Вахта памяти

 ААН

Александр Можаев

«Вписывание современной архитектуры в исторический контекст», «средовой подход», «контекстуальное проектирование», «диалог столетий» в конце концов – всё это одно из общих мест современной градостроительной мысли, наиболее простой способ выражения архитектурной политкорректности. То есть, проектируя лихие новостройки среди памятников старого города, зодчему желательно делать в их сторону некие реверансы, поддерживать сложившийся образ, или хотя бы делать вид того, что он благоговейно поддерживается. Проект Музея музыкальных инструментов на Яузских воротах, опубликованный Агентством архитектурных новостей, дал повод вспомнить некоторые вехи становления «средового мышления» в современной московской практике. Говоря точнее, примечателен не сам проект, а прилагающаяся к нему идеологическая подоснова.


Этот музей будет располагаться на одной из красивейших площадей старой Москвы. Кроме того, он должен играть важную градостроительную роль, оформляя угол улицы Солянки (ныне на этом месте располагается скверик со «стекляшкой» бывшей пельменной). Проект долго обсуждался профессионалами, в том числе и ЭКОСом. В результате его высотные габариты были ограничены, дабы сократить влияние нового объёма на ансамбль старинной площади. Но итоговые размеры столь значимого культурного объекта показались несерьёзными мэру Москвы, который поручил увеличить площадь будущего музея более чем на 2 тысячи квадратных метров. Далее цитируем по тексту ААН:

«Увеличившись на один этаж, здание совершенно утратило окна «традиционных» ампирных пропорций и обзавелось новым видом проемов – очень маленькими вертикальными щелями между плитами облицовки, которые чередуются с такими же узкими нишами. Этот прием позволяет превратить каменную поверхность, которая в наше время – не что иное как тонкая скорлупа декоративной отделки, в подобие кладки из каменных квадров, подчеркнув предполагаемую массивность этой кладки. По словам <главного архитектора проекта> Дмитрия Александрова, отправной точкой для этого решения стал известный прием контекстуального проектирования – обращение к истории местности. Как известно, здесь проходила стена Белого города, построенная Федором Конем в конце XVI века и разобранная по ветхости в конце XVIII-го. Собственно, название площади происходит от находившихся здесь крепостных Яузских ворот. Стена проходила по линии бульвара и новое здание музея, таким образом, оказывается за ней, внутри Белого города, а не на ее месте – однако образный намек понятен – дом возвращает данному месту объем, по масштабу и фактуре напоминающий крепостную стену».

Сухаревская

Ну вот и хорошо. Предположим, что данное место будет осчастливлено нежданным возвращением родного, исконного объёма. Во всяком случае, нельзя не отметить, что контекстуалисты недавнего прошлого были гораздо менее изощрённы в поиске исторических параллелей. Прежде всего, вспоминается художественный прием, использованный авторами ТЦ «Садовая галерея» на Сухаревской площади. С юга к основному объёму здания примыкает двухэтажный «Макдоналдс», соседствующий с церковью Троицы в Листах, выдающимся памятником 17 столетия. Гармония памятника и новостройки была достигнута самым элементарным способом: по фасаду комбината питания пущены арочные окошки, рождающие у зрителя образ сказочного древнерусского терема, а угловая часть, выходящая непосредственно на двор церкви, решена в виде грозной крепостной башни. Вот вам и древние стены Скородома, чей образ возвращен из небытия заботой неравнодушных к прошлому зодчих новой эпохи. И хотя четверик символической башни образован чёрной решеткой венткамеры, внимательный зритель сможет увидеть в нём почерневшие от времени брёвна давно исчезнувшей крепости.

Воздвиженка

Кадашевская

Погорельский

Еще более остроумно поступили создатели офисного здания на Кадашевской набережной, 14. Его угловая часть, обращенная к так называемому Лужкову мосту, требовала парадного решения, и если остальные фасады здания решены в духе скромного, совершенно непритязательного псевдоклассицизма, то здесь было нужно нечто торжественное, почти дворцовое. Выход прост: угол срисован с известного классического дворца – дома Шереметева на Воздвиженке (разумеется, в упрощенном варианте). И хотя к историческому образу купеческого Замоскворечья эта гордая красота не имеет ни малейшего отношения, ход оказался удачным: спустя пару лет этот же приём был повторен при строительстве жилого комплекса в Погорельском переулке. Многоэтажная новостройка соседствует с храмом Екатерины на Ордынке, поэтому перед проектировщиками была поставлена задача увязать обращенный к памятнику пониженный корпус с историческим окружением. Так в Замоскворечье появилась еще одна, ещё чуть более упрощенная реплика дворца Шереметьва. Странно, что этот практичный приём не был поставлен столичными контекстуалистами на конвейер. Ведь оно и дёшево, и сердито, и что самое главное – красиво очень.

Страстной

Другой, еще более смелый пример внимательного отношения к старому городу был продемонстрирован при строительстве комплекса Союза театральных деятелей на Страстном бульваре. На месте морально и технически устаревших палат 17 века был возведен плавательный бассейн, решённый в форме богатого боярского терема. Заметьте, что этот объект ни в малейшей мере не является «новоделом», попыткой воссоздания своего неказистого предшественника. И по объёму, и по внешности это совершенно новое здание, сохраняющее дух преемственности исторического города, являющееся безусловной данью уважения мастерству безымянных древнерусских зодчих. Дёшево, сердито, а в добавок ещё и в высшей степени патриотично.

Эстафету историзма принимает проектируемый дворец царя Алексея Михайловича, который вскоре наполнит духом родной старины пустынные просторы природно-исторического заповедника Коломенское. И похоже, что скоро у нас будет ещё один интереснейший повод вернуться к беседе о достижениях столичного градостроительного историзма.

Распечатать статью Распечатать статью

6 комментариев

"Контекстуалисты, поставившие на ковейер идеологическую подоснову" ...да еще и с реверансами - изумительно! Что-то мне эта стена на Солянке больше "шкаф" крематория напоминает... Какие-то неправильные правильные образы рождаются, да... Не иначе, от несерьезности.
Дмитрий Александров больше года назад   Изменить
Здравствуйте, господа! Вообще-то совершенно случайно наткнулся на Вас. Весьма интересно! Позволю заметить, что прежде чем комментировать какой-либо новый проект, стоило бы, наверное, поинтересоваться, а для чего он, собственно?
Для всяческих музыкальных интсрументов, кажется?
Интересная мысль заложена в концепции проекта, представленного на первой картинке. Жаль, что она черно-белая. Я думаю, что авторы всё-таки сделали акцент на цвете, решая такую крупную плоскость. Представленная иллюстрация это не показывает, к сожалению. Если этот проект ещё немного доработать в плане это будет хорошим решением для такого места. Пока режет глаз отсутствие горизонтальных членений. Если бы, например, первый уровень был как-то выделен (масштабом или цветом или креповкой), то из композиции ушла бы пресловутая "макетность". Глядя на пропорции стены думается, что еще несколько горизонтальных тяг не помешало бы вставить и выше. Тем более, таким образом можно было бы отразить внутренне вертикальное зонирование здания. Всё это поспособствовало бы его входу в контекст, мне кажется. Идея была неплохая, но реализация ей не отвечает - сыровато.
Лично мне режет глаз заваленный угол. Важнейшая градостроительная точка, начало улицы - и опять какая-то нора на том месте, где должен быть акцент. У нас было симпатичное интервью с Кириллом Ассом (http://www.archnadzor.ru/?p=99#more-99), где он золотые слова сказал: “Безволие современной московской архитектуры больше всего проявляется в полной неспособности решать углы”. Это действительно общая болезнь какая-то.
Да, как ни банально, но тема решения угла болезненно и непросто отрабатывалась, наверное, во всех исторические эпохах. Почти каждый "стиль" или период создавал определённый расхожий приём оформления углов. И в классицизме, и в барокко, и в авангарде, и в других направлениях эти приёмы были доведены до уровня штампов. Проблема в том, что именно эти штампы как раз обычно легко и привычно воспринимаются как наблюдателями, так и профессионалами. Мне кажется, что сейчас стоит всё-таки искать новые средства выразительности. Не стоит в таком вопросе как решение углов возвращаться к бесконечному повторению исторически отработанных приёмов. Именно это может обернуться ещё одним уровнем неспособности, о которой говорил Асс.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *