Иван Васильевич меняет национальность

rumir 

Алексей Дёмин

Этой истории почти восемь лет, но началась она вообще-то гораздо раньше — в 1552 году, когда «восхоте благоверны царь Иоанн обещаніе свое исполнити — обещася предъ образомъ Спасовымъ, къ Казани пошедъ, мечети поганыя раскопати и святыя церкви возвизати на месте ихъ».

Древняя летопись недвусмысленно описывает тогдашнюю генеральную стратегию России по отношению к Казанскому ханству. И хотя во всех школьных учебниках написано, что замыслы Иоанна Васильевича в полной мере осуществились, через 448 лет в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО появилась надпись, свидетельствующая, что «Казанский кремль — это единственная, сохранившаяся в России татарская крепость»…
Впрочем, обо всем по порядку.


В июне 2001 года казанские газеты с удовлетворением написали, что «столицу Татарстана приняли в ЮНЕСКО». На самом же деле город тогда просто посетил заместитель председателя ЮНЕСКО по культуре господин Мунир Бушенаки. Официальная цель приезда — передача Казани Диплома всемирного наследия. Таким образом, городу была оказана честь — отмечена роль Казани в сохранении объектов всемирного наследия, в частности, Казанского кремля. Как выяснилось на крайне краткой пресс-конференции, ходатайство городских властей на внесение Казанского кремля в список было удовлетворено еще в ноябре 2000 года. А в канун приезда г-на Бушенаки на стенах возле Спасской и Тайницкой башен были открыты знаки и мраморные доски, извещающие, что Казанский кремль взят под эгиду ЮНЕСКО.

mila_galchenkova

Тем не менее, радости казанских правителей не было предела. Целый час г-н Бушенаки в тюбетейке отплясывал на пару с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым и фольклорными ансамблями у кремлевских стен в честь эпохального события. И лишь немногие журналисты поинтересовались формулировкой, с которой Казанский кремль — памятник русской архитектуры 16-19 веков — был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Результат, мягко говоря, удивил: на сайте WHC (Центра Всемирного наследия) черным по белому было написано, что Казанский кремль не что иное, как «The only surviving Tatar fortress in Russia — единственная сохранившаяся в России татарская крепость».

Небольших познаний в английском было достаточно, чтобы оценить смелость исторической фальсификации. Ведь никто, даже самый непросвещенный эксперт ЮНЕСКО не мог самостоятельно додуматься до такого чуда. От древней татарской цитадели в лучшем случае остались груды бревен и камней — после взятия Казани все здесь было построено заново. А Казанский кремль всегда считался памятником русского оборонного зодчества. Но… вот список других критериев, на основании которых Казанский кремль стал татарской крепостью:

«Казанский Кремль является выдающимся памятником исторической преемственности и культурного разнообразия, сформировавшимся в течение длительного периода времени в процессе значительного взаимного обмена ценностями, созданными различными культурами.
Объект и его основные памятники являют собой выдающийся пример синтеза татарского и русского влияний в архитектуре, возникшего в результате слияния различных культур (булгарской, Золотой Орды, татарской, итальянской и русской) и носящего отпечаток Ислама и Христианства»…

nat-ka

Понятно, что нынешняя историческая наука в России бурно обновляется. Пишутся новые учебники, делаются неожиданные открытия, ищутся новые подходы… Некоторые историки в Татарии, например, серьезно утверждают, что собор Василия Блаженного выстроен по образцу казанских мечетей. И не только Казанский, но и сам Московский кремль строили мастера-татары. А если не татары, то уж точно итальянцы, находящиеся под впечатлением от булгарской архитектуры. (От этой загадочной архитектуры осталась баня, развалины минарета и часть ханского мавзолея почти в 200 километрах от Казани).

Документально же подтверждено: ни один инородец вплоть до 17 века не имел доступа в Казанскую крепость – Кремль под страхом смертной казни, так как это был военный объект, а в крае были часты волнения среди коренного населения. Понятно, что строить фортификационные сооружения в такой обстановке могли только русские мастера. Они и строили — взамен старых деревянных стен псковские каменщики во главе с Иваном Ширяем и Посником Яковлевым выстроили каменные, с проездными башнями. В Кремле не осталось ни одной мечети, ханский дворец лежал в руинах, прочие постройки были разобраны….

Несколько возмущенных статей, появившихся в «либеральных» казанских газетах, прошли без внимания. Федеральный центр тогда был озабочен гораздо более серьезными проблемами, чем переписывание истории региональными правителями. Но вот на материал в интернете, который был размещен на одном из независимых сайтов, внезапно откликнулся сам Вольфганг Ройтер, руководитель Московского бюро ЮНЕСКО.

vved_cerk01

Материал появился после того, как дирекция музея-заповедника «Казанский кремль», ободренная успехами в переписывании истории, водрузила на маковицу одной из кремлевских церквей вместо полагающегося православного креста знак Центра Всемирного наследия. Это уже было слишком, это уже было чересчур. «Вандализм под эгидой ЮНЕСКО» — заголовок сильно не понравился г-ну Ройтеру, но еще больше не понравилось ему то, что некие казанские чиновники стали заявлять в кулуарах, что сговорчивость экспертов ЮНЕСКО в отношении «татарской крепости» была должным образом простимулирована. Назывались даже конкретные суммы — от $3 до $5 миллионов.

Видимо, где-то в недрах ЮНЕСКО или российского МИДа возник скандал, отголоски которого докатились и до Казани. В результате удалось достичь хотя бы одного — знак Центра всемирного наследия — ромбик WHC с церкви быстро сняли. Правда и крест на куполе не восстановили. Тем не менее, активизировалась приунывшая за годы суверенитета русская общественность — в адрес директора Московского бюро ЮНЕСКО пошли письма. В частности, Вольфгангу Ройтеру было отправлено научное заключение за подписью профессора Казанского университета, известного историка Юрия Смыкова. «Сформулированные безымянными авторами три критерия относительно Казанского кремля не соответствуют исторической действительности», — тактично формулирует обвинение в подтасовке фактов экспертами казанский профессор.

Но ответа от Ройтера не последовало. Вскоре выяснилось, что бюро ЮНЕСКО по России возглавляет уже гражданин Франции Филипп Кео, специалист по информатике и мировым коммуникациями, а Ройтер переведен на новый проект. В июне 2003 года в Казань прибыл сам Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, с визитом которого можно было ожидать определенных корректив. Но про скандал с «кремлевскими» формулировками и шалости с водружением знаков Всемирного наследия на церковь господин Мацуура упоминать не стал.

o-alex

Несмотря на столь явное взаимопонимание, возникшее между руководствами ЮНЕСКО и Татарстана, Московское бюро ЮНЕСКО все же прислало ответ на запрос казанских историков. Алла Ампар, ассистент программного специалиста по культуре подтвердила получение письма, в котором сообщается об ошибке, попавшей в описание истории Казанского Кремля. «Московское бюро ЮНЕСКО готово официально поддержать запрос в случае, если Вы обратитесь в Российский комитет по Всемирному наследию», — пишет г-жа Ампар. Тут-то и выяснилось, что возглавляет это уважаемое ведомство никакой не немец, и даже не француз, а российский гражданин — Игорь Иванович Маковецкий. Он, собственно, и является президентом российского национального комитета Международного совета охраны памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), который производит оценку объектов всемирного наследия. И именно в соответствии с оценкой ИКОМОС в 2000 году Казанский кремль был включен в Список всемирного наследия решением Комитета в составе 21 члена на основании соответствующих критериев.

…Прошло еще несколько лет. Ничего не изменилось – не схватился за голову Игорь Иванович, не приехали удивленные эксперты ЮНЕСКО, не пишут более возмущенные письма казанские историки. Кремль в Казани уже с уверенностью называют памятником «синтеза и взаимообогащения культур». Высится над историко-архитектурным комплексом и поражает приезжих недавно построенная турками прекрасная мечеть Кул-Шариф. А неподалеку от знаменитой башни Сююмбеки, у Благовещенского собора, установлен бронзовый монумент зодчим, работавшим над древним проектом – безымянному русскому и татарину. В руках у них свитки с чертежами, по которым выстроена главная достопримечательность города.

И, вроде, все довольны. Хотя… Стоит взять летопись, а там — черным по белому: «и повелеваетъ всемъ воеводамъ и воемъ на плещахъ своихъ отъ леса древіе носити. Самъ преже рукама своима древо секирою посече и отъ леса на плещу свою принесе, и во единъ день созда храмъ соборныи, Благовещенія пресвятыя Богородица, на месте красне, на площади, близъ царева двора…».
Получается, что первым строителем Казанского кремля был не кто иной, как русский царь Иоанн Васильевич Грозный. И если б он знал тогда, что снова строит татарскую крепость…

Фотографии rumir, nat_ka, 0_alex, Мила Галченкова, заимствовано в Интернете

2 комментария

Юлия Викторова больше года назад   Изменить
Игорь Иванович Маковецкий с незапамятных времен словно узурпировал право представлять РФ в ИКОМОСе, абсолютно не являясь кем-либо признанным авторитетом в области охранф
Я работала в Казани, в ТатСНРУ, т.е. в организации занимающейся реставрацией памятников архитектуры Казанского кремля с 1984 по 2000 год, и местные власти, с момента начала эпохи независимости,очень вольно стали обращаться с историей. Никого, кроме специалистов , не смущает мусульманский полумесяц на башне Сююмбеки, а ведь она по документам"русская дозорная проездная башня 18 века"! Когда выносили решение на коллегии Совета министров об этом, не позвали никого из ученых и реставраторов, а нам заявили - это политическое решение! А ведь еще профессор археологии Халиков, занимавшийся раскопками на территории Казанского кремля с 50-х, говорил что не нашел доказательств ее(башни)татарского происхождения. С остальными чудесами - то же самое! 1000-летие Казани из этого же ряда, никто из нас не видел момента нахождения монеты, по которой определили возраст города. Даже сейчас писать об этом стыдно, а уж когда я увидела знаки ЮНЕСКО на башнях... Кремль превратили в подобие построек Лас-Вегаса, настроили там новодел, исказили гармонию и масштаб как градостроительной доминанты. На совещании с Шаймиевым, где все компетентные специалисты высказали свое мнение и результаты исследований о месте нахождения мечети Кул-Шариф на территории ханской Казани, он, выслушав всех, сказал что все это очень интересно, но новую мечеть будут строить там где она сейчас стоит. Финита!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *