Конец фильма

В дополнение к предыдущему тексту о кинофабриках публикуем историческую справку и эскизный проект реставрации павильона кинофабрики И.Н.Ермольева, снесенного в начале 2000-х при строительстве ТЦ «Европейский». Материалы предоставлены Романом Цеханским


История домовладения на месте Кинофабрики прослеживается с 1817 года. До 1878 года его хозяевами были Хухриковы, потомственные ямщики Ямской слободы. Во владении были выстроены один каменный жилой дом и несколько деревянных хозяйственных строений. В дальнейшем владение разделилось на две продольные части, южная перешла в собственность семье купца Дельцова.

В 1895 году владение переходит к И.Н.Касаткину, инженеру Министерства путей сообщения. Касаткину, в связи с частыми разъездами требовался дом рядом с вокзалом, и в 1897 году на этом участке он строит трёхэтажный жилой корпус с полуподвалом, в нижнем этаже которого разместились торговые лавки. Сильно перестроенный, он послужил основой для павильона Кинофабрики.

Весной 1914 года владение покупает крупный деятель русского кинематографа, кинопромышленник Иосиф Николаевич Ермольев (1889-1962). Дом Касаткина был перестроен под павильон «Кинофабрики И.Н.Ермольева» по проекту инженера А. Попова в 1915 году.

Этот павильон может по праву считаться родиной русского кинематрографа. Здесь, в свой доялтинский период (1915-18 гг.) Ермольев произвёл свыше 120 фильмов, среди которых были такие признанные шедевры, как «Петербуржские трущобы», «Пиковая дама», «Отец Сергий». На этом месте создавали свои картины режиссёры Я. Протазанов, В. Гардин, актёры И. Мозжухин, О. Гзовская и многие другие.

Планировка Павильона была тесно связана с технологией кинопроизводства, описанной Ермольевым в прошении Московскому Градоначальнику от 15 апреля 1915 года. В нём он планирует постройку зимнего «павильона для кине-фото снимков с нежилым полуподвалом для проявления, промывок и печатания снимков и мастерской». Также в здании предусматриваются «помещения администрации, конторы, реквизита, уборных, мебели, костюмов, и декорационной».

Съёмочная площадка размером 31 х 20 сажен находилась на 2-ом этаже, на первом размещалась кинолаборатория. Крыша и южная сторона Павильона были с двойным остеклением, которое в сочетании с двумя параллельными системами отопления паровыми батареями поддерживало комнатную температуру на съёмочной площадке даже в сильные морозы, тогда как многие другие киностудии прекращали на зимнее время павильонные съемки. На одном из фасадов здания была размещена закладная доска «1915».

Во время проектирования ТЦ «Европейский» выдвигались предложения о реставрации павильона и сохранении его внутри новостройки, о создании киномузея, который мог бы стать частью нового девятизального кинотеатра… Руководство ТЦ посчитало это излишними хлопотами.
После сноса павильона Ермольева из 15 дореволюционных киностудий в Москве осталась только одна — павильон Д.Харитонова на Лесной улице, д.27. Распоряжением правительства Москвы от 6 февраля 2006 года на этом участке предусмотрено строительство очередного офисного центра.

Распечатать статью Распечатать статью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *