Александр Кочерыгин, Константин Гудков
За последние дни в Москве снесены ещё два ценных исторических объекта, не обладавших охранным статусом, оба — под предлогом реконструкции, проводимой РЖД для строительства МЦД. Ранее мы уже писали [2] об уроне для наследия, которое причинил этот проект, и которого можно было бы избежать без ущерба для него.
В выходные мы потеряли Рогожскую тяговую подстанцию № 1 на Московско-Курской железной дороге (официальный адрес: Старообрядческая улица, 40). Её функцией было понижение напряжения и преобразование тока из переменного в постоянный для контактной сети электропоездов.
Подстанция была построена в 1932–1933 гг. и являлась редким и ярким образцом стиля постконструктивизм. В её образе эффектно соединились чисто машинные, без всякого подражания «человеческой» архитектуре, формы, и эмоциональная сила монументальной древности. Батарея цилиндров для размещения выпрямителей и их вентиляции напоминает одновременно и поршневой двигатель, и знаменитую гробницу пекаря Эврисака в Риме (50–20 г. до н. э.). А постановка подстанции вдоль железнодорожной линии при взгляде из окна поезда превращала её ритмичную конструкцию в фантастический локомотив.
После строительства на подстанции были установлены первые отечественные выпрямители РВ-20/30, изготовленные на ленинградском заводе «Электросила» в 1930 г. В башне с квадратными окошками-иллюминаторами в характерных постконструктивистких рамочках располагались помещения для ремонта трансформаторов.
Подстанция безусловно заслуживала статуса объекта культурного наследия, и так же маловероятно, что имела шансы его получить, учитывая уже имеющийся печальный опыт с объектами, «стоящими на пути» РЖД и московских властей.
А буквально в эти дни сносится двух-четырёхэтажное здание на улице Казакова, 8, стр. 6. Четырёхэтажная его часть использовалась под жильё, двухэтажный объём под административные функции. Постройки были возведены в 1914 г. для Московского военно-промышленного товарищества. Снос зданий проводится в рамках реконструкции близлежащей Алексеевской соединительной линии и железнодорожной станции Москва-Пассажирская-Курская.
2 Comments To "МЦД продолжают свою жатву"
#1 Comment By Игорь On Четверг, Июнь 22, 2023 @ 7:11
Здание по адресу Казакова 8 сносится ради пары лишних тупиков. Сквозных путей там не может быть — они упрутся в улицу.
#2 Comment By Павел On Вторник, Июль 4, 2023 @ 14:51
Очень жалко подстанцию — необычная новаторская постройка!
РЖД выступает в роли катка.