Хлебное место


В судьбе гостиницы «Люкс» на Тверской улице (дом 10), известной в советское время как «Центральная», наполовину снесенной и заброшенной десятилетие назад, объекта Красной книги Архнадзора, грядут перемены. 12 ноября утверждено архитектурно-градостроительное решение (АГР) «реставрации, реконструкции и нового строительства с приспособлением гостиничного комплекса «Люксъ-Отель»». В тот же день опубликован акт историко-культурной экспертизы строительного проекта, по которому приходится судить о самом этом проекте.

Гостиница «Люкс», построенная знаменитым булочником Дмитрием Филипповым в 1892–1911 годах, была фасадом фамильного предприятия. До фасадов, до высоты трех этажей, она и снесена в 2008 году. Тогда же во дворе снесена сама пекарня, работавшая до 1934 года; именно из нее доставлялся хлеб во все Филипповские булочные Москвы и страны.

В советские годы бывшая гостиница стала общежитием Коминтерна, была надстроена двумя этажами. Здесь на двери номера Велимира Хлебникова красовалась табличка «Председатель земного шара». Советская надстройка снесена полностью. Наконец, часть гостиницы со стороны Глинищевского переулка снесена на всю высоту для проезда строительной техники.

За уцелевшими фасадами сохранились помещения первого этажа и два помещения второго. Тогдашний застройщик, ответственный за снос, — группа компаний «Уникор» — обязался интегрировать эти помещения в новую гостиницу со старым названием «Люкс» и реставрировать их интерьеры. На месте пекарни и двора проектировались подземная парковка и крытый атриум. Снос и проект были согласованы Общественным градостроительным советом при тогдашнем мэре Москвы Юрии Лужкове. Проектировщиком выступала мастерская Павла Андреева института «Моспроект-2».

В отсутствие статуса памятника фасадные стены и нижние помещения защищает статус ценного градоформирующего объекта (ЦГФО). В первом этаже сохранению подлежат (смотря слева направо) вестибюль с центральной лестницей, булочная (перед закрытием — кафе), кондитерская (перед закрытием — отделение банка) и две кофейни (перед закрытием — бутик, ресторан быстрого питания и ночной клуб), во втором этаже – верхний вестибюль и буфетная.

Интерьеры этих заведений, памятные многим москвичам, выполнены в разных исторических стилях по проектам архитекторов Митрофана Арсеньева и Николая Эйхенвальда. В оформлении неоклассической «нижней» кофейни (по Глинищевскому переулку) принимали участие Сергей Коненков и Петр Кончаловский. Сохранились два барельефных панно Коненкова, скульптуры Вакха и вакханки.

После сноса верхних этажей эти помещения были гидроизолированы, и в 2011 году в них действительно начались реставрационные работы. Застройщик даже приглашал координаторов Архнадзора оценить их ход и сделать фотосъемку.

Однако вскоре работы замерли, остов здания был заброшен. В 2017 году сообщалось, что промышленно-финансовая группа «Сафмар», основанная Михаилом Гуцериевым, создает «локального девелопера» для реализации проекта гостиницы. В июле 2019 года оформлялась смена прав собственности. Заказчиком нынешнего архитектурно-градостроительного решения названо ООО «Люксъ-Отель».

Автором нового проекта выступает, разумеется, Сергей Чобан, многолетний партнер главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова (ООО «Проект СПиЧ»).

Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), утвержденные еще в марте, позволяют поднять высоту дворовой части до 37,55 метров, то есть до восьми этажей. Атриум в этой части делается открытым колодцем. Снесенная часть по переулку не воссоздается, а проектируется в новых формах (АГР, страница 20).

Заполнение двора с превышением этажности в очередной раз противоречит положению закона о том, что в объединенной охранной зоне возможна только регенерация (восстановление, воссоздание, восполнение) частично или полностью утраченных элементов и (или) характеристик историко-градостроительной и (или) природной среды. Однако изменения в ПЗЗ согласованы Мосгорнаследием (АГР, приложение 1), тем самым органом, который призван контролировать соблюдение закона.

Исторические интерьеры в АГР показаны как «реставрируемая, реконструируемая часть» (страницы 5-7), с размещением булочной, клуба, ритейла и ресторана (страница 33). Субпроектировщиком «реставрационной» части выступает ООО «АРМ ЭСТРЕЙЯ» (упомянуто на странице 60). Казалось бы, нет причин волноваться за интерьеры. Но это не так.

Как предполагается поступить с интерьерами, выясняется из акта историко-культурной экспертизы. Сама экспертиза касается археологического раздела проекта; но на странице 6 находим описание проектных предложений в интересующей нас части. Эксперты принимают к сведению, что по результатам натурных изысканий 2019 года состояние сохранившихся перекрытий над подвальным, первым и вторым этажами найдено неудовлетворительным; предполагается их полная замена: «демонтаж конструкций здания за исключением фасадных стен».

Для понимания дальнейшего необходима обширная цитата: «Замену перекрытий предлагается выполнять с сохранением декоративных гипсовых элементов потолков, обладающих ценными характеристиками, для этого наиболее сохранившиеся элементы декора до выполнения работ по демонтажу необходимо расчистить и выполнить модели. Все декоративные детали необходимо замаркировать и, после демонтажа, выполненного специалистами-реставраторами, складировать на период выполнения общестроительных работ. Часть декоративных элементов, предварительно отобранных комиссией для дальнейшего применения, вернуть на исторические места. <…> Объем сохраняемых и заменяемых гипсовых лепных деталей определяется в процессе производства реставрационных работ и зависит от прочности декоративных элементов, а также возможности их демонтажа».

В заключение эксперты ссылаются на «Проектные решения по реставрации фасадов и парадных помещений 1 и 2 этажей», уже согласованные Мосгорнаследием 16 сентября.

Мы, разумеется, не можем ни подтвердить, ни опровергнуть заключения технической, химико-технологической и микологической экспертиз. Если они достоверны, налицо результат согласованного мэрией сноса верхних частей здания в 2008 году и многолетнего запустения оставшихся частей. Если нет, речь идет о желании нового застройщика сэкономить на реставрационной части проекта в отсутствие полноценного охранного статуса.

Общественное движение «Архнадзор» направило замечания к акту экспертизы проекта, призвав Мосгорнаследие отклонить его. Однако в сводке замечаний сообщается, что таковых не поступало.

В  отечественной реставрационной практике известно множество примеров сохранения на месте ценных элементов интерьеров — при полной замене участков стен, падуг и перекрытий. Под плафоны, лепные потолки и т. п. подводят для этого временные поддерживающие конструкции. Так сохраняется драгоценная историческая подлинность.

А в Филипповской гостинице очевидно (АГР, страница 56), что снос до фасада необходим девелоперу для того, чтобы вырыть подземное пространство. Ради этого и знаменитые интерьеры можно демонтировать.

Кстати, нет гарантий, что и фасад не уронят. Именно так ведь случилось несколько лет назад с домом Прошиных на 1-й Тверской-Ямской, который тоже поначалу обещали сохранить.

3 комментария

Что же делать? Как сохранить?
Чобанам закон не писан.
Странная ситуация. Во первых почему во время пандемии вдруг появились деньги на строительство отеля? Должна быть возрождена историческая кровля, о какой надстройке памятника может идти речь? Во вторых должны быть озвучены материалы открытого суда над владельцами, столько лет гробящими историческое наследие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *