Очередная жертва капремонта

Татьяна Щепеткова

С 25 октября на Никольской улице 6/2, стр. 1 идет демонтаж керамической облицовочной плитки на бывшем доходном доме Богоявленского монастыря. Мосгорнаследие сознательно тянет с ответом на наше обращение в электронную приемную, чтобы не вмешиваться.

По данным портала открытых данных ИСОГД, объект имеет паспорт колористического решения, выпущенный в 2017 г. Кроме того, как видно из данных этого же портала, здание является исторически ценным градоформирующим объектом (ИЦГФО) «Доходный дом Богоявленского монастыря, 1905 г., арх. Благовещенский» и расположен в объединенной охранной зоне, утвержденной постановлением № 881-ПП «Об утверждении зон охраны центральной части г. Москвы (в пределах Садового кольца)» от 16 декабря 1997 г. В котором, кроме прописанных режимов регенерации, обозначено следующее: «Организация и производство земляных, реставрационных, строительных работ, включая их проектное обеспечение, а также хозяйственная деятельность в пределах зон охраны памятников подлежит согласованию государственными органами охраны памятников

Тем не менее в своих соцсетях ДКН вводит горожан в заблуждение.

Кроме того, в постановлении правительства Москвы №149-ПП от 16 февраля 2021 г. подробно приведены требования градостроительного регламента для рассматриваемого объекта, среди которых «сохранение архитектурно-художественного решения и восстановление утраченных элементов декора северо-западного и северо-восточного фасадов», из чего следует, что замена подлинной плитки является нарушением требований регламента. Сложно представить, что орган охраны мог согласовать подобный проект. Или это заказчик отступил от заявленных в проекте работ?

Доходный дом Богоявленского монастыря проектировал архитектор Николай Николаевич Благовещениский (1867-1926), в Москве им построен целый ряд подобных объектов, среди них кондитерская фабрика Ивановых на Ордынке (Рот-Фронт), первое специализированное здание для показа кинофильмов – кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади (перестроен Ф.О. Шехтелем в 1912 году) и др.

В том же квартале, в той же охранной зоне расположен объект культурного наследия федерального значения «Торговый дом Московского купеческого общества», построенный в 1909 г. Ф.О. Шехтелем (Малый Черкасский пер., дом 2), который по своему архитектурному решению несколько напоминает доходный дом на Никольской. В частности, оба они облицованы керамической плиткой (кабанчиком). Однако плитка объекта культурного наследия федерального значения защищена предметом охраны, согласно которому она не подлежит замене, только реставрации. В чем же ценность этой плитки, которую можно увидеть на множестве европейских зданий на протяжении более ста лет?

В начале ХХ века существовало много фабрик, производивших керамическую плитку, как облицовочную, так и напольную. Плитка, использованная в облицовке в доме на Никольской, была произведена одним из лучших заводов Villeroy & Boch в городе Метлах.

Компания Villeroy & Boch образовалась в 1748 году, когда Франсуа Бох вместе с тремя своими сыновьями начал производство керамической посуды. В середине XIX века археологи обнаружили пол времен римской империи в окрестностях Метлаха, Ойгену фон Боху доверили ее реставрацию. Вдохновленные этой археологической находкой специалисты начинают экспериментировать с материалом для производства плитки. Они разрабатывают производственный процесс, сочетающий невероятную износостойкость с потрясающе красивым внешним видом. Эта плитка, производимая в Метлахе с 1852 года, пользовалась большим успехом во всем мире под названием Mettlacher Platten. Спрос был настолько велик, что в 1869 году была построена фабрика по производству плитки – Mosaik Fabrik/Мозаичная фабрика. В 1879 году Villeroy & Boch приобрел новый завод в Мерциге.

Материал плитки – это результат запекания твердой плавящейся глины при температуре 1200 градусов Цельсия. Благодаря такому технологическому процессу плитка становится прочной, морозостойкой и даже кислотостойкой, что делает ее пригодной как для внешнего, так и для внутреннего оформления. Плитка Mettlach по своим свойствам схожа с керамогранитом и натуральным камнем. В интерьерах она может создать кафельный «ковер». Что касается экстерьера, то плитку Mettlach используют для облицовки подвалов, украшения фасадов домов, террас или укладки садовых дорожек. Помимо высокой прочности, плитка может похвастаться абсолютной экологичностью.

Сегодня в мире всего несколько заводов, производящих эту плитку. Но ее подлинники до сих пор можно найти во многих странах, в частности, в Кельнском соборе, на станциях московского метро и в Большом театре. Цвет плитки остаётся таким же насыщенным, как и сотню лет назад, а ее прочность неизменна. Бело-голубая метлахская плитка украшала кабину поезда Николая II и роскошные интерьеры Титаника.

Дом же на Никольской улице, кроме объединенной охранной зоны, попадает также в буферную зону московского Кремля, установленную ЮНЕСКО. Целями разработки границ охранной (буферной) зоны объекта всемирного наследия (согласно рекомендациям ЮНЕСКО по разработке буферной зоны объекта всемирного наследия) являются охрана, сохранение, развитие, целостность, подлинность, стабильность аутентичных ландшафтов и окружающих территорий объектов культурного наследия, как следует из проекта охранных зон объекта всемирного наследия.

К сожалению, в Москве городские власти и органы охраны памятников не придают значения ценности метлахской плитки и в целом сохранению аутентичной исторической среды, которая чудом пережила и революцию, и советский период, но не может пережить безжалостного капремонта, охватившего многострадальный исторический центр.

В публикации использованы фото Эрика Шахназаряна и bookinisha.

1 комментарий

А какова реакция общественности города Метлах, компании Villeroy & Bosch и Богоявленского монастыря?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *