Негабарит

В ряду противоречивых событий последних месяцев выделяются три безусловно мудрых решения Историко-культурного экспертного совета Москомнаследия. Это придание Хитровской площади статуса достопримечательного места, признание объектом культурного наследия дома историка Виноградова в многострадальном Печатниковом переулке, и отказ от снятия с госохраны здания кругового депо Николаевской железной дороги. О первых адресах вы, дорогой читатель, должно быть слышали. А вот о существовании третьего, замечательного памятника промышленной архитектуры середины 19 века, знают немногие. При том, что все подъезжающие к Ленинградскому вокзалу имеют возможность наблюдать его из окна поезда. Материалы по истории Николаевского паровозного депо подготовил Юрий Егоров.


В 1840-е гг. началось строительство второй по времени и первой по протяженности и значению железной дороги, связавшей старую и новую столицы государства, Петербург и Москву. Здание вокзала Петербургской (позднее Николаевской) железной дороги в Москве было возведено на Каланчевской площади в 1851 году по проекту архитектора Константина Тона. Симметричный ему вокзал-двойник был построен в Петербурге, похожими были и технические строения обоих станций.

К северо-западу от вокзала на Каланчёвке было выстроено круглое здание паровозного депо «на 20 стойл» для стоянки и ремонта паровозов (Комсомольская площадь, д. 3/30, строение 1). Строительство велось по типовому проекту, разработанному учеником К.А.Тона Рудольфом Андреевичем Желязевичем (цветные рисунки на этой странице). В средней части под куполом размещался круг для поворота паровозов и направления их в соответствующий сектор – «стойло». Изначально вдоль дороги существовало 10 подобных сооружений, из них три снесены в разное время, два заброшены и разрушаются, все остальные перестроены. В Москве здание «николаевского» кругового депо — единственное.

Одновременно со строительством депо была возведена внушительная водонапорная башня, образуя ансамбль, долгое время бывший градостроительной доминантой окрестностей вокзала. Архитектура башни необычна – сверху она имеет лишний ярус с арочными окнами. Это позволяет предположить, что изначально водокачка была совмещена с постом централизации (аналогом современной диспетчерской), для этого времени такое исключительно редко. Неподалеку сохраняется ещё одно, менее приметное здание – «нефтекачка» или «маслёнка», скорее всего это пункт снабжения маслом паровозов и вагонов.

Так что подлинных «николаевских» зданий на интересующем нас участке минимум три: паровозное депо (на плане №1), нефтекачка (предположительно, №2), водонапорная башня (№3). Есть ещё вагонное депо, но оно находится значительно дальше от вокзала.

Круговое депо дошло до наших дней с серьёзными перестройками. Изменился уровень земли со стороны Ярославского вокзала (на старом рисунке — второй на странице — видно, что паровозы по насыпи попадали в депо на уровне второго этажа). Утрачен купол, под сводами «стойл» устроены междуэтажные перекрытия, над сводами надстроен 3-й этаж. По периметру здания были устроены многочисленные пристройки, въезды во двор застроены. Большинство арочных проемов заложено, пробиты дополнительные проемы, срублена значительная часть кирпичного декора. Здание используется под торгово-складские цели.

 

В 2007 году появилось распоряжение Правительства Москвы «Об участие города Москвы в выполнении подготовительных работ для строительства дополнительного главного пути Октябрьской железной дороги на участке Москва-Крюково-Алабушево». Из нескольких вариантов проекта был проект, предусматривающий прокладку железнодорожного полотна на месте части здания Кругового депо. В связи с этим РЖД обратилось в Москомнаследия с просьбой о выводе здания депо из списка объектов культурного наследия. И хотя ведутся трогательные разговоры о передвижке здания или его частей, нет сомнений, что утрата охранного статуса обернётся полным сносом памятника. Основные мотивы: аварийность здания, угроза безопасности движения поездов (пути огибают негабаритное депо, приближаясь к нему почти вплотную), социальная значимость проекта.

«Социальная значимость» теперь является стандартным оправданием для сносов и реконструкций памятников, а положение о негабаритности явно притянуто за уши. Негабарит — не такая уж редкость, подобных узлов полно и по станциям, и по пассажирским путям, не говоря о промышленных линиях. Кроме того, этот негабарит был здесь всегда. Составы остались теми же, скорости такие же, приближение строений не изменилось, но здание вдруг стало резко мешать. Заметим, что оно стоит у пассажирской платформы, где скорости поездов минимальные и кривизна радиуса не является столь принципиальной.

Не менее знакомую проблему «неизлечимой» аварийности памятника мы попросили прокомментировать члена президиума ИКЭС Алексея Баталова:

— Я лично в принципе не могу понять, что значит «вывести из списка объектов наследия». Даже если нам докажут, что памятник нельзя спасти, он от этого не перестает быть памятником. И я глубоко убеждён, что любое здание можно отреставрировать независимо от его технического состояния, это вопрос вложений и поставленной задачи.

По счастью, эксперты ИКЭС практически единогласно подтвердили ценность здания, рекомендовав рассмотреть другие варианты расширения путей. Теперь становится актуальным другой вопрос: реставрация искаженного перестройками памятника и поиск его новой функции. Если принимать во внимание богатейший зарубежный опыт приспособления старинного прома, варианты могут самыми разнообразными.

Дополнение: ещё одним проблемным адресом Николаевской ж.д. является станция Петровско-Разумовское. На данный момент там сохранилось пассажирское здание времён строительства дороги, воспетого Некрасовым. На 2011 год запланировано строительство развязки Дмитровского шоссе, попадающей точно на станцию, все станционные постройки идут под снос.

Дополнение 2: текст письма, отправленного начальнику Октябрьской
железной дороги Степову В.В и руководителю Москомнаследия
Шевчуку В.А. председателем Всероссийского общества любителей железных дорог А.Б.Вульфовым.

На Ваш запрос об исторической ценности здания паровозного депо (ротонды) на станции Москва-Пассажирская Октябрьской ж.д. сообщаем, что оно представляет собой образец уникального сооружения промышленного стиля постройки 1849 года. Такие здания сохранились в единичных экземплярах и хронологически представляют собой самые ранние из сохранившихся в России образцов железнодорожной архитектуры. Снос таких зданий, на наш взгляд, совершенно недопустим.

Распечатать статью Распечатать статью

20 комментариев

Юлия Викторова больше года назад   Изменить
Все же стоило уточнить, что большинство из приведенных в статье чертежей и рисунков относятся не к московскому круглому депо
Да-да, портретно только второе изображение, остальное - типовые проекты. Цветные рисунки выполнены по проектам станционных зданий Николаевской ж.д. и принадлежат руке автора московского депо академика архитектуры Р.А. Желязевича, 40-е годы XIX века.
писал статью какой-то полный мудак! Чертежи и рисунки сфальсифицированы, все сделано в угоду сумасшедшим во главе с Гилиной Ив. Снею совершенно не может сладить Шевчук.
Интересно, господин Volkov, вы значение слова фальсификация вообще знаете? А то, похоже, вам известно (видимо, не понаслышке) только значение слова "мудак". И не забывайте, что в угоду сумасшедшим - это вообще-то в угоду подавляющему большинству читателей этого ресурса. Поаккуратнее бы вам со словами.
Хорошее исследование. Лучше бы РЖД в реставрацию вложилось. Интересно, охранные обязательства оно заключило? И как прописан предмет охраны?
Юлия Викторова больше года назад   Изменить
А корень интриги в том, что круглое депо РЖД не принадлежит ! А принадлежит оно некоей неведомой фирме "Макет", которое использует его под торговый склад. Так вот что б с ней не возжакаться (выкупать и прочее), проще ведь снести здание во имя "социальных и государственных" интересов, не так ди ?
Как так получилось, что вещь, изначально принадлежавшая РЖД, от него потерялась? Надо уточнить условия, по которым РЖД может его вернуть. Если конечно кому-то надо. Только столько памятников, что, к сожалению, не успеваем хвататься за всё.
Почему написано, что это депо - единственное? А как же подобное депо, в которое возят на экскурсию на паровозе с Рижского вокзала?
Речь идёт о совершенно разных типах зданий. Общего у них только то, что оба являются паровозными депо с поворотным кругом. Николаевское здание - в плане круглое, поворотный круг находится внутри самого здания и является его частью. При выезде с круга паровоз попадает сразу в стойло или, как вариант, в выездной тоннель, проходящий внутри здания и выводящий на улицу. Депо Подмосковная (куда водят экскурсии) относится к веерному типу депо. Это тип зданий появился намного позже, чем круглые здания. В плане оно представляет собой часть кольца, поворотный круг находится вне здания и конструктивно никак с ним не связан. Для того, чтобы с круга попасть в здание, нужно проехать через веер путей. Кроме того, разница по времени между постройкой этих двух зданий - около пятидесяти лет. За это время техника ушла далеко вперёд, многие технические решения, применённые на Подмосковной, на момент строительства николаевского депо были ещё не известны или ещё не применялись так широко, как в начале ХХ века. Например, в николаевском депо для сооружения перекрытий применён кирпичный свод, в то время как здание Подмосковной имеет бетонные перекрытия. В здании Подмосковной использованы металлические фермы, которых нет в николаевском депо, и так далее.
Г-н (если вы думает, что это слово господин, то вы глубкого ошибаетесь) волков как всегда в своем репертуаре - психически неуравновешенной истерички. Сколько приходилось пересекаться (к своему глубокому сожалению) с данным индивидом (и по данной теме в том числе), всегда оставалось такое впечатление, что пообщался с каким-то умственно отсталым. А еще г-н волков очень любит лишний раз упомянуть, что он довольно известный ученый и к тому же еще и депутат, что само по себе является смешным, т.к. проверить данную информацию не составляет никакого труда, практически все научные работы легко находятся в сети, просто волков как какой-то тупой ученик, который думает, что если он возьмет информацию из разных источников, но по чуть-чуть, то никто этого не заметит, а статус депутата ... ну тут даже говорить нечего, там таких "депутатов" нет. И кстати, если я не ошибаюсь, у нас все не доходили руки проверить достоверность диплома, которая вызывает ярые сомнения, а я думаю стоит. Так что волков, единственный мудак тут ты, мудак, с которого в серьезных организациях смеются, а сколько раз тебя в откровенной форме посылали ... Если кого интересует - Волков Владимир Васильевич (а я на 99% уверен, что это именно он). Бесплатный совет - если он будет пытаться влезать в какие-то работы, то рубите все эти попытки сразу, потом проблем будет больше (по собственному опыту сужу).
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, где можно найти более подробную информацию по этим зданиям? Я просто влюблена в них, в особенности в архитектуру водонапорной башни! Я хотела бы, чисто для себя, создать точные макеты и 3д модели этих зданий, пока их не снесли. Это, конечно, можно было бы сделать и по фотографиям, но лучше в точных размерах. Я даже не знаю, где начинать искать подобную информацию! Подскажите, пожалуйста!
Спасибо большое за очень интересный материал. Хотелось бы узнать, кому принадлежит рисунок (гравюра?) вторая в этом материале (http://www.archnadzor.ru/wp-content/uploads/2009/04/01.jpg) Спасибо!
СРОЧНО!!! ВСЕМ, ВСЕМ, ВСЕМ!!! "Круглое депо" хотят снести как можно скорее! Руководство дороги уже обратилось в Питер, чтобы ЗДАНИЕ убрали из списка вообще! А поскольку обратилось оно к подразделению своего же ОАО "РЖД" - то дела плохи!!!
Уважаемый SZD, откуда такая информация? Есть ли какие-то письма или другие документы, подтверждающие активизацию РЖД по вопросу сноса депо? Кому и когда они направлены? Если такие документы есть - поделитесь, пожалуйста, они очень помогут в деле сохранения депо. Из Вашего текста не очень понятно, кто к кому обратился и зачем. Руководство Октябрьской дороги и так находится в Питере. Головной офис РЖД - в Москве. Или речь о московском отделении Октябрьской дороги? Из какого списка нужно убрать депо? Если речь идёт о снятии с баланса - депо уже много лет не числится на балансе МПС/РЖД, так как оно продано частному лицу ещё в 90-е. Если речь о выводе из состава памятников, то это во-первых, противоречит федеральному законодательству, а во-вторых находится вне компетенции РЖД. В связи с вышесказанным прошу максимально прояснить ситуацию.
Для проверки любой информации можно обратиться в музей истории локомотивного депо станции "Москва". Они там очень в курсе всего, что творится с комплексом круглого депо. А так это все слухи.
Насколько я понимаю, почти все сохранившиеся круглые депо на главном ходу Николаевской ЖД выведены из эксплуатации. В Твери только оно выполняет свои прямые обязанности. В Малой Вишере (беседовал с местным бывшим ЖДрожником) здание перед кризисом было выкуплено, появился инвестор. Воз и ныне там. В Любани тупо заброшено.
Три кирпича фундамента от него осталось и на них современные уродливые конструкции, мешают ДЕЛО делать... А это ваше культурное наследие... это не дело, это фигня.
Что сейчас происходит? Наш самый православный из всех православный начальник РЖД уже похоронил это памятник? И интересуюсь, как отреагировали наши православные президент и премьер на ваши обращения???
http://wlad11.livejournal.com/77814.html Чорный Краевед - Круговое депо в опасности! wlad11.livejournal.com/77814.html http://img-fotki.yandex.ru/get/6004/sergeev-wowan.10d/0_5c2c5_bba34117_XL.jpg На фото над двойными окнами двойные арки (как и на Ротонде Пантеона). Выше - кессоны (14 над каждой оконной площадкой и 4 на каждом "ребре жесткости" (оконных площадок и "ребер" - по 22). Всего, таким образом, кессонов - 396... Длина окружности римской Ротонды - ровно 396 римских локтей...
сегодня приступили к демонтажу, на крыше ползали гастеры снимали кровлю. еще есть шанс увидеть это здание своими глазами в последний раз

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *