Вокзал Токсово. Нелёгкая участь «особо охраняемого объекта»

9_1998_открытка_Токсовский_вокзал

Юрий Егоров

Всего несколько месяцев назад мы радовались сохранению исторических станций Ранцево и Скакулино, что в Тверской области, и приветствовали решение нового руководства Октябрьской железной дороги о сохранении этих станций. Однако «культурные бомбы», заложенные предыдущим начальником дороги, продолжают если не взрываться, то грозить катастрофой уцелевшим памятникам железнодорожной истории и старины. Новый адрес бедствия – станция Токсово, что на линии Петербург – Приозерск в Ленинградской области.

В январе 2020 года, ещё при бывшем начальнике дороги В. Голоскокове, известном своим наплевательским отношением к истории вверенной ему железной дороги, был объявлен конкурс на снос исторического вокзала станции Токсово и строительство нового здания.

А между тем и этот вокзал, наряду со многими другими, сами железнодорожники включили в список «особо охраняемых»: он числится под номером 42 в приложении к Приказу № Окт-94 от 27 ноября 2011 года «О сохранении памятников материальной и духовной культуры Октябрьской железной дороги».

Здание построено в 1916 году в составе линии Петроград – Токсово – река Лемболовка, продолжавшейся и дальше, через финскую границу. Авторами типового проекта деревянных зданий вокзалов IV класса на этой линии стали финский архитектор, уроженец Сортавалы Урхо Пяллия и инженер Николай Иванович Потехин.

Вокзал Токсово - проект 1916 года

Здание представляет собой интереснейший образец железнодорожной архитектуры эпохи модерна в его «финском», северном стиле. Здесь и сложная планировка, и «игра» фактурой отделки, и высокая полувальмовая кровля, но при этом нет никаких сомнений, что перед нами – железнодорожное здание. До наших дней сохранились всего два таких вокзала: на станциях Токсово и Грузино, последний из которых построен в несколько упрощённом варианте и, тем не менее, тоже внесён в список «особо ценных» под номером 10.

Имеет вокзал Токсово и мемориальную ценность. Станция находилась в старинной дачной местности, поэтому его пассажирами становились А. Грин, С. Маршак, А. Ахматова, Д. Хармс и другие, станция упомянута во многих литературных произведениях.

Но, как оказалось, если очень хочется, то можно не исполнять свои собственные решения. В конце 2000-х годов оба здания лишились своего деревянного декора, печных труб, а заодно и оригинальной кровли, зато обрели современную отделку из обычного пластикового сайдинга, о котором не имели никакого понятия архитектор Пяллия и инженер Потехин. Приказа об особом статусе этих двух вокзалов никто, разумеется, не отменял.

А осенью 2019 года началась подготовка к окончательной замене исторического здания в Токсово на современное – тоже «при живом приказе». Впрочем, такая практика для Октябрьской железной дороги не в новость. Техническим заданием предусмотрен демонтаж исторического вокзала и строительство нового – в тех же габаритах, с тем же декором, но из современных материалов. По существу это снос подлинного здания и его замена на новодел.

Предвидя возможный снос, в декабре 2019 года жители посёлка Токсово и Петербурга подали в Комитет по культуре Ленинградской области заявление на включение вокзала в реестр памятников. Установленный федеральным законом срок рассмотрения заявления (до 90 рабочих дней) истёк 30 апреля, однако никакого решения Комитет не озвучил. А железная дорога тем временем продолжает готовиться к сносу вокзала.

апр_2008_фото_Сергеева_Д_В

Сколько ещё таких «культурных бомб» под историческим наследием Октябрьской железной дороги оставил нам её бывший начальник, мы не знаем. Тем не менее февральское решение нового руководства дороги по станциям Ранцево и Скакулино позволяет надеяться на лучшее.

Мы призываем руководство Октябрьской железной дороги и лично её начальника Виктора Голомолзина продолжить успешно начатую работу по сохранению исторического наследия дороги, провести ревизию «сносных» распоряжений прежнего начальника дороги. Начать можно со зданий из списка 2011 года, в том числе вокзала на станции Токсово.

Хотелось бы, чтобы и впредь вместо сноса исторических вокзалов, водонапорных башен и других железнодорожных зданий принимались решения по возвращению им первоначального облика и подлинному (а не на бумаге) их сохранению.

Наши читатели могут направить аналогичную просьбу через электронные приёмные ОАО «РЖД» и Октябрьской железной дороги. Обращение составляется в свободной форме, смысл — призыв вспомнить приказ «О сохранении памятников материальной и духовной культуры Октябрьской железной дороги» и сохранить историческое здание в первозданном виде. 

1 комментарий

Кто такой Урхо Пяллия -- такого даже человека не было, не только архитектора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *