Плоды конверсии

56 

Татьяна Царёва

Сохранение памятников индустрии и технической инфраструктуры Москвы (на примере московских хлебозаводов 1924-1935 гг.)

Начавшийся в конце 1920-х гг. курс на коллективизацию, связанный с отчуждением у крестьян значительного количеств товарного зерна, привел к необходимости строительства крупных элеваторов и хлебозаводов. Проблема проектирования хранилищ и заводов по переработки зерна (элеваторов, мелькомбинатов, хлебозаводов) стала настолько актуальной, что в центральных архитектурных вузах появились специальные курсовые и дипломные проекты по данной тематике.
Политика борьбы с частной собственностью на зерно активизировала развитие механического хлебопечения, в связи с чем московский союз потребительских обществ (МОСПО) занялся организацией строительства московских хлебозаводов.


Первая попытка была произведена в 1924 году путем переоборудования пекарни на Серпуховской площади (Валовая ул., 37), в результате чего эффективность ее возросла с 15 до 70 тонн хлеба в сутки. На участке по адресу Бутырский вал, 68 в это же время начинается строительство хлебозавода мощностью 140 т ежедневной выпечки, оборудованного 14 двухъярусными печами системы Акционерного общества «Мельстрой». Это строительство позволило впервые отработать технологически последовательный процесс автоматического хлебопечения. В 1928 году МОСПО заложило 2 новых хлебозавода: в Пролетарском (ул. Золоторожский вал, 6) и Сокольническом (Верхняя Красносельская ул., 3) районах, мощностью 180 т. каждый, полностью механизированные и оснащенные заграничным, «ввозным», оборудованием.

1930

В 1931 году вышло постановление партии и правительства, обусловившее полный переход Москвы на механизированную выпечку хлеба и обязывающий потребкооперацию приступить к строительству такого количества заводов, которое может обеспечить население новой Москвы хлебными изделиями. Для выполнения этой директивы к 1936 году было выстроено еще 8 хлебозаводов, окончательно вытеснившие частные хлебопекарни. В отчетных материалах нового генерального плана Москвы 1935 года представлен табличный анализ капитальных вложений в развитие городского хозяйства за 1924-1934 гг., из которого следует, что государственное финансирование строительства хлебозаводов выделялось в отдельную графу расходов наравне с транспортом, водоснабжением, канализацией и пр. Исходя из этой таблицы финансирование программы строительства хлебозаводов началось в 1927/1928 гг., достигло пика в 1931/32 гг. и довольно успешно шло в 1933/1934.
В 1930-1931 гг. Строятся 5-й и 6-й хлебозаводы, обслуживающие Краснопресненский (Ходынская ул., 2) и Фрунзенский (Кооперативная ул., 16) районы. Эти заводы, оснащенные 100% отечественным оборудованием, рассчитаны на мощность 250 т.
Начиная с 1932 года строятся еще шесть заводов: № 7-й, обслуживающий Замоскворецкий район (2-й Павелецкий пр., 4/6); № 8 – Сталинский район (Большая Черкизовская, 32); № 9 – Октябрьский район (Новодмитровская ул., д.1); № 10 – Пролетарский район (Новоостаповская ул., 12); № 11 (неизвестно, предположительно в Кунцево); № 12 – Сталинский район (Красноказарменная ул., 15).

1930

Все двенадцать заводов строились по двум архетипам, связанным с технологической особенностям производства: заводы по системе, разработанной Акционерным обществом «Мельстрой» и заводы по системе инженера Г.П. Марсакова. Технологические системы предопределяли форму промышленных сооружений и оказывали значительное влияние на объемно-пространственную композицию комплекса.

Система АО «Мельстрой», рассчитанная на прямоугольные помещения с движущимися по прямой подвесными люльками, позволяла обеспечить непрерывность процесса и была достаточно практична с точки зрения организации строительства. С точки зрения архитектурной формы, эти промышленные сооружения, основанные на ранее существовавших аналогах, не представляли интереса — в отличии от абсолютно оригинальной системы Марсакова.

Марсаков

Идея конвейерного производства хлеба инженера Г.П. Марсакова заключалась в использовании системы кольцевых конвейеров, обеспечивавших непрерывное автоматическое производства хлеба по вертикали сверху вниз. Мука со склада, находившегося в подвальном этаже, транспортером подавалась на четвертый этаж, где находилось заквасочное отделение. Отсюда готовая опара поступала на третий этаж в тестомесильное отделение, состоявшее из трех жестких кольцевых конвейеров, где происходил процесс брожения. После окончания брожения куски теста попадали в тесторазделочное отделение на втором этаже, а оттуда — в расположенное рядом на этом же этаже печное отделение. Хлеб выпекался в трех круглых кольцевых печах. После выпечки хлеб выгружался из печей и по наклонным спускам поступал в хлебохранилище на первом этаже. Впервые данная система была применена для строительства хлебозавода № 5 в Москве и затем с небольшими изменениями и усовершенствованиями было выстроено еще три (четыре) завода в Москве и два в Петербурге.

Т.Царёва

На схеме, составленной для иллюстрации данной статьи, показаны 11 (12) первых заводов, введенных в действие до утверждения нового генерального плана Москвы 1935 года. Отдельно выделены заводы, построенные по системе Марсакова. Схема позволила наглядно выявить общие закономерности размещения хлебозаводов — крупных предприятий пищевой промышленности. Прежде всего, это обязательное наличие железнодорожных веток, осуществляющих подвоз муки и отправку готового хлеба, а также особая схема транспортного обслуживания, исходящая из идеи создания непересекающихся внешних грузопотоков.
Размещение хлебозаводов взаимоувязано с территориями отдельных городских административных районов Москвы, однако, преимущественно расположение объектов тяготеет к восточной и юго-восточной части города, что обусловлено учетом направления господствующих ветров. Значительная удаленность хлебозаводов от центра (кроме завода № 1) связана с активизацией строительства на периферийных территориях, обладающих потенциалом для развития промышленной функции, а также с стремлением использовать преимущества кольцевой железной дороги.

II 09a

Наиболее интересным в технологичеком и архитектурно-строительном отношении является хлебозавод №5 (позже ему было присвоено им В.П. Зотова), расположенного на Ходынской улице. Здание является памятником истории и культуры «Производственный корпус хлебозавода № 5 им. Зотова», утвержденным распоряжением Правительства Москвы 10 августа 2004 г. N 1608-РП.
Первоначальный проект хлебозавода, составленный по системе Мельстроя, оборудованный люлечными печами, был отвергнут, и в 1929 г. был принят проект кольцевого хлебозавода-автомата по системе инженера Г.П. Марсакова мощностью 240 тонн хлеба в сутки. Здание было окончено постройкой в 1932 г. Все конвейеры, печи, машины и приспособления были сделаны по проекту Г.П. Марсакова. Вопрос авторства инженера Марсакова в архитектурном проекте вызывает сомнения. Так, принятые на охрану, как памятники промышленной архитектуры XX века, два хлебозавода системы Марсакова в Санкт-Петербурге, построенные в 1933-34 годах, приписываются (под вопросом) авторству архитектора А.С. Никольского.

ХЗ5

Объемно-пространственная структура завода представляет собой промышленный комплекс, состоящий из основного четырехэтажного объема круглой в плане формы с двумя пристройками – котельная с трубой и прямоугольный в плане ступенчатый корпус для вспомогательных и административных функций; зданий мастерской, электроподстанции, каменной постройки для автомобильных весов. По мере эксплуатации к основному зданию неоднократно делались пристройки, исказившие его первоначальный облик. Кроме того, на территории хлебозавода было возведено множество хозяйственных построек.

В связи с принятым решением о конверсии промышленной функции и реконструкции территории завода был выполнен комплекс историко-культурных и конструктивно-технических исследований, позволивший принять решение о предмете охраны и границах территория памятника истории и культуры с учетом выявленного в процессе исследования характера трансформации первоначальных историко-градостроительных характеристик территории. В процессе исследования был проведен тщательный анализ сохранности и историко-культурной ценности конструктивных элементов строения, результаты которого отражены на схеме «Характеристика ценности и сохранности планировки и конструкций здания». На основании полученной картограммы сохранности и ценности объекта даны предложения по определению предмета охраны, в котором представлен перечень всех элементов здания, рекомендуемых к сохранению и реставрации.

ХЗ5

При разработке проекта реставрации рекомендуется учесть колористическую гамму первоначальной покраски здания: красное и белое; фактуры отделочных материалов: крашенный кирпич, прокатный и листовой металл, крашенное дерево, стекло; стилистику утраченного шрифтового оформления торцевой части юго-восточной башнеобразной лестничной клетки, сохранившиеся аутентичных материалы конструкций – монолитный железобетон, прокатное железо, дерево.
Предусматривается также уточнение предмета охраны при проведении натурных реставрационных исследований.

На основе предмета охраны в настоящее время разрабатывается проект реставрации памятника с приспособлением под новое функциональное назначение.
Рассматриваемый объект культурного наследия является единичным памятником промышленной архитектуры, расположенным в активно застраивающейся в настоящее время зоне отвода железнодорожного полотна. В связи с отсутствием адекватного стилистического окружения и деградацией контактной градостроительной среды в процессе функционирования завода, особенностью сохранения объекта является выделение локальной территории памятника в целях создания условий композиционно-пространственного развития обширной территории хлебозавода в увязке с общей концепцией развития территории района.

ХЗ9

PS. В данный момент ведётся приспособление здания бывшего хлебозавода №5 под оффисы по проекту ТПО «Резерв» (гл. архитектор Владимир Плоткин). Основной корпус освобождён от поздней обстройки и будет реставрироваться. Но по всей видимости, прекрасно сохранявшееся техническое  оборудование системы Марсакова будет при этом полностью ликвидировано.

Продолжение осмотра

9 комментариев

Огромное спасибо за эти подробнейшие графические материалы. Давно хотел разобраться с этими заводами подробно, но под руку не попадались нужные материалы. А заниматься поисками, конечно же, нет никакой возможности. У нас оба хлебозавода, построенные по этой системе на Петроградской стороне и на Кушелевке исправно работают. Всё время ем хлебные изделия, сделанные на этих заводах. Чёрный и белый хлеб с этих заводов традиционно особо высокого качества. Никаких материалов, подтверждающих авторство Никольского в отношении архитектурного решения заводов пока не удалось выявить. Гипотеза о его авторстве принадлежит Маргарите Сергеевне Штиглиц. Предположение, насколько я понял, было сделано исходя из сопоставления с другими работами мастерской Никольского и формального анализа архитектурной композиции памятников. В этом свете, вопрос об авторстве пока остаётся открытым.
Я, как коренной житель Пресни, очень рада узнать, что здание завода им. Зотова имеет статус памятника истории и культуры, оно действительно очень красивое.
Максим Валерьевич больше года назад   Изменить
Тем не менее, разрушение здания Хлебозавода им. Зотова на Ходынской улице в настоящее время как раз идет полным ходом. Сходите, посмотрите, - основного корпуса (цилиндрической формы) уже нет. Ломка в самом разгаре.
Очень повеселило словосочетание "Мощный хлебозавод" )))
Я думал их давно уже посносили , рад узнать , что присвоили статус памятника.
Спасибо за подробное архивирование нашей хлебной истории.
Здравствуйте У меня одного картинки по клику не открываются? К Большому сожалению ВСЕ
К сожалению многие публикации прошлых лет нужно приводить в порядок, в особенности это касается фотографий, которые при переезде сайта были утрачены.
Достаточно после клика на рисунок убрать из адресной строки окончание ".php", нажать Enter, и картинка загрузится. Похоже, дело в изменении "движка" сайта, а не в его переезде.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *