Признаков наследия не обнаружено

Александр Можаев, Рустам Рахматуллин

О пожаре в Потаповском переулке, 6, где в ночь на 18 декабря горели населенные гастарбайтерами 300-летние палаты Гурьевых, писали неоднократно. И радовались, когда наутро после пожара выяснилось, что сгорела лишь соломенная советская надстройка, а палаты целы, во всяком случае, снаружи. Радоваться перестали, когда три дня спустя комиссия под руководством Владимира Ресина рекомендовала Юрию Лужкову лишить памятник охранного статуса. Повод — экспертное заключение о том, что огонь уничтожил все исторические интерьеры. Но дело в том, что интерьеры памятника сохранились не хуже фасадов. Это как если бы врач ответил больному по телефону: «Вы уже умерли». А больной-то еще вполне себе жив.


paszec

Мы публикуем альтернативную версию архитектурно-исторического обследования дома №6, составленную на основе работ архитектора-реставратора И.В.Изосимовой, историка А.Д.Шаховой и томов, выполненных 17-й и 20-й мастерскими Моспроекта-2 в 1997 и 2003 годах.

3537

Но сначала обратим внимание на проект реконструкции дома, вывешенный на сайте архитектурной мастерской ГУП «ИТЦ Москомархитектуры». Не остаётся сомнений: дом пытаются снять с охраны не для того, чтоб узаконить надстройку — речь идёт о полном сносе здания (на приводимом плане первого этажа отсутствуют внутренние несущие стены).

1

Палаты Гурьевых пострадали не от огня, а от злого корыстного умысла и бездействия государственных органов охраны. Их ещё не поздно спасти. Но времени на это осталось совсем немного – противоаварийные работы должны начаться немедленно и наблюдать за ними должны независимые, профессиональные эксперты.

062

Итак. Основу погорелого строения №1 домовладения 6 в Потаповском переулке составляют кирпичные палаты XVII века, изначально принадлежавшие известной купеческой фамилии Гурьевых. Согласно переписи московских дворов 1671г., владельцем усадьбы в Большом Успенском (ныне Потаповском) переулке назван богатый гость Михаил Гурьевич Гурьев. Родоначальники этой фамилии — ярославские купцы Дружина и Гурий Назарьевы принимали участие в ополчении Минина и Пожарского, за что получили торговые привилегии. В 1635-1644 годах Дружина и Гурий заложили, а сыновья Гурия Михаил, Андрей и Иван достроили знаменитую ярославскую церковь Рождества Христова на Волге. Изразцовая надпись с именами заказчиков опоясывает храм по карнизу. В 1640 году Гурий Назарьев построил на свои деньги Усть-Яицкий (Гурьевский) острог на реке Урал (находящийся на территории Казахстана город Гурьев в 1991 году переименован в Атырау). Его сыновья Михаил, Иван и Андрей начали промысловую разработку рыбных богатств Яика, за что были пожалованы высоким чином гостя и возможностью служить в Москве «у таможенных сборов». По-видимому, двором в Потаповском переулке Михаил Гурьев владел совместно с братом Иваном, так как в дальнейшем участок унаследовали потомки последнего: сначала его сын Михаил Иванович, также с 1675 г. получивший звание гостя, а затем, в конце века, его внук Афанасий Михайлович, состоявший в Гостинной сотне.

img_3739

«Роспись объезда дворов…» 1688 года позволяет уточнить дату строительства палат: «Двор гостей Гурьевых, у них на дворе полаты, половина крыта дерном, а другая крыта тесом, да чердак шатровой высокой, крыт тесом». В кладке сводов подвала имеются кирпичи, клеймёные «орлом», что характерно для времени правления Алексея Михайловича.

Палаты Гурьевых, имевшие в плане Г-образную форму, занимали всю ширину участка и выходили торцевой стороной на красную линию Большого Успенского переулка, фиксируя один из его переломов. От Малого Успенского переулка (ныне пер. Сверчкова), со стороны которого находился въезд, палаты отделяло пространство обширного двора.

F:oAE? NIAAOADLY SOVETA Model (1)

В 1728 г. Внук М.И. Гурьева Алексей Афанасьевич (1690 – 1756), также купец Гостиной сотни, продал свой наследный родовой двор «с каменным и деревянным строением и с садом» шталмейстеру Родиону Михайловичу Кошелеву. Год покупки — это год возвращения столицы в Москву с Петром II. Распорядитель дворцового конюшенного ведомства должен был иметь жилье в городе императорского пребывания. Вместо «шатрового чердака» Гурьевых шталмейстер возвёл ещё один каменный этаж и полностью переделал фасады. Одновременно был достроен большой, возможно парадный зал со стороны двора, смотревший окнами на Меншикову башню. Архитектура этого периода, раскрытая под штукатуркой три года назад реставратором Ириной Изосимовой, близка богатым усадебным постройкам 1730-х годов. Хорошо сохранился руст в угловой части дома, фрагменты нарядных барочных наличников на окнах и следы примыкания трёхчетвертных полуколонн между окнами юго-восточного фасада. На фотографии представлена белокаменная база одной из этих колонн, обнаруженная жильцами дома.

img_4566

По роду службы в 20—30-е годы XVIII столетия Кошелев поселился с семьей в Петербурге, но к 1746 году вышел в отставку и переехал в свой московский дом, где и жил до самой смерти в 1760 году. Затем дом перешел к его старшему сыну — Ивану Родионовичу Кошелеву (1716—1770), который также занимал высокое положение, дослужившись до чина тайного советника. В 1760-70-е палаты были расширены за счет пристройки каменных помещений в северо-западной части, на двором фасаде сохранился тонко профилированный белокаменный карниз этого времени. Последняя владелица из рода Кошелевых — Мария Ивановна — в 1782 г. она вышла замуж за флигель-адъютанта Екатерины II Н.П.Высоцкого, родного племянника князя Г.А.Потемкина-Таврического, и переехала в Петербург, продав дом в Потаповском переулке.

В 1790-х годах вплотную к палатам пристраивается жилой корпус вдоль переулка до границы с соседним владением, архивные чертежи сохранили его ампирный облик. Тогда же, в 1798 году, строится двухэтажный флигель, поныне стоящий на углу Потаповского и Сверчкова переулков.

16

Итак, дом снова вернулся в купеческие руки. Пять фамилий владельцев сменились с 1782 по 1917 год. Назовем три известнейшие: Золотаревы, Кокоревы, Абрикосовы.
Петр Максимович Золотарев был именитый калужанин, крупный меценат. Калужский дом Золотаревых — доныне лучший в городе, недаром там располагается областной историко-краеведческий музей. Искусствоведы предполагают, что к услугам Золотаревых в Калуге были московские архитекторы. Теперь мы знаем, что эти господа жили на два города. О роскошных интерьерах калужского дома напоминают в московском росписи одного из залов с изображением грифонов.

44

Три поколения Золотаревых прожили здесь полвека. Причем сорок лет они сдавали часть усадьбы школьным заведениям — сначала женскому пансиону госпожи Шрейдер, затем мужскому пансиону пастора Людвига Эннеса. У Эннеса преподавал словесность знаменитый фольклорист Афанасьев, учились великий доктор Боткин и выдающийся историк Герье.

В залах второго, парадного этажа сохранились лепнина стен и потолков, пышные порталы, двери, наборный паркет со звездами, оконная фурнитура и даже зеркало в раме. Точно датировать эту работу, как и назвать имя архитектора, пока не удается. Известно, что дом перестраивался в 1845 году: надстроен ещё один этаж (второй, если считать, что до этого он был одноэтажным на подклете).

20100104-img_3553

Есть и другой, наиболее вероятный вариант происхождения интерьеров. Они могли быть созданы после закрытия пансиона (1869) и новой продажи дома (1870), когда его хозяином стал Василий Кокорев, известнейший московский купец, винный откупщик, коллекционер и меценат. Кокоревская коллекция русских и западноевропейских художников насчитывала 500 картин и была доступна для публики в его собственном доме по адресу Большой Трёхсвятительский переулок, 1. Позднее Василий Александрович обанкротился, продал коллекцию и частично свернул предпринимательскую деятельность. Это случилось в том самом 1870 году, когда Кокорев купил наш дом.

43

Чтобы поправить дела, новый хозяин расширил доходную функцию владения. В 1872 году надстроил ещё одним этажом главный дом и корпус по переулку. К этому времени относится лепной декор фасадов и проездная арка с красивым замковым камнем — архитектурная заставка памятника.

С 1881 года и до самой революции дом принадлежал Абрикосовым. Сначала главе семейства Алексею Ивановичу — основателю знаменитой кондитерской фабрики (ныне Бабаевской), затем — шестерым из двадцати двух его детей. Абрикосовы владели несколькими домами в нынешних Потаповском и Сверчковом переулках, что неудивительно при таком размере семьи. Несколько квартир доходного корпуса отличаются архитектурными изысками: возможно, это квартиры совладельцев.
К слову, многочисленные потомки кондитерского короля здравствуют доныне. Самый известный из них — нобелевский лауреат Алексей Алексеевич Абрикосов.

izosimova1

Абрикосовы — третьи из возможных создателей парадной анфилады, в пользу этого говорит стилистическая близость отдельных элементов декора интерьерам некоторых памятников в 1890-х, в частности Староникольской аптеки архитектора Эрихсона.

При Абрикосовых, в самом начале 20 века, был также выстроен каретник во дворе дома, по нынешним временам почти уникальная постройка с окнами сеновала в подкровельном пространстве.

img_8473

Последний этап строительной истории дома — начало 1930-х. Здание еще раз надстроено двумя жилыми этажами из материалов отменно низкого качества. Именно они и загорелись в ночь на 18 декабря 2009 года.

Экспертами, привлечёнными общественным движением «Архнадзор», составлен и отправлен в Москомнаследие акт осмотра интерьеров помещений выявленного объекта культурного наследия по адресу: Потаповский пер., д. 6 стр. 1. Речь в нём ведётся примерно о следующем:

izosimova22

1. Подклет.

Часть помещений полуподвального этажа, выстроенного братьями Гурьевыми, до последнего времени эксплуатировалась, другая часть долгие годы пребывала в запустении. Визуальный анализ позволяет предположить, что традиционный для 17 века «глаголь» образует большая часть помещений, расположенных параллельно Сверчкову переулку и одна комната с полуразрушенным сводом, находящаяся на трассе Потаповского. Особенно выразительны две палаты с характерными распалубками сводов, расположенные по центру юго-восточного крыла дома. Прочая информация о древнем памятнике покудова скрыта под поздней штукатуркой. 

dsc00211

2. Первый этаж. Основные помещения Кокоревской (?) анфилады.

2А. Парадный подъезд располагался со стороны Потаповского переулка, слева от арки. Ныне его дверь заложена, лестница не сохранилась. Единственный фрагмент отделки вестибюля – штукатурный руст, уцелевший в подполе (вестибюль одновременно являлся входом в подклет дома).

20100104-img_3595

2Б. Элементов первоначальной отделки угловой комнаты (кабинета) не обнаружено. Далее от переулка следует так называемая «Розовая гостинная» (в верхней части стен заметна близкая к первоначальной покраска бледно-розового цвета). Она разбита поздними перегородками, но на двух стенах сохранился замечательный лепной декор, в том числе портал двери. Также сохраняются профилированные мраморные подоконники (далее по умолчанию, почти во всех помещениях 1-го и 2-го этажей этого крыла дома), оконная столярка и фрагменты наборного соснового паркета.

img_4371

2В. Следующий зал анфилады – «Помпейская комната». Здесь сохраняется лепной фриз и один из двух порталов, а также две живописные вставки с грифонами и мужским профилем. Двери, украшенные тончайшей деревянной резьбою, исчезли в неведомом направлении сразу после пожара.

dsc00216

2Г. Наиболее хорошо сохранившаяся комната – бывшая Детская. До пожара здесь полностью сохранялась исключительно богатая потолочная и настенная лепнина со следами позолоты под поздней коричневой краской. Она сохраняется и теперь, но потолок насквозь пропитан замёршей водой из пожарных шлангов. По свидетельствам старожилов, в потолочном плафоне прежде находился живописный холст с купидонами. Сохраняется паркет и большое настенное зеркало.

img_4249

2Д. За Детской следует крохотный Зеркальный тамбур, из которого две равновеликие двери вели в Столовую и Диванную комнаты. Зеркала большей частью целы.

img_4214

2Е. Левая дверь ведёт в Диванную, за ней находится небольшой Вестибюль (также сохраняет стенную лепнину), за ним — разбитое на коммуналки пространство Оранжереи, прежде обращённой в большой усадебный сад. Видимая на этой фотографии (должно быть дубовая) рама зеркала в Диванной также исчезла после пожара, как и прочие выдающиеся резные детали анфилады. Особенно жаль филёнок портала, соединяющего Диванную и Столовую с Зеркальным тамбуром. Мы не располагаем даже их фотографиями — они остались незамеченными исследователями из-за того, что находились под самым потолком тесного коммунального корридора.

dsc00231

2Д. Столовая. Этот огромный зал, по площади почти в три раза превышающий довольно вместительную Детскую (вспомним о 22-х наследниках прекрасного Абрикосова), в советское время был разбит на несколько тесных коммунальных комнат. Тем не менее, сохранились значительные фрагменты стенной и потолочной лепнины, позволяющие полностью воссоздать интерьер комнаты.

img_3780

2Е. Отдельные элементы интерьеров 19 века сохранились и в служебных помещениях первого этажа. На фотографии — двери Прихожей, прежде соединявшей Парадный и Дворовый подъезды.

20100104-img_3640

3. Второй этаж, дворовое крыло.

Над анфиладой тянется корридор, по обе стороны которой сохраняются великолепные двери нескольких типов (съёмные квартиры или классы того самого Афанасьефского пансиона?). Плюс мраморные подоконники и фурнитура с латунными «французскими» шпингалетами по всем комнатам.

img_4286

4. Третий этаж, над проездной аркой и правее.

Здесь, в этаже, надстроенном в 1872 году, сохранился лепной портал, близкий по декору парадной анфиладе, пара печей, и три двустворчатых двери ампирной стилистики. Не исключено, что в момент надстройки дома они были перенесены из комнат нижнего, более раннего этажа.

5. Задняя лестница с прорезными дубовыми балясинами (под поздней масляной краской — лаковое покрытие) и кухонными окнами. Уникальный для современной Москвы пример оформления небогатого доходного подъезда 2й половины 19 века.

6. Разумеется, это ещё не всё.

«Вы уже умерли». А больной-то еще вполне себе жив.

Фотографии Н. Харламовой, П. Эйлера, И. Изосимовой, А. Можаева, xso.livejournal.com

Распечатать статью Распечатать статью

22 комментария

Бернштейн Евгений больше года назад   Изменить
простите,не понял..последняя фотография - это реально висящий там информационный щит???? или это фотошоп?
это реально висящий там щит. его до сих пор не сняли.
Владимир Сергеев больше года назад   Изменить
нет, не фотошоп, висит реально.
Это реально висящий информационный щит, прикреплённый неравнодушными людьми с целью привлечения внимания. Отличная идея! Просто молодцы!
Слава Огоньков больше года назад   Изменить
Что-нибудь еще возможно сделать, чтобы конкретно этот памятник не трогали? Ведь изначально был же он памятником, не планировался же там торгово-развлекательный или офисный комплекс. Поджог означает, что идея свеженькая, может как-то можно апетит уменьшить у поджигателей?
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Поджог или не поджог - не известно. Общественность не проинфорирована о результатах расследования причин пожара. Но даже если никто специально не поджигал, все равно дом с отрезанными газовыми трубами и с очень ветхой электропроводкой, населенный множеством людей, которым надо было готовить еду и согреваться в мороз в соломенных стенах, просто не мог не сгореть. Это был вопрос времени. Так что пожар определенно не случайный. Но спасти дом еще можно. Он все еще находится под охраной, т.к. охранный статус может снять только лично Лужков, если согласится с рекомендацией ресинской комиссии. А пока это не сделано, государственные органы охраны памятников обязаны этот памятник охранять. Во-первых, приходите в выходные в Потаповский переулок. Там с 11 до 19 часов будут поочередно дежурить пикетчики "Архндзора" в красных накидках, у которых можно будет подписать обращение к Лужкову с просьбой заставить Москомнаследия принять меры по спасению дома. Во-вторых, можно написать от своего имени короткое письмо на имя председателя Москомнаследия В.А. Шевчука с требованием немедленно принять меры по консервации памятника и его научной реставрации. Сейчас там остро нужна помощь реставраторов, т.к. лепнина, промоченная водой, может начать обваливаться, как только наступит оттепель. В-третьих, можно написать обращение в прокуратуру Москвы с просьбой провести проверку по факту бездействия Москомнаследия, которое не принимает мер по сохранению выявленного объекта культурного наследия, поврежденного пожаром, несмотря на то, что с момента пожара прошло более двух месяцев, и состояние памятника ухудшается день ото дня. Вообще, всякое письменное обращение полезно тем, что заставляет чиновников шевелиться и дает им почувствовать, что общество следит за их работой и обеспокоено происходящим. Ну, а если события будут развиваться по самому худшему сценарию, и на объекте начнутся работы, несовместимые с сохранением памятника, тогда мы будем созывать всех неравнодушных непосредственно прибыть на место событий. Следите за публикациями на нашем сайте, за информацией в СМИ и в ЖЖ. Хотя я очень надеюсь, что до такого обострения все-таки не дойдет...
Михаил Иванов больше года назад   Изменить
Браво! Но маловат размер информационного щита! Его надо ввиде баннера сделать во весь фасад!
Для большей достоверности надо написать "дорогие" или что-то вроде.
Черт возьми! В Москомнаследии что, совсем разучились ценить прекрасное?!! Да их эксперты сами на пикет к мэрии должны выходить во спасение этой небывалой роскоши. И срочное незамедлительное проведение противоаварийных работ.
М. Перевитский больше года назад   Изменить
Сотрудники Москомнаследия обязаны брать во время выборов по месту жительства открепительные удостоверения и голосовать за указанную Дорогим Юр Михалычем кандидатуру по месту работы. Тех, кто откажется - "берут на карандаш"... Ждать от них пикетов возле мЕрии - более чем смешно. Поликлиника правительства Москвы, чиновничьи титулы из современного табеля о рангах... Забудте о этих людях... Творческая интеллигенция дорвавшаяся до кормушки - самая разрушительная сила на свете! И самая преданная хозяину свора!
Юлия Викторова больше года назад   Изменить
Никакой творческой интеллегенции там давно уже нет
Михаил Иванов больше года назад   Изменить
Да нет, все-таки отдельные лица есть, мне кажется...
Юлия Викторова больше года назад   Изменить
не буду спорить - рудиментарно есть-))
Йокорный Бабай больше года назад   Изменить
А где ж объявления, хоч бы в "ЖЖ" о сборе подписей с 11 до 19 "в выходные"? И о каких выходных речь 20-21 февр. или 22-23 тоже? Надо ж народ же ж направить - сами не догадаются...
Сообщество в ЖЖ http://community.livejournal.com/archnadzor_ru/6587.html
Интересно, а наш Президент и Премьер в курсе дела о том, что творят эти гады-"инвесторы" с историческим центром нашей Москвы?
Гончарова Елена, Барнаул больше года назад   Изменить
Дорогие, Москвичи, неравнодушные к судьбе исторической застройки столицы! Знали бы ВЫ, что происходит с "охраняемой государственными чиновниками" архитектурой Поволжья, например, в Нижнем Новгороде, Саратове, Самаре, Волгограде; о городах Сибири даже неловко напоминать... Горят резные особняки Иркутска, "реставрируются" купеческие дома в Красноярске, сносят застройку 19 века... старые деловые центры городов Сибири, сформировавшиеся в последней четверти позапрошлого столетия - лакомый кусочек для бизнеса... Надеюсь, что ВАШ пример вдохновит на ПОСТУПКИ и провинцию...
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Знаем, знаем, как не знать... Где нет денег, памятники медленно погибают, где есть деньги - погибают быстро. Законодательство нарушается везде. Наших сил на всю Россию точно не хватит, но мы тоже очень надеемся, что подобные группы и движения будут возникать везде, где жителям не все равно, что творится с их исторической памятью. Молодцы петербуржцы, молодцы ростовчане, молодцы екатеринбуржцы, молодцы петрозаводчане, молодцы томичи! Простите, кого не упомянула. В этих городах люди уже борются и имеют успехи. Но общий счет пока не в нашу пользу. По сути дела, мы вот таким образом теряем Россию. Никакая патриотическая риторика ничего не стоит, если людям наплевать на то, что происходит с историей их родного города, если они ничего не помнят, не любят и не берегут там, где родились и живут. Если нам не нужна Родина, то кому, спрашивается, она нужна?
АаааааааАААаааааАААаааааа!!!!!! Извините.Вырвалось.Накопилось. Фильм ужасов в 2 736 839 частях.Раньше не верила в эти фильмы ужасов,а теперь вижу - есть они.Аж кровь в жилах стынет. Не думала,что меня можно чем-то уж очень сильно поразить.Да еще так часто.Не нова информация, не нова проблема,но каждый раз ударяет как в первый.Теперь хожу в шлеме и противоударной броне. Дабы не тронуться умом... А вообще хочется выразить то,что вообще-то не выразить. Может будет звучать не так, как хотелось бы. Благодарность. Восхищение. И да, и нет. Просто радостно, вызывает восторг, бездонную благодарность,п-о-ч-т-е-н-и-е то, что ведется эта бесценная работа - война за город.За наш город.Спасибо..Поменьше Вам "травм",ребята. И,да.Баннер - шедевр. Не знала,смеяться или плакать.Гениально!Браво!
И еще. Не хотелось бы мне обвинять кого-то в том,что происходит. Нездоровы мы все до одного.. И,конечно, тыкать пальцем в другого, когда сам стоишь нелепый, кривенький и несуразный,и смеяться,и злиться - ну как-то... нелогично,по меньшей мере... Просто грустно,что нездоровы. Грустно, что не видим этого.Хотя так оно обычно и бывает. Кто может поручиться, что получив деньги/власть/другое (нужное подчеркнуть), останется верным себе. А поручившись, действительно останется?.. С одной стороны,так повелось: власть - враг/корень зла/и вообще нечеловеки какие-то. А это ведь мы с вами. Это общество, где,оказывается,так много тех винтиков, которые не способны удержаться в случае чего.И если не в одном,так в другом. Если не с одними,так с другими. Это же ж мы,винтики-то. Вот как-то так.
Очень грустно на это всё смотраеть, ну разве вы не замечаете, что эта вывеска откровенная насмешка над РУССКИМ духовным наследием, это просто плевок, который ГЛУПЫЙ народ не замечает, потому что его просто нет уже. Проблема не столько московская, сколько межнациональная. А вы знаете, что у Шевчука одна из лучщих вилл на Рублёвке. Это он зарплату много лет откладывал. бедные люди((( бедная россия((( бедные Лужков с Батуриной(((
Не знаю какое отношение имеют «Палаты Гурьевых» к моей родословной, но знаю наверняка –какое отношение имею Я к своей Родине как её гражданин. Но, если мои прадеды будучи сподвижниками Минина и Пожарского –финансировали (жертвовали) на освобождение и установление государственности Руси, на образование и укоренение всех русских фамилий и их проживании на этой земле- то почему нам- их правнукам не позаботиться о памяти и наследии наших предков? Ведь любая страна и состоит из семей и фамилий, как - раз из тех фамилий которые формировали и строили эту страну. Я Гурьев Вадим Сергеевич уроженец г.Дзержинска Нижегородской области, проживающий в Санкт Петербурге. В последнее время я работал архитектором, до этого по приглашению, работал в Голландии реставратором и вообще вся моя жизнь связана со строительством. Хочу обратиться за поддержкой ко всем – кому не безразлична судьба дома-памятника, особое обращение хочу сделать к Москвичам: Дорогие жители столицы, как - же вы допустили этих «джельтменов удачи с керосинками» к своим реликвиям? Или вам уже всё безразлично? Может получиться и на ваших могилах - чебуреки будут жарить шашлыки, а ваши дети останутся безродными (без Родины). Проснитесь! Делайте что-нибудь, живите, боритесь за жизнь, за город который вам подарили ваши предки! (Ошибки прежней власти мы видели изначально: Когда целому народу говорили –Вы будете жить и делать так, как мы вам укажем! Обожглись .Обожглись все и власть, и её подданные, а многие сгорели на улице Гурьянова, в самой Чечне. Потому – что, мерзость порождает мерзость) . Политика власти любой страны: Отнять у чужих и поделить со своими. Политика власти нашей страны: Отнять у своих и поделить с чужими. А теперь отнимается последнее – память.(всё материальное уже отнято под смешным предлогом - сохранения). Со скорбью в сердце, Гурьев Вадим Сергеевич.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *