Московская центральная стройка — 2

(Начало здесь)

«Курская железная дорога, то есть прежняя Серпуховская, строилась уже в ту эпоху, когда частная железнодорожная предприимчивость, почуяв свою силу и могущество, перестала считаться с чужими правами и своими обязанностями и признавала лишь собственные удобства и даже прихоти»

Д.А. Покровский «Очерки Москвы» (1893).

Александр Журавлёв (при участии Юрия Егорова, Константина Гудкова)

Громкое открытие Московских центральных диаметров может обернуться сносом нескольких исторических зданий в самом центре Москвы. При реконструкции Алексеевской ветви между станцией Каланчёвской и Курским вокзалом под движение новых маршрутов МЦД могут быть снесены в том числе постройки на территории объектов культурного наследия, непосредственно охраняемые законом 73-ФЗ. Расширение транспортной инфраструктуры существенно исказит облик кварталов исторической Москвы в 200 метрах от Садового кольца.

Диаметром по наследию

Так, очевидно, начата подготовка к сносу замечательного доходного дома 1880 года, перестроенного в 1903 году архитектором Н.И. Жериховым, ярким мастером эпохи модерна. Дом принадлежал крупному предпринимателю, торговцу хлопком и шерстью Николаю Александровичу Варенцову (1862-1947), автору книги воспоминаний о московском купечестве “Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое”.

Сейчас здание принадлежит структурам РЖД и давно пустует. Строители пока не вышли на этот участок, но его снос может произойти в ближайшие месяцы. В первоначальных планах сноса этого здания не было, но после обследований, по нашей информации, было принято решение его снести, так как во время стройки, по словам строителей, «оно и так развалится». 12 декабря началась разборка его кровли.

С согласия Департамента культурного наследия может быть снесен флигель на территории усадьбы Куракиных (Новая Басманная, 8), объекта культурного наследия федерального значения. Первый этаж постройки относится к XIX веку, что подтверждается и характерным размером кирпича, и сводчатыми потолками. Контуры этого здания есть и на Хотевском плане Москвы 1852 года. Хотя флигель и относился к соседнему владению (другие постройки которого были утрачены при проведении соединительной ветки), он все же был включен в территорию ОКН, как ценный элемент градостроительной среды памятника. Видимо, из-за того что в середине XX века здание было надстроено, Департамент культурного наследия решил признать его «дисгармоничной постройкой», чтобы оправдать возможный снос в угоду планам РЖД. Хотя такое решение можно рассматривать как неправомерное: оно было вынесено без каких-либо изысканий. РЖД намерено снести здание только потому, что так удобнее организовать подъезд техники для возведения опорной стенки.

Подобным образом на этой же улице был снесён в 2018 году деревянный дом начала XX века. Уничтоженный дом находился на территории объекта культурного наследия регионального значения «Городская усадьба С.М. Шибаева, XIX в.»

Вскоре должен решиться и вопрос о сносе ветхой, по мнению строителей, постройки на территории усадьбы XVIII века по Новой Басманной, д. 9.

Первой жертвой строительных планов стал административный корпус Гороховского таксомоторного гаража 1926-27 годов, ровесник знаменитого Бахметьевского гаража.

Его снесли в августе этого года, а неделю назад начали снос основного корпуса.

Таксомоторный гараж Москомтранса на 125 таксомоторов марки «Рено» («Гороховский таксомоторный парк»), архитектор Я.Ф. Попов, 1926. Фото Ольги Шурыгиной

Чудом повезло соседнему деревянного дому, судя по всему – дореволюционной постройке, относящейся к железной дороге.

При обустройстве стройплощадки возле моста на Новой Басманной улице бесследно исчезли несколько исторических фонарей, которые могли бы стать украшением любой городской улицы или экспонироваться в музее.

Особое беспокойство вызывает состояние объектов культурного наследия, которые уже сейчас находятся в 10-20 метрах от железной дороги, а после её расширения это расстояние сократится ещё на 5 метров. Во время реконструкции в непосредственной близости – на расстоянии буквально одного-двух метров – от фундаментов зданий XVIII-XX веков будут проводиться работы с высоким уровнем вибрации. Это будет происходить, например, у дома Хлебниковых по Новой Басманной, 9, вошедшего в альбомы Матвея Казакова (федеральный ОКН).

Без опасения нельзя смотреть на аварийное состояние частично обрушившихся ажурных балконов доходного дома Басманного товарищества по Новой Басманной улице, д.10 (арх. А.Н. Зелигсон, 1913 год, выявленный ОКН), прямо под которыми работает строительная техника и ходят пешеходы.

Или на усадьбу серебряного века, принадлежавшую Тронше и построенную в 1911 году архитектором В.И. Дзевульским (выявленный ОКН).

Она стоит на самой кромке выемки, и в паре метров от неё сейчас организуется заезд строительной техники. Ни для одного из этих зданий, похоже, не было проведено обследование, маячки не установлены до сих пор.

Благодаря жителям удалось добиться постоянного мониторинга состояния дома Обрабстроя, самого высокого конструктивистского жилого здания Москвы (арх. В.К. Кильдишев, 1931 год, региональный ОКН). Протест против строительных планов с грубым вмешательством в исторический ландшафт жители дома выразили ещё в мае, организовав митинги и вывесив красные полотнища из своих окон.

Дому Обрабстроя, наверное, повезло больше других. Институт Генплана Москвы по заказу Мосгипротранса разработал проект его реставрации и приспособления. Будет отремонтирован фасад, которому вернут исторический цвет, заменят окна на шумозащитные, с сохранением рисунка и материала рам и покраской цвета сурик. В центральном подъезде будет восстановлена входная группа с витражным остеклением, утраченная при ремонте 1980 года.

Участок строительства проходит в границах объекта археологического наследия федерального значения «Территория культурного слоя «Басманной слободы», XVI-XVII вв., то есть здесь обязательно наблюдение археологов за процессом работ. Возможно, археолог и выходит на место строительства, но постоянное наблюдение за перемещением большого количества грунта здесь отсутствует.

Что будет после стройки?

Зелёные склоны выемки Алексеевской соединительной ветки, на которых сейчас стоят исторические здания, будут превращены в бетонное ущелье. Количество путей и площадь под ними увеличится в два раза. Благодаря консультациям инициативной группы жителей с институтом «Мосгипротранс» удалось заменить стандартный проектируемый шумозащитный экран на прозрачный. Таким образом хотя бы не будут скрыты оставшиеся исторические дома и объекты культурного наследия.

Однако живой городской среде и всему Басманному району, который безусловно является сокровищем подлинной старой Москвы, будет нанесён серьёзный ущерб; исписанный граффити и заклеенный объявлениями забор создаст полосу отчуждения в привлекательном историческом жилом районе. Гражданская активность жителей и взаимодействие с РЖД также помогли облегчить негативное влияние стройки: введён день тишины в воскресенье и щадящий режим работы в субботу.

Жители продолжают добиваться повышения качества благоустройства (зелёные насаждения) и уважительного к наследию шумозащитного остекления согласно историческим чертежам окон.

4 комментария

Я живу на соседней со Старой Басманной улице. Это безобразие, что происхoдит с историческими зданиями в центре Москвы. Нынешний мэр обещал бороться с точечной застройкой, но это было не долго. В последнее время наблюдается активное строительство в ЦАО. Басманный район и Китай-город остались последним островком архитектуры исторической Москвы. Здесь действительно много ветхих зданий, в аварийном состоянии, в том числе, и памятников архитектуры.федерального значения.Но складывается такое впечатление, что городские власти их умышленно доводят до разрушения, обосновывая потом снос плачевным состоянием. Общественные организации, которые занимаются сохранением таких памятников архитектуры, должны активнее привлекать жителей района. Многие не знают, что происходит на их улице, но я уверена, не остались бы равнодушны. Если нужны подписи, то объявления на подъездах, волонтеры, как во время выборов в Мосгордуму, могли бы помочь. Кстати, среди пожеланий будущим депутатам в нашем районе было много и по этой теме. Выборы прошли - дома сносят!!!
В продолжение к предыдущему комменнтарию, читаю сегодня в новостях: за 9 лет в Москве потрачено на благоустройство больше средств, чем во всех городах России. Неужели у города нет средств на поддержание и сохранение разрушаюшихся исторических зданий?! Замена плитки на плитку и одних бордюров на лучшие мраморные стало уже московским мемом. В качестве оправданий теперь придумали, что это подрядчики исправляют свой брак за свой счет. Но это же смешно и рассчитано на гостей столицы, которые не знают и не помнят что, когда и где меняли гол-два назад.
предлагаю решить вопрос проще - наконец-то уже перенести столицу в Сибирь и туда же все транспортные узлы! это позволит сохранить исторические города и создать супер-пупер современные новые!
И всё-таки расширить до четырёх путей именно этот ж/д перегон между "Каланчёвской" и Курским вокзалом жизненно необходимо для всего московского ж/д узла и для возможности запуска и работы ж/д диаметров (МЦД), существенно способствующих уменьшению толп в переполненном московском метро: ведь достаточно проследить прохождение железных дорог на карте Москвы, чтобы увидеть, что именно через этот перегон Алексеевской соединительной ветви соединяются между собой четыре ж/д направления с одной стороны (Белорусское, Рижское, Ленинградское и, в скором времени, Киевское -- учитывая активно строящееся сейчас ж/д соединение) с тремя другими ж/д направлениями с другой стороны: Курским, Нижегородским и Павелецким (через соединительную ветвь от Царицыно до Бирюлёво) , и, кроме этого, есть возможность с помощью сооружения коротких ж/д соединений, вывести к этому перегону также ещё Ярославское и Савёловское ж/д направления: так что можно без преувеличения сказать, что именно этот перегон является важнейшим во всём Московском ж/д узле, и в дальнейшем его важность и значение будет только возрастать (*т.к. в противном случае пришлось бы отказаться не только от многих транзитных поездов дальнего следования, проходящих через Москву, но, главное, также отказаться и от создания ж/д диаметров (МЦД) между различными ж/д направлениями -- и, таким образом, смириться с чрезмерной переполненностью московского метро*) . Поэтому интересы развития и нормального функционирования транспортной системы Москвы всё-таки требовали в любом случае найти и реализовать такой способ расширения этого ж/д перегона до четырёх путей, который причинил бы наименьшие потери в московской архитектуре и наименьшие неудобства для местных жителей -- и, насколько можно судить, именно это постарались сделать власти Москвы и РЖДшные проектировщики при разработке и утверждении этого, реализуемого сейчас, проекта расширения данного перегона.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *