Генеральное и плановое наступление на грабли

Заявление Общественного движения «Архнадзор»

Мосгордума приняла в третьем чтении законопроект о так называемом Генеральном плане Москвы на период до 2025 года. Нет сомнения, что его подпишет мэр Юрий Лужков.

В последние месяцы мы много говорили о Генплане и много работали, чтобы его лучшить. «Архнадзором» были подготовлены сотни поправок к законопроекту, связанных с историко-культурным наследием Москвы. Большинство их были приняты или в разной степены учтены редакторами законопроекта и депутатами. В тексте окончательного варианта, в частности, появились положения, предоставляющие территориям объектов культурного наследия иммунитет от регламентов зон реорганизации, а также предписывающие оперативно и регулярно дополнять Генплан в части нанесения на него вновь выявляемых памятников, их территорий и охранных зон.

Это важные перемены к лучшему, однако совершенно недостаточные. Узорочный наличник, налепленный на бетонный офис, не поможет выдать его за памятник архитектуры. А инструкция о защите памятников, приклеенная на бульдозер, не сделает его инструментом охраны наследия.


Охрана исторического наследия Москвы — не наша прихоть. И не только требование закона. Это требование задано историей, которую не переписать и от которой преступно отрекаться. Город Москвы не Юрием Лужковым основан и не Владимиром Ресиным построен. Красота и слава Москвы, ее художественный образ, составляющий неотъемлемую часть мировой культуры, созданы безвестными и знаменитыми зодчими и градостроителями XII-XX веков. Москва — исторический город, и наследие, начиная от Кремля и заканчивая «рядовыми» старинными домиками — это основа ее существования и развития.

Обрекая остатки исторической Москвы, уцелевшие в мясорубках реконструкций 1920-х — 2000-х годов, на новые «реорганизации», мы уничтожаем основу собственного города. «Новая Москва», в которой единичные памятники окажутся в окружении стеклянных офисов, уже явлена нам у Тверской
заставы и на Большой Якиманке, где старинные храмы обступили офисные громады, и на Остоженке. Это перерождение и вырождение великого исторического города.

В текстовой части Генплана декларировано стремление охранять в будущем историческую Москву как единое целое. Но когда все «реорганизации» воплотятся в жизнь, охранять будет уже нечего. Это — обман или самообман.

В процессе обсуждения Генплана исторического и уникального столичного города в пожарном порядке приходится предлагать поправки, обороняющие территории сотен памятников архитектуры от режимов зон реорганизации. Это — позор.

А когда, как в случае с многострадальной Хитровской площадью, основанные на законе требования о сохранении объектов культурного наследия отвергаются со ссылкой на обязательства перед инвесторами — это двойной позор.

Вместо того, чтобы использовать предоставленную федеральным законодателем отсрочку для того, чтобы рассмотреть вопрос о статусе около 1500 «заявленных» объектов культурного наследия и проекты такого же количества территорий и охранных зон памятников — московские власти торопятся принять Генплан до их утверждения. Это — спешка, полезная только при ловле инвесторов.

Федеральные власти, забывая, что никогда, начиная с Прожектированного плана екатерининских времен, генеральные планы столичной Москвы не сочинялись городскими чиновниками, не участвовали ни в разработке, ни в публичном обсуждении Генерального плана-2010. Это — пренебрежение собственной столицей.

Даже в тоталитарные времена принятию Генерального плана Москвы 1935 года предшествовал мощный конкурс идей и концепций развития города, в котором приняли участие ведущие отечественные и зарубежные архитекторы и градостроители. Ничего подобного не произошло в наши дни. Столичным властям оказались ни к чему ни состязания концепций, ни конкурсы идей и проектов. Городское общество — а именно оно, а не московские чиновники и инвесторы, должно быть генеральным заказчиком Генерального плана — так и остается в неведении о генеральной идее развития нашего города, а также о наличии этой идеи.

А Генеральный план без генеральной идеи — «это больше чем преступление, это ошибка». Это генеральное и плановое наступление на грабли. И каждый новый удар по лбу, увы, будет не отрезвлять нас, а уничтожать остатки нашей исторической памяти.

Иллюстрации: City Life: World Edition, Н.Самовер, А.Можаев.

7 комментариев

Лужкова "только могила исправит".
Столицу перенести - Москву спасти ! Появится оперативный простор, и ГЕНПЛАН гармонично сложится. Это хорошо и для России и для Москвы
Акция: размещайте плакат "Останови Генплан!" на своем сайте или в блоге, используйте в подписи http://img-fotki.yandex.ru/get/4207/yury-dolgoruckij.0/0_2ea71_66b890a1_L.jpg
Александр из Москвы больше года назад   Изменить
Могила Лужкова, к сожалению, тоже не поможет: http://sputnik-zakata.livejournal.com/42763.html
Михаил Валерьевич Никешичев больше года назад   Изменить
Прошу о помощи. Проходя 10-го июля (суббота) по Мясницкой улице, обнаружил, что в выходной день силами среднеазиатских рабочих проводится уничтожение старинного здания (конец XIX века) дома № 45 (расположенного в непосредственной близости от памятника архитектуры – дома № 43): была полностью разобрана крыша, отбойными молотками разрушались стены. На вопрос: кто проводит работы? где прораб? какие имеются разрешительные документы? - ни один из рабочих ответить не смог. Один из рабочих предложил мне версию, что проводится реставрация, но вид «специалистов-реставраторов», спешка, с которой они стали покидать место работ, завидев камеру мобильного телефона, - убедили меня в обратном. Для выяснения возникших вопросов мною был вызван наряд милиции (операторы службы «02» Герасименко, повторный вызов – оператор Козлова; спустя полчаса – оператор Романтеева), который приехал спустя 35 минут после моего звонка. За это время все рабочие спешно покинули место работы, частично погрузившись в микроавтобус «Газель» (№ А 254 АМ), частично – уйдя пешком. Крановщик спешно убрал стрелу строительного крана (№ У 873 АХ), и – бросив кран – также уехал с рабочими. Вызванный мною наряд милиции приехал – как мною уже указано - спустя 35 минут после телефонного звонка. «Группа немедленного реагирования» 1552 (автомобиль № У 1093) осмотрела брошенные развалины, брошенную технику и – не составив никаких актов – уехала. Я предложил старшему по группе ознакомиться с фотографиями и видеофильмом, но он делать это отказался, как отказался и составлять акт о брошенной технике и о состоянии «ремонта» дома, - в очередной раз убедив меня в моём мнении о тотальной коррупции органов внутренних дел (запись переговоров с «защитниками правопорядка» имеется). О ситуации с домом № 45 по Мясницкой улице мною было сообщено на пейджер мэра Москвы. Прошу дать возможные ответы о законности разрушения дома № 45 по Мясницкой улице. Прошу также дать мне фамилии уполномоченных должностных лиц, давшие разрешение на уничтожение этого строения в случае, если такие бумаги имеются. Заслуженный артист России, профессор Михаил Валерьевич Никешичев контактный телефон: 495 624 14 84; 903 977 87 74 Сегодня (12 июля 2010) работы по разрушению возобновились. Очередной вызов наряда милиции пока не дал никаких результатов.
Василий Крылов больше года назад   Изменить
Предложения по Генплану от нашей инициативной группы: http://sputnik-zakata.livejournal.com/44514.html
Директор Московского музея архитектуры Ирина Кробьина - " Руководству России не место в Кремле" "...Россия... и без провинции? — Вот лично вас удовлетворяет, как развивается сегодня Московский регион? — МКАД — не граница. Москву нельзя рассматривать отдельно от Московской области, которая всегда разумелась как экологический резерв. Став независимым субъектом, МО начала самостоятельно распоряжаться земельными ресурсами. И сейчас происходит гиперинтенсивная урбанизация области. Причем строительство подходит вплотную к водоемам. Пролоббирован закон о сокращении санитарной зоны от уреза воды. Пятно городской застройки расползается далеко за пределы МКАД, город как бы плывет. Идея, заложенная в московском Генплане 1971 года о зеленых клиньях, которые войдут из Подмосковья в город, перечеркнута неумелым обращением с инвестициями. — Часто архитекторы поговаривают о переносе столицы куда-либо как о разумном шаге. Сколь уместно вести подобные разговоры, ведь они почти несбыточны? И возможно ли в будущем побороть предельную централизацию РФ, имея на руках лишь утопичные проекты Михаила Хазанова? — Да, есть футуристический проект Хазанова, предлагающий формирование линейного города МоскоПит между старой и новой столицами с правительственным центром в Бологом. И такие проекты, несмотря на утопичность, необходимы! Ведь если архитектор решает только сиюминутные задачи, общество никогда не сформулирует мечту о будущем. В этом смысле проект децентрализации России “Линия-2100”, подразумевающий формирование энергетического русла через всю страну и системы расселения “без провинции”, по-моему, вполне мог бы стать российской национальной идеей, которой, как мне кажется, сегодня нет, что лишает людей ощущения перспективы в их жизни, порождает недоверие и к настоящему, и к будущему. — Рассказ о “Линии-2100” требует отдельной статьи, а что делать сейчас? — В качестве позитивной программы “на сейчас” я бы предложила: наложить мораторий на снос исторической застройки в пределах Садового кольца, ограничить там движение, для чего уместно вспомнить лондонский опыт (платный въезд). Далее — в идеале вывод из Кремля правительства куда-нибудь поближе к “Шереметьево”, вслед за чем туда потянутся администрация и все организации, душой и телом тяготеющие к верховной власти, а таких легион. Исторический город Москва должен развивать жилье, культурные, общественные и туристические функции и связанное с ними обслуживание на самом высоком уровне. Такой путь позволит сохранить остатки нашего города как уникального и неповторимого явления. — Ну да, зачем едут иностранцы к нам? В городе Великий Устюг они хотят видеть уцелевшие церкви на берегу Сухоны, в Костроме — деревянную, увы, разрушающуюся неумолимо застройку конца XIX века, но… непростое это дело сохранять прежнюю жизнь. Тем более когда в голове лишь деньги. — Верно, историческая застройка ветшает, и есть очень удобная позиция коммерческих застройщиков: давайте снесем все это гнилье и построим новое, хорошее. Это иезуитство, которое приносит дивиденды, в то время как научная реставрация исторического наследия требует очень больших затрат. И здесь нужно проявить политическую волю, сделав выбор в пользу истории и культуры. Идеальная городская среда — Рим. Там все исторические слои — и античный, и ренессанс, и барокко, и классицизм, и муссолиниевская архитектура — существуют одновременно и не камуфлируются, не перестраиваются, но поддерживаются в идеальном состоянии. И это важно для римлян: они чувствуют, что до них были целые поколения и после них придут следующие поколения! Человек — часть бесконечного живого процесса, часть культуры Вечного города… Это осознание наполняет его жизнь смыслом и любовью к своей неповторимой среде обитания. Но цена за это отнюдь не маленькая. Так, римляне уже более 20 лет не могут достроить метро, потому что, прорывая туннели, все время натыкаются на археологические сенсации. Тогда все строительство останавливается, объект консервируется, становясь народным достоянием. Государство при этом несет колоссальные экономические потери из-за замороженных денег. Транспортная проблема не решена. Но итальянцы идут на это, понимая, что культура, историческая среда важнее. Без нее Рим — не Рим. ..." http://www.mk.ru/social/interview/2010/08/18/523872-rukovodstvu-rossii-ne-mesto-v-kremle.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *