Символ эпохи

План 2 этажа 

Образы сооружений в форме советских символов не давали покоя зодчим довоенной эпохи. Школа имени 10-летия Октябрьской революции в Ленинграде (арх. А. Никольский, А. Крестин, 1927), отдаленно напоминающая серп и молот, и театр Советской Армии в Москве в форме звезды (арх. К. Алабян, В. Симбирцев, 1934) стали яркими страницами истории отечественной архитектуры. В ряде известных конкурсных проектов сходная идея звучала не раз – например, во Дворце Труда в Иваново-Вознесенске академика В. Щуко и профессора В. Гельфрейха.
Но наиболее буквально символ солидарности угнетенных был воплощен в здании фабрики-кухни, построенной в город Самаре в 1931 году.


Фабрики-кухни – уникальный феномен истории нашей страны, ее очень спорной, но вместе с тем новаторской и романтичной эпохи. Фабрику-кухню завода им. Масленникова в Самаре отличает уникальное инженерное и образное решение, гармоничная и адекватная реализация новаторской идеи. Появись такое здание в столицах, оно давно бы было оценено и вошло в учебники по истории архитектуры.

1932

Фабрика-кухня была открыта 1 января 1932 года. В процессе разработки рабочего проекта, выполненного московским архитектором Нарпита Екатериной Максимовой, возникли проблемы с финансированием строительства из-за нестандартной системы железобетонных перекрытий и консольных конструкций. Поэтому проектной конторой самарского завода №42 (им. Масленникова) был изготовлен альтернативный проект, предлагавший простую, но невыразительную Г-образную форму здания, с угловым срезом на пересечении улиц. Тем не менее, в результате к реализации всё же был принят первоначальный проект Максимовой.

Несмотря на явную формалистичность композиционного построения в виде серпа и молота в плане, сооружение имело идеальную технологическую схему. Из молота-кухни по трем конвейерам готовая пища доставлялась на раздачу в серп-столовые. Кроме того, в здании имелись спортзал, читальня и некоторые коммунальные службы.
Первоначальный образ был проникнут духом современных технологий, демонстрировал передовые эстетические, инженерные и этические идеи архитектуры советского авангарда. Это одно из первых зданий с бетонными перекрытиями в Поволжье. Смелые консольные конструкции поддерживают широкие полукруглые междуэтажные площадки, что позволило полностью остеклить лестничные блоки. Второй этаж тоже консольно «нависал» над входной зоной. Огромные горизонтальные проемы с узкими простенками, горизонтальными тягами и характерными конструктивистскими переплетами имитировали ленточное остекление.

 после перестройки 1944г.

Впоследствии уникальный памятник советского авангарда подвергся двум реконструкциям. В 1944 году фабрика-кухня была реконструирована по проекту самарского архитектора И.Г. Салоникиди. Внешний фасад был переделан «под классику». Все проемы были сужены, цилиндрические экраны лестничных блоков заложены кирпичом. Обширная ниша главного входа под нависающим вторым этажом была застроена и включена в теплый контур здания. Эти мероприятия мотивировались трудностями отопления, однако окна тыловых фасадов остались не тронутыми. Т.е. только внешний фасад получил «классическую» трактовку: руст, карнизы. Основные конструктивные новации – консольные выносы, огромные плоскости остекления – были скрыты новой оболочкой. Характерные для конструктивизма угловые окна, расположенные на торце «молота», выходящем на Ново-Садовую улицу, были оставлены. Но богатая пластика, динамизм, взаимодействие внутреннего и внешнего пространства были утрачены.

В 1998-99гг. произошла вторая реконструкция. В здании расположилось два развлекательных клуба и торговый центр «Пассаж». Классический декор фасадов был сбит, весь объем памятника обшит пластиковой рейкой (вместе с оригинальными надписями на торце «молота»). Была значительно изменена планировка, перекрыт атриум спортзала, утрачены детали многих ограждений, зашиты потолки с уникальными ригельными конструкциями.

 1997

В 2004 г. сменился владелец здания, являющегося вновь выявленным памятником культурного наследия. На месте здания фабрики-кухни международная девелоперская компания «Clover-Group» планирует возвести офисно-развлекательный центр площадью 82 000 кв.м. Разработка проекта находится в эскизной стадии, градостроительные согласования не проведены. Однако, судя по всему, готовность ответственных лиц городской администрации содействовать продвижению проекта уже обеспечена.
В Самарском Министерстве культуры, где нет ни одного специалиста по наследию советского периода, есть представление о реконструкции как о создании новодела, причем, только с имитацией плана в виде серпа и молота. Остальные факторы — этажность, планировка, фасады – все, что и составляет содержание архитектуры, — не рассматриваются как предмет охраны. Для подтверждения правомерности планов сноса на средства заинтересованных организаций проведена инженерная экспертиза здания, подтверждающая его неудовлетворительное конструктивное состояние. На самом деле конструкция здания находится в очень хорошем состоянии, что несомненно подтвердит независимая экспертиза.

При этом, конфликта интересов между сторонниками сохранения памятника и девелоперской фирмой практически нет: землеотвод, на котором находится здание – это малозастроенная территория, возведение планируемых площадей представляется реальной задачей и без сноса фабрики-кухни. Однако позиция городской администрации практически исключает конструктивный диалог между сторонами. В секрете держатся авторы и сроки разработки проектной концепции, недоступен сам проект. Иными словами, проблема состоит в отсутствии квалифицированного администрирования проектных процессов. Ведь новая реконструкция могла бы стать удобным поводом для реставрации выдающегося памятника, искажение или утрата которого станет потерей для всей русской культуры.
На сегодняшний день в России и за рубежом накоплен обширный опыт реставрации и использования памятников архитектуры 1920-30-х годов с сохранением исторических конструкций и материалов. В частности, за последние десятилетия были отреставрированы и обрели новую жизнь фабрики-кухни в Москве, Санкт-Петербурге, Иваново, Туле, Минске. Современный подход к развитию городов, закрепленный в ряде международных конвенций, основывается на понимании несомненной ценности подлинных памятников разных эпох, обогащающих городскую среду и повышающих качество городской жизни в целом.

Современное состояние. Фото Ю.Стрельца

В защиту самарской фабрики-кухни уже выступили многие известные архитекторы и общественные деятели.
Для желающих присоединить свой голос сообщаем адрес:
443006, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д.210, факс 8 846 3321340.
Губернатору Самарской области Артякову Владимиру Владимировичу.

Основные требования:
— проведение независимой экспертизы здания;
— сохранение конструктивных элементов и планировочной структуры здания;
— привлечение специализированной реставрационной организации;
— восстановление первоначального конструктивистского образа памятника путем научной реставрации.

С дальнейшими новостями можно ознакомиться на сайте движения «Фабрика-кухня».

fabrika-kuhnya.ru

Распечатать статью Распечатать статью

7 комментариев

Никогда не была в Самаре. Неужели город так архитектурно богат, что может легко утратить столь необычное здание? Или земля дороже московской?
Это у них что, перестроечное желание разрушить все что хоть как-то напоминает о советском времени джо сих пор не угасло? нет слов.
Да...перестройка.
сохранить однозначно! Зачем повторять малоумный опыт советских лихачей, которые сносили церкви, а теперь все сожалеют об этом?!? Пусть памятник архитектуры (а это именно памятник и именно архитектуры)останется нетронутым! Искусствовед, Екатерина Мялькина, Москва.
У нас плачевно обстоят дела с памятниками архитектуры. Очередной особняк сейчас сносят ради постройки высотки жилой. Исторический центр безвозвратно утерян. Архитектор, Самара.
Ирина Прохорова поговорила с координатором общественного движения Архнадзор Константином Михайловым, историком Верой Мильчиной Были ли какие-то памятники, которые получали восхищение? У меня такое ощущение, что кому бы памятник ни поставили, он сначала вызывает невероятную критику.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *