Музеи в беспамятстве

Рустам Рахматуллин, Александр Можаев

События последних месяцев демонстрируют совершенно определённую тенденцию: театр «Геликон» бульдозерами приспосабливает под свои нужды усадьбу Шаховской. Исторический музей, музеи Истории Москвы и Изобразительных искусств выступают с предложениями по радикальной реконструкции вверенных им памятников (Монетный двор, Провиантские склады, усадьба Волконских). Государственные музеи Царицыно и Коломенское строят псевдоисторические дйснейленды на территориях заповедников. Это уже «эпидемия». Особенно поражает перечень тех, кто «заболел». Ниже приводим далеко неполный обзор поступков учреждений культуры, в последние годы подававших стране примеры безусловного вандализма.


Постановление мэра Москвы о развитии Третьяковской галереи назначает к сносу дом 10 по Кадашевской набережной, входящий в охранную зону Кремля. Ради развития Третьяковки еще в 1994 году постановлением мэра снесен дом 12, являвшийся памятником. На его месте до сих пор пустырь. Кстати, именно с этого сноса началась история новейшего московского вандализма вообще и «культурного» в частности. Отдельно отметим запредельный качественный уровень проекта нового здания главной российской галереи (2006), выполненного Андреем Боковым, ныне — президентом Союза архитекторов России.

Стоит напомнить, что разрушение заповедной Остоженки началось со строительства Оперного дома Галины Вишневской — его многоэтажные доходные здания втроглись в малоэтажную среду Зачатьевских переулков, задав масштаб многочисленным новостройкам, возникшим в этом районе впоследствии. Особенно эффектно жилые корпуса «дома Вишневской» смотрятся в соседстве с домом Шаляпина, медленно разрушающимся у них под окнами.

В 1995 году Большой театр снес до цоколя главный дом усадьбы Щербатовых (середина 18 в.) на Кузнецком Мосту, 4, во дворе. По литературным данным, усадьба принадлежала историку и писателю екатерининской эпохи князю Михаилу Щербатову, автору памфлета «О повреждении нравов в России». На цоколе выстроен новодел, включенный противоположным фасадом в интерьер нового театрального комплекса.
Отдельная история — реконструкция самого здания БДТ. Портик Бове полностью ликвидирован.

В том же году решением мэрии началась перестройка литературного Музея Пушкина (Пречистенка, 12). Хозяйственный двор знаменитой усадьбы дворян Хрущевых был перекрыт, при этом снесен каретный корпус, снесены и вновь построены уникальные усадебные ворота по Хрущевскому переулку. Именно в этом дворе снимается телепрограмма «Культурная революция».

Галерея искусств Церетели перекрыла усадебный двор на Пречистенке, 19. Главный дом усадьбы — еще один шедевр этой улицы — построен Михаилом Кречетниковым, калужским наместником императрицы Екатерины, создателем феномена классической Калуги. Утилитарное отношение к памятнику очевидно: прекрасный уличный фасад превращен в рекламный стенд. Во время выставок то одна, то обе лоджии с барельефами завешиваются полотнищами, ниши для скульптур забиваются щитами, в частности, с портретом Зураба Константиновича. Ко входу приделан козырек, а перед ним толпятся поразительные изваяния. Особенно поражает искусство ваятеля путать личное с общественным.

Но вернемся от малых форм к крупным. Пречистенские благоустройства Зураба Церетели не идут ни в какое сравнение с трагедией знаменитого дворца Разумовского (ул. Казакова, 18-20). Огромный полудеревянный дворец благополучно пережил пожар 1812 года.  Центральная его часть выгорела в 1999 году, после того, как была передана Академии художеств, возглавляемой тем же популярным скульптором.  Десять лет органы охраны и неравнодушная общественность взывали к Церетели, требуя провести хотя бы противоаварийные работы на гибнущем памятнике. В 2008 году пострадавшая часть здания была разобрана.

 

В 1998 году Центральная городская библиотека имени Некрасова распоряжением мэра снесла все строения усадьбы Салтыковых 18-19 вв., кроме главного дома (Тверской бульвар, 27). На этом месте до сих пор пустырь.

На рубеже веков Союз театральных деятелей под руководством Александра Калягина снес палаты XVII века на Страстном бульваре, 10, во дворе, заменив их новоделом, грубо стилизованным под нарышкинское барокко и не имеющего ничего общего с прежним одноэтажным зданием, главной ценностью которого были сводчатые интерьеры. За стенами новостройки скрывается бассейн. Сейчас театр Калягина противостоит идее восстановления церкви Флора и Лавра у Мясницких ворот (редкий случай документально и градостроительно оправданного новодела). Одним из мотивов является то, что колокольный звон будет мешать полноценной жизнедеятельности расширяющегося театра «Et cetera».

Другой театр, Школа современного искусства Анатолия Васильева, в 1997 году разрушил здание кинотеатра «Уран» на Сретенке — одного из старейших в городе, открывшихся ещё до революции. «Уран» снесён по постановлению Правительства Москвы, несмотря на статус вновь выявленного памятника истории и культуры.

Ещё ранее, в середине 1990-х снесены боковые корпуса и спроектировано перекрытие двора конюшен Манташева (Скаковая аллея, 5, архитекторы Измиров, Веснины, «венское барокко» начала 20 века) для театра балета Касаткиной-Василёва. Театр до сих пор не построен, из-за спины сохранившегося главного здания торчит ж/б каркас зрительного зала. 

Надо заметить, что при расширении и строительстве театров в историческом центре регулярно используется одна и та же риторика: «охранители мешают развивать театральное дело». Но участки в охранных зонах, выделенные под строительство объектов культуры впоследствии застраиваются элитным жильём и офисами. Так произошло с кварталом  на углу Петровского и Цетного бульваров, переданного в 1990-е под строительство филиала Малого театра. Сейчас то же происходит с владениями 39 и 41 на Арбате, предназначавшимися под развитие театра Вахтангова.

В 1998 году некой югославской фирмой был снесён дом Герцена на Сивцевом Вражке. Тогда показалось странным  молчание Литературного музея, наблюдавшего снос из окон своего филиала (музея А.И.Герцена, занимающего флигель фамильной учадьбы). Вопросы отпали, когда в 2004 году Литературный музей сам выступил инициатором «замены реставрационного материала» стоящего напроив дома Аксакова (Сивцев Вражек, 30). Деревянный дом был заменён кирпичной копией, от подлинного памятника остался только подвал. 

В 2006 году реконструкция Московского дома фотографии по заказу города обернулась сносом родного дома знаменитого философа Владимира Соловьева (Остоженка, 16).

В 2007 году Архитектурный институт на глазах своих студентов снес каретный корпус собственной усадьбы (Рождественка, 11). Каретник не был памятником де-юре, чем и воспользовались хозяйственные профессора, любящие говорить о ценностях наследия. До этого МАрхИ основательно прошелся по своим окрестностям, выстроив под вывеской «строительства Центра международной архитектуры» два доходных комплекса. Один из них изуродовал исторические виды Рождественки, другой окончательно добил Трубную площадь — к этой истории мы как-нибудь вернёмся подробнее.
Не менее культурно выглядит консерватория, предлагающая перепланировать дом с мемориальными квартирами преподавателей в Среднем Кисловском переулке, 4. Этот дом также пока не является памятником, чему хозяйственная профессура явно рада.

Московский государственный университет также не остался в стороне: в 2008 году уничтожены ампирные белокаменные ворота старого здания на Манежной площади, реставрированные в советские годы. Белый камень долго валялся во  дворе, затем отбыл в неизвестном направлении. Новые ворота выстроены  из кирпича и облицованы каменной плиткой.

Российская государственная библиотека (замечаете, какие имена!) сознательно выморачивает палаты Левашовых в Староваганьковском переулке, 15 — один из лучших памятников гражданской архитектуры Москвы 17 века.  Здание, в котором размещались библиотечные службы, сгорело 15 лет назад и с тех пор разрушается. Семь лет назад обвалилась половина заднего фасада. Несмотря на протесты общественности и многочисленные публикации в прессе, РГБ так и не удосужилась провести самые элементарные противоаварийные работы.

И вот теперь — Музей истории Москвы. Хорошо, что он переезжает из церковного здания на Новой площади в огромные Провиантские магазины. Однако магазины тут же оказываются недостаточно огромными. Бывшие военные склады, построенные в 1829-1831 годах академиком архитектуры Федором Шестаковым по проекту Василия Стасова в духе «египетского» ампира, хорошо подходят для экспозиций и хранения, но надо же где-то проводить «мероприятия». Ясно, что комплекс передавался музею уже с мыслью о расширении. Что учитывались не только габариты памятника, но и габариты участка — вопреки законодательному запрещению строительства на территории памятников.

Памятник — не кубик пластилина, а застывшая форма, созданная до нас. В этом дух, философия, а не только буква закона. Если функция не умещается в памятник, ищите другой или меняйте функцию. Вдвойне обидно, когда это приходится объяснять не кому-нибудь, а музейщикам, артистам, профессорам и академикам.

 

28 комментариев

Юлия Викторова больше года назад   Изменить
Может объявим почин продолжения сего московского мартиролога? Я б сходу добавил бы безумную реконструкцию б. территории МГУ вдоль ул. Грановского, ознаменованную полным уничтожением одного профессорского дома и издевательского "сохранения" малой части другого, а также неслыханной "реставрацией" тн. дома ректора. Под нужды "развития" Малого театра начался повальный снос исторической застройки на углу Трубной площади и Петровского б-ра, завершившийся недавно полным ее уничтожением. Под "развитие" МХАТА уродуют сносом и новым стр-вом территорию между тн. гостиницой Шевалье и Георгиевским пер... Продолжим ?
Благодарю! Добавил, кроме МХАТ про который ничего не знаю и Ректорского, который на момент сноса принадлежал не МГУ, а Геологоразведочному институту. Зато напомнили про ворота Старого университета...
Юлия Викторова больше года назад   Изменить
Муз. театр им. Станиславского снес и сжег все историческое на своем участке на углу Б.Дмитровки и Козицкого пер. и выстроил нечто монструозное, что и на театр-то непохоже. На Сретенке был снесен кинотеатр "Уран", располагавшийся в хорошем модерновом здании. На его месте еще в конце 90-ых выстроен причудливый театральный комплекс( якобы для театра Васильева, в котором достойный маэстро не восхотел творить нетленку.Театральная жисть там даже и не затеплилась) Неподалеку, на Садовом с огромным кол-вом вранья и при прямом участии деятелей Москомнаследия был уничтожен неоклассический к-тр Форум, к чему одаривший Москву извращенческим монументом питерско-парижский ваятель М. Шемякин нетрезвую руку приложил... Продолжим ?
Добавил "Уран". Вспомнил кстати про чуть более раннее - расширение сцены МХАТа Олега Ефремова в 1980-е. Там было снесено полукольцо усадебных служб (оно же - мемориальные гримерки звёзд театра) и неисследованный дом позади, с подозрением на 17 век. В 1920-е в нём проживала всенародно известная Собака Качалова... ???
ШЕМЯКИН НЕ "питерско-парижский ваятель", а ВСЕМИРНОИЗВЕСТНЬІЙ, ВЕДУЩИЙ МАСТЕР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА, КОТОРЬІМ РОССИЯ МОЖЕТ ТОЛЬКО ГОРДИТЬСЯ! Это во-первых. Во-вторых, у Шемякина ВСЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ на высочайшем художественном уровне, они ТАЛАНТЛИВЕЙШИЕ. А то, что люди с определенным направлением подсознания видят в работах любого художника/скульптора что-то свое, в этом он не виноват.
Правильно. Всемирно известный, безусловно ведущий, разумеется мастер, самого современного искусства, которым (известным и ведущим мастером, конечно) Россия может гордиться, и который положил гипертрофированный (по своему художественному обыкновению)... м-м-м... "орган" на памятник архитектуры и культуры. За-ме-ча-тельный художник. Аплодисменты в студию. Маэстро, БИС! :(( Попробовал бы он что-либо подобное учудить во Франции, где проживать и творить изволит. Ему бы мигом объяснили в Министерстве культуры Французской республики, что так делать закон не позволяет; а если он будет в таком незаконном деле участвовать, то Франция и выкинуть его может за свои границы, дабы неповадно было другим культурное наследе гробить. Да ещё и штрафанули бы неслабо. Там с этим делом строго - каждый камушек на учёте. Черепичку треснувшую без разрешения министрерства с крыши не снимешь.
Юлия Викторова больше года назад   Изменить
А а остальные почему нет ? Надо бы участки в совр. состоянии отснять и кинуть клич по подбору старых фото. Готов поучаствовать.
Знаете, недавно опять наткнулась на фотографию внутреннего двора Лувра с этой ужасной пирамидой, прозрачной мостовой, и руки опять опустились. Ничего нельзя сделать - творят что хотят, не только у нас. Это какое-то варварство по отношению к собственным памятникам. Никакие там татары, никакие там турки, никакие там тевтоны. Сами мы разрушаем, уродуем их. Никакого уважения к архитектурной жизни предков, т.е. к самим себе. Наверное, должно быть четкое законодательство. Как теперь новые законы против коррупции. С точным определением понятия. Что такое памятник архитектуры в России, какая ответственность за разрушение памятника архитектуры. В общем, грустно!
Извините, но Вы, видимо, путаете. Пирамида стоит во дворике отдельно, и корпуса Лувра не тронуты. Если на фото этого не видно, то съездите посмотрите глазами в натуре. У нас же сносят не просто исторические здания, но здания, официально защищаемые законом (и, как грустно шутят в Москве, более ничем и никем) как памятники.
Конечно, не тронуты. Только этого не хватало. Дворик только хорошо тронут и весь архансамбль из-за мании величия Миттерана. Что?! - эта пирамидка Вам на нервы не действует?! Чтобы не сказать посильнее. Министерство культуры Франции! Насмешили. Кстати, Вы в Париже жили и имели отношение к их министерству, да? Что так смело от их имени гОвОрите.
Пирамида в натуре не такая уж и большая. Просто на фотографиях, сделанных с использованием широкоугольного объектива, имеющих целью показать именно её, она выглядит (в смысле - кажется) значительно бОльше своего реального масштаба. И на нервы лично мне действует гораздо меньше, чем чудовищное по убогости здание гэбэшных казарм в Московском Кремле (которое на месте монастрыского квартала лицом к Ивану Великому). Поскольку вполне нейтральное за счёт практически прозрачного стекла. А в Париже таки да, бывал, и не раз, извините. И по Лувру гулял. И в раскопках средневекового замка XI-XV веков сиров Невшатель в Шатель-сюр-Мозель (в Вогёзах) участвовал. Ездил по студенческому обмену от МАРХИ в 1990-м году. Раскопки и реставрационные работы проводились организацией R.E.M.P.A.R.T., раскповшей и восстановившей руками простых людей-участников программ-"стажей" огромное количество памятников во Франции. На посещении этих памятников туристами государство французское (а также частные лица и организации) зарабатывает немало денег. А детки французские с младенчества понимают, ЧТО значит история, ЧТО значит культура, ЧТО значат слова "памятник культуры и архитектуры". Живал и в историческом доме, принадлежащем частному лицу, в небольшом городке Шом-ан-Бри, в 50 км от Парижа. И именно там с приятным удивлением узнал, что владелец не только черепицу или шиферную плитку с крыши заменить без разрешения инспектора Минкультуры ФР права не имеет, но и ванну чугунную на бронзовых львиных лапах конца XIX века с облетевшей эмалью на более современную заменить не может. И с полами из скрипучих дубовых досок при всём желании так же поступить права не имеет. Иначе - иск, суд и колоссальный штраф. И это для резидента, так сказать. А нерезиденту могут и на дверь указать. Может, с 90-го года что-то и изменилось в законодательстве "хранцузком", но, думаю, уж точно в сторону ужесточения. К собственной культуре и истории французы подходят без шуток. Потому как - национальное достояние...
Может быть собственники архпамятников и должны получать разрешение у Министерства культуры Франции, чтобы сменить черепицу, но Министерство культуры Франции не воспрепятствовало водружению пирамидКи во двору Лувра, раз Миттеран решил ее там водрузить, как оно и не могло воспрепятствовать сооружению Бобура Помпиду-ра в старой части Парижа или сооружению архнедоразумения La D?fense в Париже. Так же как наше Министерство культуры не могло ничего сделать, когда Никита Сергеевич, при всем огромном уважении к нему, решил водрузить коробку Дворца съезда в Московском Кремле или соорудить Новый Арбат, а в нащи дни Ельцин и Лужков решили воздвигнуть Москву-сити. Так как и ценители античного искусства не смогли ничего сделать, когда в VІ в. Юстиниан приказал разрушить Храм Артемиды Эфеской и забрать зеленые ее потрясные колонны, которые Вы несомненно видели в Софии Константинопольской. А Храм Артемиды был в хорошем состоянии. Архитектура, как очень значимое для общества искусство, всегда было в руках политиков. В России Путина, впервые в истории, общество имеет возможность высказать свое мнение. Дискуссия о Третьяковке на ваших страницах еще одно этому доказательство. Желаю вам успехов. А то, что пирамидКа во двору Лувра Вам нравится - по вкусу и по цвету...
Юлия Викторова больше года назад   Изменить
Да не старайтесь Вы так уж ! Мы и так знаем, что "в России Путина" фсё хорошо, и каждый день высказываем об этом свое личное мнение. Ну или Ваше перечитываем.
Растолкуйте, пожалуйста, что значит это Ваше: "Да не старайтесь Вы так уж !" Буду признательна.
Путин... И сюда политику приплели. Куда катится мир (с) :) Любопытно всё же услышать о том светлом времени, когда памятники архитектуры вообще не разрушали. Ну, раз щас всё плохо, когда-то же было хорошо, да?
"Когда-то" не существовало понятия памятника, как и понятия, например, прав человека.
А меня повергает в шок то, как проводится реставрация казаковского корпуса МГУ. Странно, что об этом никто не писал (а только о воротах). Там же уничтожили все перекрытия (до сих пор это видно на гугл-картах), а значит, и интерьеры, историческая теперь там лишь коробка наружных стен, был срублен и заново выстроен купол и т. д. и т. п.
Для того, чтоб писать нужны доказательства, спутниковой съемки здесь недостаточно. Какими были интерьеры до и какими стали после??
Получается, что все отрасли искусства для развития этого искусства портят памятники архитектуры и искусства (извините за повторы). Тогда разобраться со всем этим ещё сложнее и иногда практичеси невозможно. Если наше "искусство" - архитектура - предъявит им претензии, то они скажут "Как же так, вы не даёте развиваться театру (фотографии, музею, институту - продолжить далее, подчеркнуть нужное)". И что с этим делать? Не мешать друг другу жить. Они конечно не виноваты, что поселили их ещё до нашего времени в исторических зданиях и может быть в те времена историческими здания не считались. Но надо же и честь знать. Выселять никого не придётся, да и не выйдет, но хоть здравым смыслом-то вооружаться можно, самим посмотреть: кто, куда, зачем и как. А то выходит, что они ничуть не лучше тех чиновников, оторыее рыщут в поисках не защищённого юридически дома. Абсурд!
Вы нашли точное слово - ЗДРАВЬІЙ СМЬІСЛ!
13 марта Президент Франции провел рабочую встречу с ведущими архитекторами-урбанистами по поводу Большого Парижа. Вот главные, по существу, комментарии после встречи перед журналистами: Antoine GRUMBACH: „Сегодня имело место очень важное событие. Президент Саркози подчеркнул, что начинается что-то имеющее мировое значение – создание нового видения на то, что представляет БОЛЬШОЙ ГОРОД. Президент сказал: „Я вас поддерживаю, будем идти до конца. И это не будет писаниной бумащины. Мы создадим образ большого города мира /METROPOLE MONDIALE/.” Это что-то очень и очень захватывающее /passionant/ – продолжил А.Грумбах, - потому что никогда /Да?!/ в истории не был поставлен вопрос о том, что такое форма большого города и жизнь в нем. При том что сегодня более половины населения Земли живет в больших городах. И Президент сказал: „То, что можно сделать за 50 лет, мы сделаем за 20!” И второе интересное высказывание было у Christian de Portzamparc: „Президент Саркози сказал: „Я не приверженник точечных проектов. Мы должны улучшить ансамбль, структуру.” Это отвечает и нашим представлениям восприятия БОЛЬШОГО ГОРОДА - продолжил Кристиан, - как одну цельную систему, увидеть где дела идут хорошо, а где плохо. Президент сказал: ”C’est mon grand sujet!” /Это моя большая тема!/. Президент повторил эти слова несколько раз. В его голосе не было и капли сомнения.” Видим, что в нашу эпоху глобализации, которая началась еще до падения Берлинской стены, проблемы, которые волнуют общество, одни и те же. Такие же они и в Москве. Безобразия, которые совершались на ее территории, испытывали терпение Президента Путина и всего общества. И Президент Путин, и Президент Медведев из-за свойственной им деликатности, и не только, не вмешивались в дела Московской мэрии до сих пор. Наверное Архнадзор через Общественную палату, а можно и напрямую, обратится к Президенту Медведеву ораганизовать подобную встречу. Потому что „нож дошел до кости” у задыхающейся от транспорта Москвы и сил никаких уже нет от архитектурных недоразумений вроде Москвы-сити и тем подобным. Видеосообщение о встрече Президента Франции с архитекторами-урбанистами на его сайте www.elysee.fr.
Юлия Викторова больше года назад   Изменить
Ага ! Давайте напишем и "Президенту Путину, и Президенту Медведеву" и бум ждать от них "деликатного" ответа. Ей-ей, советом порадовали-)))))))))))
Политика - искусство возможного. Может быть именно сейчас и Президент Медведев, и Президент Путин /бывших президентов не бывает, все они остаются M le President/,они смогут решить многие московские проблемы. Вам остается только попробовать. И вы уверитесь не только в их деликатности, но и в их решительности и возможности решить проблемы, именно сейчас. Момент пришел - действуйте!
В деликатности Путина мы уже можем быть уверены на все 100, чего там. Вспомните, как этот деликатный человек, скромно потупив глаза, тихим голосом предлагал мочить сами помните кого сами помните где. Как он деликатно и тактично предложил своим оппонентам на какой-то международной встрече сделать им такое обрезание...%%%!!!Этот человек взорвал ЖИЛЫЕ дома с ЖИВЫМИ людьми ( в чём до сих пор из деликатности не признаётся ) - как можно ждать от него внимания и жалости к памятникам??? И, тем не менее, я считаю, что настрочить петиции Медведеву и Путину и собрать подписи НАДО. Чтобы лишить их возможности говорить, что они, де, не знали. Чтобы они потом не говорили, что мы их не предупреждали.
Как бы там ни было, что сделано уже не вернёшь, да и втолковать им будет что-либо сложно, раз уж они с самого начала не задумывались над последствиями и допустили возможность незначительных и не очень изменений.
Добавьте "Духовный театр Глас", курочащий замостворечье. Предлагаю создать и распространять по инету чёрный список деятелей и учреждений культуры, разрушающих памятники + призыв к бойкоту оных. Предлагаю устраивать виртуальные пикеты в их блогах, разбрасывать листовки на их спектаклях, забрасывать этих людей и руководителей учреждений письмами. А ещё непременно сделать чёрный список батюшек, портящих вверенные им храмы. Это такой позор, что слов нет(((.Оный список так же распространять в инете. У многих храмов сейчас есть странички - устраивать там виртуальные пикеты. Собственно, список деятелей и учреждений почти составился. Надо только оформить его более компактно - и рапространять. Могу этим заняться, дайте только отмашку. Плюс дайте отмашку по батюшкам.
"Музей истории Москвы. Хорошо, что он переезжает из церковного здания на Новой площади в огромные Провиантские магазины. Однако магазины тут же оказываются недостаточно огромными. Бывшие военные склады... хорошо подходят для экспозиций и хранения, но надо же где-то проводить “мероприятия”. Ясно, что комплекс передавался музею уже с мыслью о расширении. Что учитывались не только габариты памятника, но и габариты участка - вопреки законодательному запрещению строительства на территории памятников". В материале так и чувствуется негодование к этим "радикальным" замыслам реконструкции. Скажите ради Бога, а что в них плохого? Разве предварительный учет габаритов памятника и участка под ним (пусть и для последующего расширения) - это не здравый подход? Или надо сперва заполучить имущество любой ценой, а потом тратить годы на размышления: а зачем оно мне надо??? Между прочим ,именно такой подход заметен у иных противников передачи Пр.магазинов Музею Москвы. Далее. Разве Музей предназначен лишь для хранения? он должен быть включен в общественную жизнь, а не предназначаться для отстраненно-холодных осмотров экспозиций. А нынешние российские реалии таковы, что без "мероприятий" (ехидство автора, право, непонятно...) молодежь просто не захочет воспринимать и усваивать историческое наследие! Не сможет "пропустить" через разум и душу музейные реликвии. Так что волей-неволей нужны и "мероприятия", и площади для их проведения. И наконец последнее. По поводу "законодательного запрещения строительства на территории памятников". Если не ошибаюсь, музейное освоение Провиантских магазинов одобрено Правительством Москвы. Вот текст документа: "ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 21 апреля 2009 г. N 323-ПП О Концепции музейного освоения объекта культурного наследия "Провиантские магазины" (Зубовский бульвар, д.2) В целях дальнейшего развития Государственного учреждения культуры города Москвы "Музейное объединение "Музей Москвы" реализации научного и культурного потенциала, комплексного хранения и широкого представления общественности одного из крупнейших в столице собраний музейных ценностей Правительство Москвы постановляет: 1.Одобрить Концепцию музейного освоения объекта культурного наследия "Провиантские магазины" (Зубовский бульвар, д.2) (далее - Концепция) согласно приложению к настоящему постановлению. 2.Департаменту культуры города Москвы в трехмесячный срок: 2.1.Разработать и представить на утверждение Правительства Москвы план мероприятий по реализации Концепции на период до 2012 года с учетом завершения работ по созданию нового музейного комплекса к 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. 2.2.Сформировать творческую группу в составе музейных работников, художников, дизайнеров для подготовки проекта создания экспозиций Государственного учреждения культуры города Москвы "Музейное объединение "Музей Москвы". 2.3.Подготовить в установленном порядке предложения о внесении изменений в Городскую целевую комплексную программу "Культура Москвы (2008-2010 гг.)" в соответствии с Концепцией. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. О ходе выполнения постановления докладывать Мэру Москвы ежегодно в I квартале. Мэр Москвы Ю.М.Лужков" *** Так ответьте, коллеги, что же незаконного в планах Музея Москвы??????????
я тоже не понимаю, что плохого в том, что Музей Москвы переедет в Провиантские магазины. Насколь мне известно основную бурю негодования вызвало перекрытии территории магазинов куполом. Я там была недавно на выставке и видела схему варианта реконструкции. так вот на ней купол возводится на отдельно стоящих столбах, не касаясь исторических памятников. Ведь именно это запрещено законом, а не строительство на их территории. А облик самих складов никто менять не собирается. Главное, чтобы осуществили проект грамотно и аккуратно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *