Мнение прокуратуры

Прокуратура Москвы: проект «реставрации и приспособления» усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских для «Геликон-оперы» противоречит закону

Как известно, в октябре 2010 года правительством Москвы были остановлены работы по реконструкции и новому строительству в усадьбе Глебовых-Стрешневых-Шаховских на Большой Никитской улице, 19/16, стр. 1, 2. В 2009-2010 гг. общественное движение «Архнадзор» неоднократно призывало городские власти прекратить реализацию проекта т.н. «реставрации с приспособлением» зданий по указанному адресу для музыкального театра «Геликон-опера», в связи с явным противоречием данного проекта действующему законодательству об объектах культурного наследия и их охранных зонах.
Несмотря на это, до октября 2010 года проект осуществлялся, что привело, в частности, к уничтожению одного из зданий исторической усадьбы, чей статус памятника архитектуры федерального значения XVIII-XIX вв. многократно зафиксирован как в проектной документации, так и в постановлениях и распоряжениях, официальных изданиях правительства Москвы.


18 февраля 2011 года Прокуратура города Москвы, рассмотрев обращение координатора «Архнадзора» Натальи Румянцевой, сообщила, что «указанным проектом предусмотрено строительство 3-4 этажного здания с двухуровневым подвалом», а также реконструкция 2-этажного здания с надстройкой его тремя этажами и «перекрытие внутреннего двора большепролетными конструкциями».

Прокуратура Москвы подтверждает, что «участок предполагаемого ведения работ» входит в границы охранной зоны памятников истории и культуры. Проектом предусмотрено новое строительство, что, как подчеркивает Прокуратура Москвы, противоречит не только режиму, установленному для охранной зоны, но «и требованиям ст. 34 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Прокуратурой Москвы также установлено, что «в нарушение требований ст 10 Закона г. Москвы «Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях г. Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия города Москвы», проект в целом Комитетом по культурному наследию г. Москвы не согласовывался».

Ордера ОАТИ, на основании которых был произведен снос циркумференции – флигеля рубежа XVIII-XIX вв., вместе с главным домом усадьбы образовывавшего ее парадный двор, по оценке прокуратуры, выдавались с нарушением требований сразу двух постановлений правительства Москвы и “в отсутствие разрешения Москомнаследия на снос”. “По фактам выявленных нарушений закона прокуратурой города внесено представление заместителю мэра Москвы в правительстве Москвы Хуснулину М.Ш.”, — сообщает городская прокуратура.

«Архнадзор» отмечает, что позиция движения о несоответствии проекта т.н. «реставрации с приспособлением» усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских федеральному и городскому законодательству, поддержанная видными отечественными специалистами в области охраны культурного наследия, Международным обществом по спасению русских памятников и ландшафтов, рядом членов комиссии Общественной палаты РФ по сохранению и развитию отечественной культуры, депутатов Московской городской думы — находит подтверждение в выводах правоохранительных и контрольных органов.

Напомним, что 11 января 2011 года Контрольный комитет города Москвы также указывал в официальном письме на незаконность работ по реконструкции и строительству на территории объектов культурного наследия и их охранных зон, а также на нарушения установленного в Москве порядка выдачи разрешений Мосгосстройнадзора на строительство на указанном объекте.
Мы можем добавить, что реконструкция градостроительных объектов на территории охранных зон, предусмотренная проектом, также запрещена городским законодательством.

«Архнадзор» выражает надежду, что власти города Москвы примут в данной ситуации единственно верное, т. е. основанное на законе, решение: ввести проект «реставрации с приспособлением» усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских в рамки законодательства, отказаться от нового строительства и реконструкции, восстановить снесенные в 2009 году здания усадьбы.

Координационный Совет
Общественного движения «Архнадзор»
18 февраля 2011 года


Распечатать статью Распечатать статью

32 комментария

Можно сказать,что это победа. Хорошо бы ,чтобы всё вернули как было,а будет всё под зелёной сеткой много лет.Надо настаивать,что деньги на это выделили-это будет дешевле ,чем продолжить стройку во дворе
Если это и победа, то победа хамов. Если театр не будет построен - это будет масштабное и знаковое поражение культуры перед неадекватностью, варварством, слабоумием псевдоохранителей, которые реально не ведают, что нужно охранять, а с чем бороться.
Вы готовы повторить эти слова автору вот этих строк, Молевой Нине Михайловне: " Согласно проекту 1798 года, здесь был построен интересный ансамбль служб, редкий – в то время единственный в своем роде – из сохранившихся до наших дней . Сам по себе он представляет уникум, который необходимо тщательно сберечь."? Могу предположить, что вы впервые слышите это имя, и мнение этого уважаемого человека так же ничего для вас не значит, как и мнение этих специалистов своего дела, которых вы и ваши соратники позволяете себе причислять к историкам в кавычках. И не воспринимайте любой комментарий, появившийся здесь, как точку зрения АН. В данном случае, речь идёт о том, что мнение Прокуратуры будет учтено при рассмотрении ситуации, сложившейся вокруг "реставрации с приспособлением" усадьбы Шаховской-Глебовой-Стрешневой, на Общественном совете при мэре Москвы.
Прошу прощения, мы надеемся, что будет учтено.
Даже выдающиеся специалисты могут порой мифологизировать предмет своих исследований. В Москве есть дворы бесспорной ценности - напр за 5й московской гимназией на Пречистенке или рпроходные дворы колодцы на Aрбат. Но это действительно общественные пространства и городские памятники, а хозпостройки во дворе Геликон оперы во-первых существовали вне городского и общественного пространства( это об'екты для города и для общества виртуальны и ничтожны по своей ценности), во-вторых представляли собой послевоенные новоделы, в третьих ничего замечательного в архитектурном плане собой не представляли. А вот проект реконструкции театра для Геликон оперы - выдающийся об'ект архитектуры. У меня лично мнение - это маленький Мариинский театр в московской неорусской стилистике. Даже цветом похож и планировочными решениями. Альтернативный Большому театру музыкальный театр Москве нужен в миллион раз больше ублюдочного лабаза и приемного пункта стеклопосуды, который мошеннически выдается за памятник архитектуры. И нуэен не только театр, но и здание театра - достойное, а не бетонная халтура, как у Стасика ( к великому сожалению) или у Новой оперы. И если вы не верите мне , и даже таким профессионалам как А И Комеч, поддержавшему проект, то есть такой человек как Григорий Ревзин. Это дельфийский оракул, АБсолютный эксперт! И вот он действительно разбирается в архиьектуре лучше всех в России. Ознакомьтесь с его мнением по этому вопросу. Если бы сторонники АН были бы способны к разумному пониманию, это им помогло бы понять ситуацию разумно.
Алексей, даже выдающиеся оракулы могут порой мифологизировать...
А Вы знаете,"выдающийся проект"-ОЧЕНЬ напоминает-оперный зал в Монте-Карло??!Ну очень!
А у Вас в блоге принято "банить" просто так, за иное мнение? Или у Вас такая длительная модерация? Мой комментарий так и не поставлен!
иногда бывает и длительная, но Вашего комментария я просто не вижу, напишите ещё раз пожалуйста.
Странннно..это как то все! Белые пришли..красные убежали..Красные пришли, белые попрятались. Экономят бюджет наверное.. все на выборы к 2012 года! Жаль театр! Он то тут при чем??? Если ни кто не за что в этой стране не отвечает?!:((( Эх... Да и бумага какая то запутанная...дело темное:(
Если все так незаконно,то куда смотрели все раньше? 9 лет стройке,просто место золотое,понадобилось кому-то под ресторан,магазин,вот и пошла волна. А один из лучших театров никому не нужен в нашей несчастной стране.
Повторяю свой комментарий, с первого раза почему-то не прошел. Модератор вежливо сообщил, что дело не в "бане". Потому отнесу на случайный технический сбой. Словом, еще раз: К комментарию Татьяны: Победу Вы празднуете очень рано, опрометчиво, досрочно. Еще ничего не случилось! Всего лишь бумага из Прокуратуры, адресованная частному лицу. Недостает каких-то бумаг? Да при таком положении с законодательной базой по культурному наследию - неудивительно. Обычная деловая переписка: сейчас Правительство Москвы по предписанию Прокуратуры (если данный ответ из Прокуратуры - действительная бумага)представит имеющиеся документы и сделает то, что и должно давно сделать: завершит начатое строительство. Кстати, в интервью "Эху Москвы" С.Собянин так и сказал: "То, что начато - надо достроить!" И возвращать хоз.сараи в первоначальный вид за счет налогоплательщика никто не станет. Ну кому они нужны? Это всего лишь "дело принципа" АН. Но вовсе не желание москвичей! Кстати, с чего Вы решили, что восстановить - дешевле чем достроить? Вы экономист, плановик, архитектор, реставратор? Изучили, рассчитали, провели экспертную оценку? "Замороженная "стройка уже и так обошлась налогоплательщикам в хорошую сумму. Может, хватит? Иначе зеленая сетка будет эту разруху прикрывать полвека. Да и над театром уже достаточно измываться.
Архнадзор здравствуйте! У меня для вас интересная история! На ваш адрес уже отсылали, теперь пишу сюда на всякий случай, извините что не по теме. У нас в Павло-Посадском районе снесли церковь - охраняемый памятник. Снесли бульдозерами, а кирпич раскатали в дорогу. Оставили только колокольню, которую оштукатурили цементом. В интернете полно фотографий до и после сноса. Снесли потому, что слишком дорого было восстанавливать. Хотя специалисты говорили, что восстановить возможно, даже необходимо, поскольку приход связан с памятью новомученников. Взамен постороили новую деревянную церковь. Снесли под руководством настоятеля, а спонсорами стала компания "Картовед" - по сути чёрные археологи, которые в своё время уже грабили этот храм. Всё это подробно описано на сайте прихода http://www.chizhi.ru/ Адрес: Московская область, Павло-Посадский район, дер Часовня, погост Троица-Чижи, Троицкая церковь. С уважением, Татьяна
Да, письмо прокуратуры - радует, но пришло оно - поздно. А вот интересно, долго-ли прокуратура будет рассматривать вопрос о варварской реконструкции станции "Октябрьской" (Кольцевой линии, бывшей "Калужская") и идущей с 5 февраля рузрушительной реставрации "Парка Культуры" ?
Небольшое хронологическое исследование показало очень простую вещь: все свои фантастические "инфо-бомбы" Архнадзор выпускает обычно в ответ на реальную информацию. В данном случае выброс письма А.В.Орлова Н.В.Румянцевой из недр Прокуратуры удивительным образом произошел ровно на следующий день после публикации блистательной статьи Льва Колодного в МК. Так хотелось бы почитать здесь ваш профессиональный, уважаемый Архнадзор, ответ на эту статью, - причем, желательно, по всем позициям. А вы отвечаете только по Геликону - и то некорректно. Вместо ответа по существу публикуете очередной невнятный продукт делопроизводства,на основании которого желаемое выдаете за действительное. Нормальный истерический синдром. Скучно с вами...
Ирина Трубецкая больше года назад   Изменить
Анна, раз уж Вы вспомнили статью в МК, изложу своё частное мнение о ней. Вы серьёзно считаете статью Колодного в МК блистательной?? А мне показалось, что она полностью соответствует стилистике, языку и не очень высоким запросам газеты, в которой опубликована. Это не интеллектуальная статья, если позволите. И она совершенно в духе жёлтой прессы, ничего с этим не поделаешь - это сквозит из каждого абзаца. Такой критике даже отвечать не с руки, всё равно что разговаривать с базарной тёткой, понимаете. Автор видит сложные вещи просто, объёмные - плоско, тонкие - грубо; его цель, как мне показалось, высмеять перед широкой публикой АН, у него это получилось, т.к. он говорил на максимально популистском языке, перескакивая с одного предмета на другой и не вдаваясь в детали ("истина в деталях" - как известно, а не в быстро крикнутых общих фразах). Автор свою цель выполнил. Вот и всё. Материалы же по усадьбе на сайте АН продолжают публиковать очевидно оттого, что защитники памятников по-прежнему рассчитывают спасти это здание (от варварской реконструкции) и приводят аргументы и решения в свою пользу.
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Лев Колодный - очень пожилой человек, поэтому тыкать его как щенка носом во многочисленные передержки нам кажется некорректным. Даже несмотря на то, что мы понимаем, что допускает он их не по старческому слабоумию, а в силу многолетней привычки лужковского бойца-пропагандиста. Такое мастерство не пропьешь. Но если газета МК предоставит нам равную площадь в одном из следующих номеров, мы с удовольствием разместим там программную статью о деятельности "Архнадзора" и предоставим читателю возможность самостоятельно сравнить ее со статьей Колодного и сделать выводы.
После такого акта- надо судить всех кто ставил подписи... И тех кто уже не работает , но и многих кто остался.Спасибо за такую возможность это осуществить!
Абсолютно правильно! И верным будет такой шаг "Геликона": подать в Генпрокуратуру РФ заявление на этих московских чиновников, из-за которых стройка стоит "замороженная" и столько денег угрохано в землю. Пусть заводят уголовное дело - разбираются по всем бумагам, кто и где ставил подписи. Но театр пусть Московское правительство достраивает. Сколько можно измываться над людьми - 500 человек труппы!
Строительство новой сцены Геликона остановил Росляк. Наверняка, это его необдуманное решение стало основанием для отставки. Сейчас решение по этому объекту зависит в основном от господина Ресина. Если он будет продолжать морозить стройку, - вполне могут уволить. Недаром то и дело об этом поговаривают.
И ещё раз для тех, кто пока ещё не понял. 1. Архнадзор не против театра "Геликон", а против разрушения объекта культурного наследия - усадьбы Шаховских. Поэтому, уважаемые Геликоновцы, не пытайтесь представить борьбу за сохранение усадьбы как попытки уничтожить театр. Вас никто не уничтожает. 2. В силу причин, изложенных в п.1 являются необоснованными обвинения Архнадзора в вандализме, отсутствии культуры и т.п. Вас, уважаемые Геликоновцы, можно точно так же обвинить в попытке уничтожения объекта культурного наследия, то есть в вандализме, некультурности и т.п. Только вот Архнадзор почему-то так не делает - видимо, считает, что нехорошо превращаться в подобие базарных барышень. Архнадзор вообще не склонен противопоставлять одну область культуры другой - театр "Геликон" должен существовать, должен получить новую площадку, которая с одной стороны устроит сам театр, а другой - будет соответствовать всем требованиям, предъявляемым законодательством. Кстати, и с Никитской вас никто не гонит. Просто прекратите ломать памятник, и вопросы исчезнут. 3. Вся нынешняя ситуация возникла из-за принятия теперь уже бывшими властями г. Москвы решений, находящихся в противоречии с действующим законодательством. В данный момент происходит возвращение ситуации в правовое поле. Для вас это довольно болезненно, но что делать. В данном случае вы оказались заложниками ситуации - принятых бывшим руководством города противозаконных решений. Очень Вас жаль, но закон - это всё-таки общее для всех правило, а не "повод пофилософствовать". Приходится выполнять. Кстати, согласен с мнением Анастасии - театр вполне может подать иск к бывшим московским чиновникам, разрешившим ему незаконное строительство. И малую сцену можно доделать - в рамках приспособления памятника. Но с большой сценой придётся придумывать что-то другое. 4. Отдельное спасибо Анне за "блистательного Колодного". Давно я так не веселился.
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
К этому надо еще добавить, что первопричина этой ситуации в том, что прежнее руководство Москвы раздавало землю в центре города под строительство коммерческих объектов, игнорируя необходимость развития нужных городу некоммерческих учреждений, таких как театры и храмы. Если бы для строительства большой сцены "Геликон-оперы" с самого начала была выделена земля, никакой проблемы на Большой Никитской не возникло бы, и сейчас мы бы наблюдали мирную реставрацию усадьбы со всеми ее флигелями и циркумференцией. Но лужковскому правительству показалось проще нарушить закон, чем отобрать кусок у какого-нибудь возлюбленного инвестора. Ан нет, оказалось теперь, что не проще. Эта тяжелая проблема досталась в наследсво новому руководству города наряду со множеством других, и мы надеемся, что она будет решена так, чтобы никому больше не пришло в голову, что в Москве можно с санкции властей нарушать закон.
Юрий Егоров пишет: "Вас, уважаемые Геликоновцы, можно точно так же обвинить в попытке уничтожения объекта культурного наследия, то есть в вандализме, некультурности и т.п. Только вот Архнадзор почему-то так не делает – видимо, считает, что нехорошо превращаться в подобие базарных барышень" Посмею не согласиться с этой унизительной репликой. Архнадзор обвиняет именно Театр. Приведу лишь несколько примеров с соседних веток: Рахматуллин: Мы привыкли объяснять это коммерсантам и просто бандитам. Объясним и вам, клянущимся культурой Igor: Если ради новой сцены вы готовы согласиться на уничтожение хотя бы одной усадьбы – вы слишком жалки и ничтожны, чтобы испытывать к вам хоть какое-то сочувствие Самовер: Согласившись на вандальный и противозаконный замысел, руководство “Геликон-оперы” стало причастным к вандализму и беззаконию Рахматуллин: Это не просто демагогия или умственная небрежность. Это симптом. Это отсутствие шкалы масштабов. Отсутствие этой шкалы в коллективной голове вашего театра и ваших проектировщиков – главная причина вандализма в усадьбе Шаховских Ingman: и то, что Бертман решил уехать, что такого? поезжайте с ним. в Стокгольме прекрасный климат. мы вас в мп3 плеере послушаем в крайнем случае. конечно хорошо, если вы и правду такие талантливые (хотя есть и обратные отзывы)
Анонимные комментаторы это не АН, это я не знаю кто. А с тем, что "Согласившись на вандальный и противозаконный замысел, руководство “Геликон-оперы” стало причастным к вандализму и беззаконию" спорить можно только не считая происходящее на Никитской вандализмом и беззаконием.
предлагаю геликону объединить усилия с архнадзором и вместе бороться с московскими чиновниками, под суд их отдать всех перед выборами..Геликоновцы! выхода нет! надо быть вместе! вы уже с архнадзором неразлучны!!!
Есть реальность, от который упорно отмахиваетесь, Вы, Архнадзор, считая правильным только свое понимание закона. А вот документы, представленные на сайте Геликона", свидетельствуют о том, что ни о каком памятнике архитектуры нет речи, да и из ответа из Прокуратуры, приведенного Вами, это следует. Отчего же вы вцепились в эти хозпостройки? Неужто такие они ценные? Почитала про эти боренья странные Ваши, и ухожу удивленной и разочарованной. И чего театру жить не даете? В Москве море чего настоящего спасать надо. А вы тут сараи спасаете. Вы в реальности вообще живете? Ну просто фанаты, а не спасатели.
Ира Трубецкая больше года назад   Изменить
Вам не надоело ещё про сараи петь? Как только АН приводит факты, бумаги, аргументы, тут же заводится песня про сараи, про удушение театра и про другие памятники. Все памятники перед законом равны, иначе это не закон. Про отношение АН к театру читайте ответ Ю.Егорова пункт 1й.
Анастасия!!! Мне кажется Вам пора уходить с нашего сайта.... У нас есть позиция и мы должны ее до конца довести... Идите к себе на ЖЖ и там пишите.... Или объединяйтесь с нами в борьбе))))Я уже это предлагал.Нам важно чтобы памятник был сохранен, а что там будет малая ли сцена театра или рестораны мне лично фиолетово...
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Не гоните читательницу, Alex. Она выражается вполне корректно, но просто недостаточно знакома с матчастью. Лучше посоветуйте ей почитать документы, опубликованные вот тут - http://www.archnadzor.ru/?p=6077#more-6077, и мнение специалистов в области охраны памятников, опубликованное вот тут - http://www.archnadzor.ru/?p=6160#more-6160 Понятно, что сейчас некоторые театралы испытывают чувство досады. Им казалось, что происходит перетягивание каната между ними и градозащитниками, и теперь им кажется, что градозащитники в этом соревновании побеждают. Но на самом деле это не так. Происходит восстановление законности. Не "Архндазор" бодается с "Геликон-оперой", а прокуратура - с нарушителями закона. И прокуратура побеждает. Это естественный процесс. А нарушители нанесли ущерб сразу и культурному наследию, и театру. Половина усадьбы снесена, театр напрасно прождал нового здания несколько лет. Не было бы нарушения закона - и всех этих неприятных последствий не было бы. Так что лучше всем поклонникам "Геликон-оперы" всю энергию своего возмущения направить не на отрицание очевидного, а на требования, обращенные к мэрии, чтобы выделить новый участок и поскорее начать проектирование и строительство нового театра. "Архнадзор" того же давно требует. Нарушителей - к ответу, а ущерб надо компенсировать. Снесенное восстановить, новый театр построить.
И ещё раз замечу: мнение анонимных комментаторов не является точкой зрения движения. Нам - нефиолетово.
СТАРЫЕ ДОМА - ЭТО КАК СЭКОНД ХЕНД ОДЕЖДА !!! ИЛИ ТОЖЕ САМОЕ - РЖАВЫЕ АВТО РЕЛИКВИИ. А СОПЛИ И СЛЮНИ ПО СТАРОЙ РУХЛЯДИ ПУСТЬ ПУСКАЮТ ОДНИ УРОДЫ И СТАРЬЕВЩИКИ С ПТИЧКИ !!! А НОРМАЛЬНОМУ ЧЕЛОВЕКУ НАДО РЕГУЛЯРНО ОБНОВЛЯТЬСЯ И ВИДЕТЬ КРУГОМ СВЕЖЕЕ И НОВОЕ !!!
В понедельник, 27 мая, снос был остановлен Северной транспортной прокуратурой по заявлению координатора « Арх надзора». На строительной площадке не оказалось ни одного документа, санкционирующего снос. Особый цинизм ситуации в том, что сносные работы согласованы Мосгорнаследием под вывеской реставрации памятника и его «приспособления к современным условиям».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *