Русское дерево

1

В распоряжение редакции АН попал фундаментальный том «Русское деревянное зодчество», изданный в 1942 году Академией архитектуры СССР. Это своего рода хит-парад особо выдающихся произведений традиционной деревянной архитектуры Руси 15 — 19 столетий, церковной, гражданской и фортификационной. Альбом примечателен сразу несколькими моментами — во первых, это первое советское издание такого рода и уровня. Во вторых, он составлен в основном из дореволюционных чертежей и фотографий и показывает все памятники ещё в почти идеальном состоянии. В третьих, он поражает охватом материала — во многочиленных изданиях-последователях, появившихся в 1960-е, памятники, утраченные и уничтоженные в довоенный период замалчивались. Ну и в четвертых, он потрясает статистикой — из 70 храмов, представленных в альбоме, осталось 27, из них 2 почти при смерти, 7 перевезены в музеи. Причем погибло, за редким исключением, лучшее из того, что было.

Альбом подписан в печать 22 августа, за день до налета Лювтваффе на Сталинград, и начинается словами: «Великая Отечественная Война с громадной силой пробудила во всем мире интерес и любовь к культурным ценностям, созданным русским народом.» Мы начинаем публиковать материалы из основного раздела книги, посвящённого культовым постройкам — со ссылками на дальнейшую судьбу  памятников…


Клетские церкви.

Село Спас Вежи, Костромской район Ярославской области.

21

Преображенская церковь, 1628 г.

«Церковь с шатровой колокольней по писцовым книгам значится существующей в 1629 году. Церковь расположена в низине, весной вся низина заливается разливом рек и превращается в озеро около 45 км длиной и 30 км шириной. В связи с этим церковь, колокольня и все деревенские избы поставлены на высоких сваях, и доступ к ним возможен весной только с лодок. Здание церкви было композиционно связано с высокой (более 30 м) колокольней. В 1904 году предполагался снос колокольни и замена её каменной, но Археологическая комиссия запретила снос ввиду исключительной ценности архитектурного памятника. Несмотря на это, каменная безвкусная колокольня была поставлена в непосредственной близости к старой деревянной, а затем /1926/ эта последняя была снесена.»

По другим данным здание церкви датировалось 1713 годом. В 1956-м, в связи с  тем, что село попадало в зону затопления Костромского водохранилища, церковь была перенесена в Костромской заповедник деревянного зодчества. В отличии от других эвакуированных храмов была установлена на территории Ипатьевского монастыря, странно смотрясь на своих противопаводковых ножках в кольце каменных стен. 4 сентября 2002 года сгорела при невыясненных обстоятельствах.

***

Погост Юксовский, Вознесенский район Ленинградской области.

002

Георгиевская церковь, 1493 (?).

«Точная дата постройки не установлена; по данным церковных записей и материалам акад. арх. Л.В. Даля  датируется 1493 годом. Церковь стоит не берегу большого Юксовского озера, со стороны которого силуэт её особенно хорош. Обшивка церкви тёсом произведена около 1877 г. В церкви старый трёхъярусный тябловый иконостас со старыми, сильно почерневшими иконами.»

Цела. Закрыта в 1930-х, реставрировалась в 1970-х и в 1993, возвращена верующим, совершаются нерегулярные богослужения. Вероятно, древнейший из храмов, сохраняющихся на своём природном месте.

***

Село Чухчерьма, Холмогорский район Архангельской области.

319

Васильевская церковь, 1824?

«Церковь Василия Блаженного построена по одним источникам в 17 в., а по другим — в 1824 г. Отдельно стоит шатровая колокольня 1783 г.»

Клетская церковь Василия и колокольня целы, состояние аварийное. Главный храм погоста -многоглавая Ильинская церковь — сгорела в 1933 году.

***

Село Усть Паденга, Ровденский район Архангельской области.

19

Image101

Воскресенская церковь, 1675.

«В 1893 году была перенесена на кладбище и переименована в Успенскую, причём были расширены окна, сделано новое крыльцо, а глава и бочки покрыты железом. Отдельно от церкви стояла примитивная колокольня на четырёх столбах.»

Не сохранилась.

***

Погост Елгомский, Няндомский район Архангельской области.

004

 

Богоявленская церковь, 1643.

320

Троицкая церковь, 1714.

«На погосте две церкви: Богоявленская 1643 г., Троицкая 1714 г. и колокольня 17 в., перебранная в 1843 г. Богоявленская церковь, видимо, в конце 19 в. обшита тесом, окна расширены, главы покрыты железом В трапезной Троицкой церкви посередине поставлен резной столб, поддерживающий балки потолка, церковь обшита тёсом».

Ансамбль утрачен полностью.

***

 

Погост Шеменский, Лодейно-Польский район Ленинградской области.

321

Покровская церковь, 1667.

«Постройку этой церкви обычно относят к 1667 г., но очень большое сходство её с Георгиевской церковью Шаменского погоста при дер. Екимовской того же района, построенной в 1552 г., заставляет предполагать, что в 1667 г. были пристроены трапезная и колокольня, а главная церковь относится к более ранему времени. Во всяком случае эта церковь со своей не имеющей полиц крышей, с врезающейся непосредственно в конёк последней шейкой главы и прямоскатным покрытием алтарного прируба, повторяет древнейшие образцы клетских церквей. Наружная обшивка тесом и железная кровля относятся к 19 в.»

Погост сгорел в войну. Упомянутая Георгиевская церковь также не сохранилась.

***

Село Осиново, Виноградовский район Архангельской области.

12

Ворота ограды погоста, 17 в.

11

Введенская церковь.

«Церковь, построенная в 1684 г. (по другим сведениям в 1776 г.), имеет два престола. В силу этого главаная часть её покрыта двумя высокими кровлями, каждая из которых увенчана главой. С запада к ней примыкает трапезная, потолок которой поддерживается двумя украшенными резьбой столбами; дверь из паперти в трапезную сохранила старый резной наличник. Обшивка стен тесом поздняя. Интересны ворота рубленой ограды погоста».

Погост не сохранился, на странице села в Википедии о нём нет даже упоминания.

***

Село Уйма, Архангельский район Архангельской области.

20

Никольская церковь, 1708.

«С востока к основному объёму пристроен пятистенный алтарь, а с севера, юга и запада его охватывает паперть, основанная на бревенчатых кронштейнах-выпусках /присутствует на обмере академика Суслова, но уже не видна на данной фотографии/. В 1885 г. церковь обшита тёсом, а глава и кровли покрыты железом.»

Не сохранилась.

***

Село Помялово, Ленинградская область.

40

Троицкая церковь, 1694.

«Церковь имеет форму квадратного в плане сруба, покрытого пологой восьмискатной кровлей, увенчанной пятью главами. С юга к церкви примыкает придел, покрытый трехскатной кровлей, а с запада — трапезная с папертью, в которую с юга и севера ведут входы. Шестигранная колокольня не сохранила своего верха (яруса звона) и покрыта поздней, но красивой шатровой кровлей. Церковь обшита тёсом, но сохранила покрытие глав лемехом.»

Утрачена, по одним данным в войну, по другим — ещё в 1916-м.

***

Клетские часовни.

7724

Деревня Алфёровское, Черковский район Архангельской области.

Нет информации.

***

Деревня Нижние Маркомусы, Плесецкий район Архангельской области.

77324

Часовня 18 века.

Не сохранилась.

***

Деревня Федоровское на Кене, Приозерный район Архангельской области.

 

77323

Часовня св. Макария с колокольней, 18 век.

Перевезена в заповедник Малые Корелы.

***

Деревня Заозерье, Подпорожский район Ленинградской области.

 

7725

Часовня Петра и Павла, 17 век.

По информации на 2006 год — цела, богослужения не совершаются.

Итого, по перечисленным клетским храмам: из 14 сохраняются 4, один из которых перевезен в заповедник.

В этот раздел не попали малоизвестные тогда, а ныне знаменитые древнейшие клетские церкви Воскрешения Лазаря (датировка от конца 14 до более вероятного 16 века) из Муромского монастыря в Заонежье и Ризположения (1486, видимо, древнейший деревянный храм России) из затопленного села Бородава. Обе живы и находятся в музее-заповеднике Кижи и в Кирилло-Белозерском монастыре соответственно.

Из потерь последнего времени следует также отметить двуглавую церковь Иоакима и Анны в городе Кашине 1646 года (сгорела в 1998 г. в результате «неумышленного поджога»). Весьма негативные отзывы вызвала недавняя реставрация Никольской церкви в Ковде Мурманской области (18 век). И в качестве бонуса — вести из Подмосковья, две фотографии Всехсвятской церкви в Сосновке Озерского района (17 или 18 в.), 1980-х и 2010 года. На переднем плане — модное мощение подле украшаемого на пожертвования дачников псевдорусского каменного храма.

Публикацию подготовили Александр Можаев и Андрей Павличенков.

Продолжение следует

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

13 thoughts on “Русское дерево”

  1. ingman:

    мартиролог памятников…

  2. Елена:

    О пожалуйста, выкладывайте.
    Мне приходилось держать в руках эту книгу. Сейчас она бесценна, потому что половины уже нет, а еще значительная часть зареставрирована до смерти.

  3. Надежда:

    Настоящая сказочная Русь! Ох, переиздать бы.

  4. Михаил Иванов:

    И не просто переиздать, а издать со вторым томом, в котором отразить всю трагическую судьбу каждого памятника. Да, уму не постижимо как академия архитектуры умудрилась эту книгу издать во время войны — ее полиграфическому качеству многие современные издания позавидуют.

  5. Елена:

    Никольская церковь в Ковде — это 17 век как минимум. Но есть подозрения, что, может быть, и конец 16-го.

    Очень мне нравится предложение Михаила Иванова про создание второго тома о последующей судьбе каждой церкви. Интересная бы книга получилась. Может, попытаться собрать такие данные хотя бы где-нибудь в Интернете.

    1. admin:

      Ну вот мы как раз пытаемся. Будем признательны за любые дополнения!

  6. E#ishka:

    Скажите, а что в данной книге есть из фортификационных сооружений?

    1. admin:

      К сожалению, совсем мало — Якутск и Николо-Карельский, плюс некоторые чертежи Олонца, Торжка и Красноярска, + ограды погостов.

  7. Перевитский:

    Небольшое уточнение: село Сосновка находится не в Озерковском, а в Озёрском районе Подмосковья.

    «Сосновка — село в Озёрском районе Московской области, в 138 км от Московской кольцевой автодороги…»
    Церковь стоит на месте Сосновского монастыря, закрытого в 17 веке.

  8. Александр:

    По поводу судьбы дер. Нижние Макромусы информация есть здесь — http://kenozerje.by.ru/dem-09.html. Ничего не осталось, кроме памятного креста на месте часовни. Правда, фото часовни там совсем другое, возможно перепутано. По этому поводу см. также дискуссию здесь — http://www.panoramio.com/photo/28224893.
    По первой ссылке ещё несколько деревянных храмов, в т.ч. сохранившихся.

  9. Фёдор:

    Как-то всё о переиздании, да о судьбах… А кто-нибудь хоть пытался это сам сохранить? Вот в Каргопольском районе недавно был — там полно деревянных храмов, которые вот-вот рухнут. А вы о картинках… Может денег кто пожертвует или сам приедет, посмотрит на «уходящее» деревянное зодчество? До дела-то обычно редко доходит!

  10. Александр:

    Спасибо за информацию.
    Сколько всего было, всё было нужно людям. Люди жили. Всё на Севере вымерло, ничего не нужно никому. А то что воссоздаётся и реставрируется,- не для жизни, а для туристов.
    В Маркомусах точно ничего нет, сам бывал. Даже домов нет. Ссылка http://kenozerje.by.ru/dem-09.html не работает!
    С ув.коренной житель Севера.

  11. Сергей:

    «Село Усть Паденга, Ровденский район Архангельской области».

    Не «Ровденский», а «Ровдинский». Село Ровдино было районным центром в предвоенные и послевоенные годы, но потом территорию Ровдинского района подели между Шенкурским и Вельским районами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>