Три вызова столичной власти

Константин Михайлов

В понедельник 25 апреля в московском «Сити» состоялись трехсторонние переговоры («Капитал Груп», Москомнаследие, «Архнадзор») по поводу сноса дома 15/20, стр. 1 по Большой Якиманке. Москомнаследие (в лице Романа Рыбало) и «Капитал Груп» (в лице Павла Тё) констатировали, что проект предусматривает разборку заднего фасада и внутренних конструкций дома Кольбе, но предписывает сохранить парадный фасад здания по Малой Якиманке. В тот же день «Капитал Груп» распространила заявление о том, что фасад по улице будет сохранен.

26 апреля снос задней части дома продолжался. Никаких мер по укреплению главного фасада не было предпринято, что никак не свидетельствовало о намерении его сохранить. Поэтому «Архнадзор» продолжал наблюдение за домом.


С утра 27 апреля стало ясно, что строительная техника подбирается все ближе в главному фасаду дома Кольбе. Вероятно, экскаваторщик не знал про обещания «Капитал Груп».

Около 15.30 к воротам стройплощадки подъехал депутат Московской городской думы Андрей Клычков. Он хотел осмотреть стройку, увидеть разрешительную документацию на строительные работы и проектную документацию по разборке дома.По закону депутат МГД имеет право беспрепятственно посещать на территории Москвы любые организации, в том числе военизированные. Депутата Клычкова, лидера одной из фракций Мосгордумы, НЕ ВПУСТИЛИ НА СТРОЙКУ. Ему НЕ ПОКАЗАЛИ оригиналов тех документов, которые, согласно нормативным актам, должны быть на любой стройплощадке – ордера ОАТИ и проекта организации работ. Андрей Клычков – представитель законодательной ветви власти города Москвы.

Это был первый вызов инвестора с Большой Якиманке, брошенный столичным властям.

Через некоторое время у ворот стройплощадки появились представители городской исполнительной власти — Департамента по культурному наследию Москвы. На их удостоверениях красуются слова «Правительство Москвы». Сначала сотрудников Департамента также не впустили на стройку. Затем начальнику Инспекции Департамента Николаю Никифорову все же удалось туда войти. Он вручил представителям инвестора письмо Департамента от 27 апреля 2011 года, в котором сообщалось, что Департамент отзывает согласование Москомнаследия на проект организации работ по разборке здания и письмо Москомнаследия о возможности разборки стены главного фасада, не предусмотренной проектом. (Документы соответственно от 5 мая и 11 октября 2010 года, т.е. выданы при прежнем руководстве Москомнаследия.) Аналогичные письма, с просьбой остановить работы по сносу и отозвать ведомственные разрешения, были в тот же день направлены Департаментом культурного наследия в ОАТИ и Мосгостройнадзор. После вручения писем РАБОТЫ ПО СНОСУ ДОМА КОЛЬБЕ ЭКСКАВАТОРОМ ПРОДОЛЖИЛИСЬ.

Это был второй за день вызов инвестора столичным властям.

Уже близился конец рабочего дня, когда случилось то, к чему все неуклонно шло с утра. Строительный манипулятор добрался до уличного фасада, и часть его рухнула, пробив козырек временного коридора-галереи для пешеходов и засыпав всю проезжую часть Малой Якиманки обломками кирпича. Облако кирпичной пыли заволокло всю округу. Улица не была в тот момент огорожена, и пешеходы беспрепятственно по ней перемещались. Счастье, что никто не пострадал.

Таким образом, фрагмент фасада рухнул не сам по себе, а в результате манипуляций строительной техники. Это заснято на видео. Следовательно, началось разрушение фасада, который инвестор публично обещал сохранить, который он обязан сохранить, согласно проекту, утвержденному городскимим властями. Это был третий за день вызов столичной власти.

После этого на место явились представители власти (управы Якиманского района), которые остановили работы по сносу здания до утра 28 апреля, до особого разбирательства. Нам не известно, чем оно закончится и какова будет окончательная судьба дома Кольбе.

Но очевидно, что власть либо отвечает на вызовы, которые ей бросают, либо перестает восприниматься как власть. В городе царствуют либо власть и закон, либо произвол. Иного не дано.

Общественное движение «Архнадзор» предлагает:

1. Немедленно прекратить работы по сносу (разборке, демонтажу и т.п.) дома Кольбе (Б. Якиманка, 15/20, стр. 1) – вследствие отзыва согласования Москомнаследия от 05.05.2010 г. на проект организации работ по механизированной разборке здания.

2. Принять незамедлительные меры по инженерному укреплению главного фасада и прочих сохранившихся частей дома Кольбе, в соответствии с утвержденной городскими властями проектной документацией, во избежание дальнейших обрушений здания.

3. Рассмотреть вопрос об ответственности, вплоть до отзыва лицензии, строительной фирмы, производившей работы по сносу дома, в связи с действиями ее работников 27 апреля, повлекшими за собой обрушение части главного фасада дома, создавшее угрозу безопасности и здоровью жителей Москвы.

P.S. Поздно вечером «Капитал Груп» решила к трем строительным подвигам 27 апреля добавить четвертый – информационный. Некая сотрудница пресс-службы компании, как сообщило РИА «Новости», заявила, что часть фасадной стены рухнула по из-за «ветхости» здания. Помилуйте, господа из пресс-службы, думайте хотя бы над тем, что говорите. По дому четыре дня долбили экскаваторами, и к концу четвертого дня от фасада отвалился небольшой фрагмент. Это – свидетельство ветхости?! Это свидетельство устойчивости и крепости здания, до последнего сопротивляющегося вашим инвестиционным поползновениям.

P.P.S.: «В ответ на обеспокоенность градозащитников 8 марта Департамент культурного наследия опубликовал заявление, в котором говорится об отсутствии угрозы сноса дому на Якиманке 15/20: здание «представляет из себя своеобразный и редкий образец средовой застройки Москвы, которая и является градостроительной тканью исторического города», «о демонтаже здания не может быть речи»…»

История скандала в материале Ирины Трубецкой на сайте Московского общества охраны архитектурного наследия.

PPS 2: 3 и 4 мая Capital Group продолжило снос здания, одновременно заявив о законности своей деятельности вопреки официальным документам ОАТИ и Москомнаследия.

Фотографии Натальи Самовер и Дмитрия Лазарева, видео Натальи Румянцевой.

5 комментариев

Как всё это ужасно ! Начальство меняется...но всё остаётся. Жаль мне Архнадзор ! Столько сил , а инвесторам плевать на всех и на всё ! Так грустно! Когда же это всё закончится ?
Ну как так третьего не дано? Как раз царят и власть, и произвол -- третий вариант :)
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Не надо жалеть "Архнадзор". Жалейте тех, кто плачет о своем бессилии. А у нас есть девиз "Счастлив, кто имеет мужество защищать то, что любит".
Думаю, что снос этого здания - это сигнал к тому, что следует увеличить ответственность за незаконные сносы. Также нужно поскорее признать памятниками те здания, которые могут оказаться в подобной ситуации. В настоящее время в различных регионах страны существуют здания, которые не являются официально памятниками, а значит, не имеют защиты, которую дает этот статус. Иногда проблема упирается в вопрос оплаты экспертизы, необходимой для выявления объекта наследия. Мне кажется, многие проблемы в этой области решило бы появление благотворительных фондов, которые могли бы выделять средства на проведение таких экспертиз. Такие организации могли бы помимо этого оформлять и подавать заявки, а, возможно, и выделять средства на реставрацию, привлекая к своей работе юристов, архитекторов, историков, культуроведов, других специалистов. За границей, например, есть множество трестов и фондов, которые дают гранты на консервацию, реставрацию, сохранение зданий в своих странах. Вообще поражает количество трестов по сохранению наследия в одной только Великобритании (не говоря уже о National Trust) - The UK Association Of Preservation Trusts) Существуют такие фонды и в США (National Trust for Historic Preservation Funds, Save America's Treasures и др. Мне кажется, что этот опыт следует перенять и нам.
"Представители ОАТИ и Департамента культурного наследия Москвы признали снос фасада дома Кольбе незаконным" - http://www.regnum.ru/news/1400645.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *