении – в сторону ухудшения сохранности здания и его исторического окружения. Объектом коммерческих интересов стал участок, примыкающий к территории дома Центросоюза. Проектируя здание, Ле Корбюзье просчитывал его взаимодействие с окружающей застройкой, включая и расположенные по соседству дореволюционные жилые дома. Но он не мог просчитать, что через 90 лет после постройки здания Центросоюза у него может появиться новый 58-метровый сосед, грозящий погубить среду и восприятие памятника – а вместе с ними и номинацию ЮНЕСКО.

le-corbusier_1929-4

На рисунке Ле Корбюзье 1929 г. здание Центросоюза вписано в существующую и поныне городскую застройку. В правой верхней части рисунка изображены жилые дома по адресу ул. Мясницкая, 41, стр. 6 и 7.

Участок по проспекту Академика Сахарова (адрес по Мясницкой ул.: вл. 41, стр. 6, 7), примыкающий к территории дома Центросоюза, был передан инвестору еще в 2005 г. Согласно контракту между Долгоруковской квартирно-эксплуатационной частью Министерства обороны РФ и ООО «Астин-Ком», находящиеся на участке жилые дома 1897 г. постройки должны были сноситься ради строительства бизнес-центра с подземным паркингом. Тогда освоение участка и снос не состоялись, а права инвестора со временем перешли к ООО «ФИН.КОМ». Возможно, новому строительству помешал статус территории, входящей в объединенную охранную зону объектов культурного наследия №61.

Чтобы преодолеть это препятствие, в 2015 г. мастерская историко-культурных исследований №20 Моспроекта-2 им. М.В. Посохина подготовила, по заказу инвестора, «Проект единой охранной зоны №61, особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данной зоны». Этим проектом интересующий заказчика участок вырезался из охранной зоны; тем самым на нем становилось возможным высотное строительство вне ограничений, накладываемых статусом охранной зоны и требованием регенерации.

Проект был одобрен аттестованными государственными экспертами Т.П. Кудрявцевой, А.А. Никифоровым и Э.А. Шевченко, не нашедшими в высотном строительстве бок о бок со всемирно известным памятником каких-либо нарушений законодательства об охране наследия. Вот что пишут эксперты, обосновывая столь важную для инвестора смену «архитектурной шкалы» (цитируем дословно, оставляя грамматические и иные огрехи на совести авторов):

«В связи с огромными переменами, произошедшими в последние четверть века в архитектурном облике «дублера» Мясницкой улицы: преувеличенный масштаб застройки; смена образных архитектурных элементов, состоящих большей частью из типовых конструктивных модулей, модернистские объемы частей зданий, привела к тому, что часть исторической застройки, расположенной на исследуемой территории и не отнесенной к исторически ценным градоформирующим объектам, устарела физически и морально. Ее воссоздание или приспособление для современного использования неадекватно как нормативным строительным правилам, так и сильно изменившей «архитектурной школе» зданий и сооружений, выстроенных по четной стороне проспекта Академика Сахарова».

Исторические ««соседи» дома Центросоюза

Исторические «соседи» дома Центросоюза

Урезание границ охранной зоны №61 остается пока лишь проектом, требующим для своего утверждения выхода соответствующего постановления правительства Москвы. На сегодняшний день участок по адресу Мясницкая, вл. 41, стр. 6, 7 сохраняет свой охранный статус. Однако это не помешало авторам проекта Правил землепользования и застройки (ПЗЗ), столь бурно обсуждавшегося в конце 2016 г., разрешить здесь новое строительство с плотностью 58900 кв.м/га и предельной высотой застройки 58 м. Эти цифры были внесены в ПЗЗ по решению Градостроительно-земельной комиссии (ГЗК), возглавляемой мэром Москвы (согласно документам ГЗК, наземная площадь проектируемого объекта составит 15000 кв. м.).

Фрагмент карты из материалов ПЗЗ с разрешенными параметрами нового строительства.

Фрагмент карты из материалов ПЗЗ с разрешенными параметрами нового строительства: плотность застройки — 58900 кв.м/га, предельная высота — 58 м.

В замечаниях к проекту ПЗЗ, подготовленных «Архнадзором», было указано на несовместимость подобных параметров со статусом охранной зоны. Но если инвестор добьется своего, статус территории исчезнет, а шедевр Ле Корбюзье будет задавлен очередной несоразмерной высоткой.

Схема границ охранной зоны здания Центросоюза. Желтым выделен вырезаемый участок.

Схема границ охранной зоны здания Центросоюза. Желтым выделен вырезаемый участок.

Главный хранитель наследия архитектора – Парижский Фонд Ле Корбюзье – не может смириться с подобной ситуацией. Президент фонда Антуан Пикон направил мэру Москвы Сергею Собянину и министру культуры РФ Владимиру Мединскому письмо, в котором выражает крайнюю озабоченность происходящим и объясняет, почему нельзя допустить высотного строительства рядом со зданием Центросоюза. Мы публикуем это письмо и также обращаемся к его адресатам: охранная зона всемирно известного памятника – не место для очередного высотного бизнес-центра.

 

lettre_1lettre_2

Президент Фонда Ле Корбюзье

Мэру Москвы С. Собянину

Копия: Министру культуры РФ В. Мединскому

Тема: Ситуация со зданием Центросоюза, Москва

 

Господин мэр,

Хотел бы обратить Ваше внимание на ситуацию со зданием Центросоюза, выстроенным Ле Корбюзье в 1928 году на улице Мясницкая в Москве.

Недавно мне стало известно о существовании проекта строительства нового здания в непосредственной близости от здания Центросоюза. По имеющейся у меня информации, планируется снос двух жилых домов для строительства 14-этажного делового квартала с торговыми помещениями и общественными пространствами площадью 15 000 кв. м.

Реализация этого проекта оказала бы крайне пагубное влияние на ближайшее окружение здания Центросоюза, притом что оно строилось с учетом сохранения существовавшей на момент строительства застройки. Хотя за последние годы облик квартала претерпел некоторые изменения, непосредственное окружение этого великолепного здания до сих пор сохраняется в неизменном виде.

Я хотел бы выразить Вам глубокую озабоченность Фонда Ле Корбюзье возможностью реализации данного проекта. Как Вы знаете, в июле 2016 года 17 зданий авторства Ле Корбюзье были включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Эти здания находятся в Германии, Аргентине, Бельгии, Индии, Японии, Швейцарии и Франции.

Сегодня, когда ценность архитектурного наследия Ле Корбюзье получает признание ЮНЕСКО, мы находим весьма прискорбным тот факт, что защитный режим одного из важнейших его произведений, и единственного в России, не распространяется на два исторических здания, оттеняющих его масштаб и его значимость в городском ландшафте.

Хотел бы также подчеркнуть, что серия архитектурных произведений Ле Корбюзье, включенная в Список Всемирного наследия, может со временем быть дополнена. Здание Центросоюза часто называют в числе потенциальных кандидатов на расширение списка из 17 зданий, входящих в эту серию. Было бы весьма жаль, если бы решение подвергнуть кардинальным изменениям буферную (охранную) зону, которой в настоящее время располагает здание Центросоюза, стало препятствием к потенциальному внесению Россией этой постройки в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Благодарю Вас за те действия, которые, как я надеюсь, Вы предпримете в ответ на мое обращение.

Примите, господин мэр, уверения в моем уважении.

Остаюсь в Вашем распоряжении.

Антуан Пикон

Париж, 16 января 2017 года

Сюжет Вестей с комментариями Константина Чаморовского и Николая Васильева, экспертов Архнадзора:

Фотографии: DOCOMOMO-Россия, Наталия Душкина, Сергей Клычков

5 комментариев

поэт-декадент больше года назад   Изменить
Ну что же Вы, месье Пикон, не сечете фишку! У нас тут большая тема - переселение плебса страны третьего мира в 1-2-3 супермегаполиса, чтобы тратить на него (плебс) меньше денег, а остальные территории сдать (мировым) корпорациям. Ну и "себе", как никель на Хопре. Это называется "компактное государство". Это не мой термин, это федерального Министерства 2008 года. Не верите, что такое реализуемо? Один наш толковый архитектор посчитал со студентами для интереса (надеюсь), что внутрь ЦКАД московского региона вмещается 150 млн. человек при городском освоении. Так что, нам еще строить и строить на каждом клочке, а Вы со своим Корбюзье Ле бюзье... Да и вообще, Вы с нами не связывайтесь, месье Пикон. Мы - ребята лихие, рубим охранные зоны, как Затойчи якудзу, и кладем на них с экскаватором. Вот сейчас покончим с Москвой и двинемся в Вашу сторону - через Калугу к мировым культурным центрам. Это уже будут пустующие постройки, но нам все равно: для нас это новое оружие, мы его опробовали в 2008-2012 гг. и теперь успешно применяем, сами, правда, не зная, зачем. Мы внедрили и другие разработки этой серии - благоустраиваем тротуары там, где никто не ходит, потому что воздух поганый от множества машин. В то время как другие регионы загибаются от безденежья. Это наша борьба за носителей компетенций в процессе инновационного развития. Вы, наверное, темный человек, месье Пикон, читайте выступления "больших" людей на наших урбанфорумах. Так что, не мешайте нам, Ваш модернизьм обречен!
Против терминатора-собянина нет приёмов.
Видимо новость за прошедшие дни потеряла свою актуальность, поскольку Мосгорнаследие высказалось еще на прошлой неделе, что зданию Центрсоюза на Мясницкой абсолютно ничего не угрожает, вот ссылка на данную статью, чтобы мои слова не показались вам пустыми: http://riarealty.ru/news/20170203/408330675.html. Поэтому переживания напрасны. Кстати очень интересно, почему в таком случае Фонд Ле Корбюзье ничего не говорит о двух разваливающихся зданиях, находящихся поблизости с их достоянием архитектуры? И неплохо было бы узнать у министерства культуры РФ куда они все-таки смотрят, и почему допускают подобные спорные ситуации?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *