Московская центральная стройка — 2
(Начало здесь)
«Курская железная дорога, то есть прежняя Серпуховская, строилась уже в ту эпоху, когда частная железнодорожная предприимчивость, почуяв свою силу и могущество, перестала считаться с чужими правами и своими обязанностями и признавала лишь собственные удобства и даже прихоти»
Д.А. Покровский «Очерки Москвы» (1893).
Александр Журавлёв (при участии Юрия Егорова, Константина Гудкова)
Громкое открытие Московских центральных диаметров может обернуться сносом нескольких исторических зданий в самом центре Москвы. При реконструкции Алексеевской ветви между станцией Каланчёвской и Курским вокзалом под движение новых маршрутов МЦД могут быть снесены в том числе постройки на территории объектов культурного наследия, непосредственно охраняемые законом 73-ФЗ. Расширение транспортной инфраструктуры существенно исказит облик кварталов исторической Москвы в 200 метрах от Садового кольца.
Диаметром по наследию
Так, очевидно, начата подготовка к сносу замечательного доходного дома 1880 года, перестроенного в 1903 году архитектором Н.И. Жериховым, ярким мастером эпохи модерна. Дом принадлежал крупному предпринимателю, торговцу хлопком и шерстью Николаю Александровичу Варенцову (1862-1947), автору книги воспоминаний о московском купечестве “Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое”.
Сейчас здание принадлежит структурам РЖД и давно пустует. Строители пока не вышли на этот участок, но его снос может произойти в ближайшие месяцы. В первоначальных планах сноса этого здания не было, но после обследований, по нашей информации, было принято решение его снести, так как во время стройки, по словам строителей, «оно и так развалится». 12 декабря началась разборка его кровли.
С согласия Департамента культурного наследия может быть снесен флигель на территории усадьбы Куракиных (Новая Басманная, 8), объекта культурного наследия федерального значения. Первый этаж постройки относится к XIX веку, что подтверждается и характерным размером кирпича, и сводчатыми потолками. Контуры этого здания есть и на Хотевском плане Москвы 1852 года. Хотя флигель и относился к соседнему владению (другие постройки которого были утрачены при проведении соединительной ветки), он все же был включен в территорию ОКН, как ценный элемент градостроительной среды памятника. Видимо, из-за того что в середине XX века здание было надстроено, Департамент культурного наследия решил признать его «дисгармоничной постройкой», чтобы оправдать возможный снос в угоду планам РЖД. Хотя такое решение можно рассматривать как неправомерное: оно было вынесено без каких-либо изысканий. РЖД намерено снести здание только потому, что так удобнее организовать подъезд техники для возведения опорной стенки.
Подобным образом на этой же улице был снесён в 2018 году деревянный дом начала XX века. Уничтоженный дом находился на территории объекта культурного наследия регионального значения «Городская усадьба С.М. Шибаева, XIX в.»
Вскоре должен решиться и вопрос о сносе ветхой, по мнению строителей, постройки на территории усадьбы XVIII века по Новой Басманной, д. 9.
Первой жертвой строительных планов стал административный корпус Гороховского таксомоторного гаража 1926-27 годов, ровесник знаменитого Бахметьевского гаража.
Его снесли в августе этого года, а неделю назад начали снос основного корпуса.
Чудом повезло соседнему деревянного дому, судя по всему – дореволюционной постройке, относящейся к железной дороге.
При обустройстве стройплощадки возле моста на Новой Басманной улице бесследно исчезли несколько исторических фонарей, которые могли бы стать украшением любой городской улицы или экспонироваться в музее.
Особое беспокойство вызывает состояние объектов культурного наследия, которые уже сейчас находятся в 10-20 метрах от железной дороги, а после её расширения это расстояние сократится ещё на 5 метров. Во время реконструкции в непосредственной близости – на расстоянии буквально одного-двух метров – от фундаментов зданий XVIII-XX веков будут проводиться работы с высоким уровнем вибрации. Это будет происходить, например, у дома Хлебниковых по Новой Басманной, 9, вошедшего в альбомы Матвея Казакова (федеральный ОКН).
Без опасения нельзя смотреть на аварийное состояние частично обрушившихся ажурных балконов доходного дома Басманного товарищества по Новой Басманной улице, д.10 (арх. А.Н. Зелигсон, 1913 год, выявленный ОКН), прямо под которыми работает строительная техника и ходят пешеходы.
Или на усадьбу серебряного века, принадлежавшую Тронше и построенную в 1911 году архитектором В.И. Дзевульским (выявленный ОКН).
Она стоит на самой кромке выемки, и в паре метров от неё сейчас организуется заезд строительной техники. Ни для одного из этих зданий, похоже, не было проведено обследование, маячки не установлены до сих пор.
Благодаря жителям удалось добиться постоянного мониторинга состояния дома Обрабстроя, самого высокого конструктивистского жилого здания Москвы (арх. В.К. Кильдишев, 1931 год, региональный ОКН). Протест против строительных планов с грубым вмешательством в исторический ландшафт жители дома выразили ещё в мае, организовав митинги и вывесив красные полотнища из своих окон.
Дому Обрабстроя, наверное, повезло больше других. Институт Генплана Москвы по заказу Мосгипротранса разработал проект его реставрации и приспособления. Будет отремонтирован фасад, которому вернут исторический цвет, заменят окна на шумозащитные, с сохранением рисунка и материала рам и покраской цвета сурик. В центральном подъезде будет восстановлена входная группа с витражным остеклением, утраченная при ремонте 1980 года.
Участок строительства проходит в границах объекта археологического наследия федерального значения «Территория культурного слоя «Басманной слободы», XVI-XVII вв., то есть здесь обязательно наблюдение археологов за процессом работ. Возможно, археолог и выходит на место строительства, но постоянное наблюдение за перемещением большого количества грунта здесь отсутствует.
Что будет после стройки?
Зелёные склоны выемки Алексеевской соединительной ветки, на которых сейчас стоят исторические здания, будут превращены в бетонное ущелье. Количество путей и площадь под ними увеличится в два раза. Благодаря консультациям инициативной группы жителей с институтом «Мосгипротранс» удалось заменить стандартный проектируемый шумозащитный экран на прозрачный. Таким образом хотя бы не будут скрыты оставшиеся исторические дома и объекты культурного наследия.
Однако живой городской среде и всему Басманному району, который безусловно является сокровищем подлинной старой Москвы, будет нанесён серьёзный ущерб; исписанный граффити и заклеенный объявлениями забор создаст полосу отчуждения в привлекательном историческом жилом районе. Гражданская активность жителей и взаимодействие с РЖД также помогли облегчить негативное влияние стройки: введён день тишины в воскресенье и щадящий режим работы в субботу.
Жители продолжают добиваться повышения качества благоустройства (зелёные насаждения) и уважительного к наследию шумозащитного остекления согласно историческим чертежам окон.
4 комментария