Точка позора

Александр Можаев

История разорения дома Челнокова в Хохловском переулке — история неинтересная, несмешная, и вполне позорная для всех её участников, кроме одного. Безусловный герой этой эпопеи — заказчик, представленный на информационном щите как ООО «Точка опоры», который замечательно вертел на этой самой неколебимой опоре и действующее законодательство, и любые контролирующие органы, и взволнованную общественность, ну вобщем весь окружающий его город. Смотрите, как это делается.

Два года назад мы уже писали о злоключениях этого особняка, украшавшего один из самых эффектных перекрёстков Ивановской горки. Тогда казалось, что дом искалечен окончательно и терять более вроде как нечего. Однако на днях всё тот же заказчик добил последние фрагменты белокаменного ампирного декора памятника. Несмотря на утверждённый предмет охраны, подписанные обязательства и прочую условность. Бессмыслица этого поступка наводит мысль о каком-то ритуальном вандализме, об упрямом и радостном утверждении в собственной безнаказанности. И на самом деле им есть чему радоваться — всего лишь ООО, а три года к ряду живёт в самом центре столицы своими собственными понятиями, и хоть бы ему что. Однако проследим историю победоносной войны заказчика с охранным законодательством  с самого начала, коротко и в картинках.

2 февраля 2008 года. Как водится, в выходные дни общество с ограниченной ответственностью «Точка опоры» начинает разрушение южного крыла и демонтаж кровли дома. Благодаря срочному вмешательству общественности и инспекторов Москомнаследия, снос удалось приостановить. Москомнаследие обещало подать на недобросовестного арендатора в суд. Помню тогдашнее радостное изумление, потому что подобные случаи оперативного и триумфального реагирования органов доселе были большой редкостью. Однако восторги были преждевременными.

Photobucket

В ходе осмотра дома выяснилось, что после разборки подшивных потолков свету явилась великолепная лепнина середины 19 столетия. Цветочные гирлянды исключительно тонкой работы и довольно хорошей сохранности. Однако большая часть дома к концу зимы осталась без крыши, для спасения лепнины были нужны срочные противоаварийные работы. Не ручаюсь за точность цитаты, но я из разговоров с сотрудниками органов охраны понял следующее: поскольку дом является заявленным памятником, то на нём крышу рубероидом просто так не залатаешь, нужен проект. На его разработку даётся полгода, не успеют — получат очередное предписание, итд. А дожди знай себе льют.

Впрочем, довершили начатое не дожди, а всё те же сограждане с глубоко ограниченной ответственностью, видимо осознавшие, что официальные предписания о приостановке работ — дело вполне житейское. В начале осени дом был полностью выпотрошен изнутри. Прибывшей на место съёмочной группе «Вестей» строители пообещали потом сделать «всё как было».

В начале октября строители разгромили остатки ампирного декора фасадов — цоколь и резные белокаменные подоконные доски. Примерно тогда же были разобраны кирпичные своды цокольного этажа. Фактически, от дома осталась лишь коробка стен и фрагменты венчающего карниза.

На протяжении последующих двух лет на объекте как бы велась реставрация. Центр историко-градостроительных исследований выполнил проект, реализацией которого руководили всё те же мастера отбойника и кувалды.

Дом был надстроен не предусмотренной проектом мансардой, что исказило пропорции его фасадов. Внешние стены покрыты тройным слоем штукатурки, поглотившей рельеф подлинных карниза и цоколя. А кульминацией прорабского творчества стало вот это непопадание в отметки двух смежных фасадов. Такое даже в Москве не часто показывают. (По счастью, это недоразумение впоследствии было исправлено стараниями архитекторов).

Финальную часть как бы реставрации дома Челнокова можно было наблюдать в течении последнего месяца. Цоколь скрыт под облицовкой, имитирующей каменную кладку. Последние резные карнизы срублены. Их место занимают пустотелые отливки на винтиках — теперь так модно. А вот эта прелесть — «воссозданные как было» интерьеры. Найдите 10 отличий.

В итоге нам остаётся лишь поздравить дружный коллектив ООО с блистательной победой над государством, а к государству в очередной раз обратиться с призывом, озвученным в недавнем заявлении общественного движения «Архнадзор»:

Только оперативное реагирование властей может спасти исторические здания, уничтожаемые без законных оснований. Мы призываем Правительство Москвы рассмотреть вопрос о создании при ГУВД г. Москвы специализированного подразделения полиции (по аналогии с экологической полицией), в задачи которого входило бы пресечение противоправных мер и водворение законности в сфере сохранения объектов культурного наследия, ценных градоформирующих объектов, исторической застройки на территориях объединенных охранных зон Москвы.

PS: фото на память. Дом Челнокова на первом плане знаменитой панорамы Москвы 1850-х гг.

PS2: 1 июня истек ордер на производство работ, с дома сняты леса. Теперь неизвестно сколь долгое время можно приходить и любоваться ВОТ ЭТИМ.

Использованы фотографии Н.Аввакумова, А.Можаева, ilducess, gaijin-nikolay. Подробнее — в сообществе ИВАНОВСКАЯ ГОРКА.

9 комментариев

Очень жаль, что погиб еще один памятник. Хотел бы еще добавить вот что. Когда я вижу разрушающиеся памятники, неухоженные старинные здания, я задаюсь следующим вопросом: почему? Говорят, упирается в отсутствие средств... Но почему не перенять опыт других стран? Мне кажется, замечательный выход найден в Великобритании. Там создан "Heritage Lottery Fund" - Фонд содержания наследия за счет лотереи. Фонд создан по Акту о Национальной Лотереи ("National Lottery... Act") от 1993 года, сам фонд начал работу в 1994. Он использует средства, собранные с помощью Национальной Лотереи ("National Lottery for Good Causes") для приспособления для современного использования и поддержания наследия Великобритании, направляя их в виде грантов на сохранение музеев, парков, исторических мест, архитектуры, природы и культурных традиций. Фонд - наикрупнейший по целевому выделению средств в этой области (примерно 255 млн. фунтов стерлингов в год): со времени основания он поддержал около 34 тысяч проектов, выделив на них 4,5 млрд. фунтов стерлингов. Почему бы в нашей стране не сделать также? Часть средств от гос. лотереи направить на содержание памятников? Или вообще создать специальную лотерею? Информация о британском Фонде содержания наследия за счет лотереи: www.hlf.org.uk http://en.wikipedia.org/wiki/Heritage_Lottery_Fund
Хорошая идея, но как ее осуществить в России? Судя по вашей ссылке оператор лотерии Camelot - это крупные национальные компании,а у нас вот Газпром без каких-либо угрызений совести планирует Охта Центр в Петербурге... Интересно, а Архнадзор мог быть организовать что-то подобное?
Москомнаследие в очередной раз демонстрирует свою "эффективность".
Интересно, кто руководитель этой "реставрацией"?
Судя по информационному щиту – прораб Пилипенко Евгений Владимирович.
Прораб - строитель. Ему что скажут, он то и построит. Архитектор кто?
В тексте есть ссылка на согласованный проект реставрации, можете сравнить с тем, что получилось. Очевидно, в данном случае прораб исполнял иные распоряжения.
Ректора МАРХИ удивило отсутствие Москвы среди исторических городов России http://www.lenta.ru/news/2011/05/27/absent/
Вот это да! Видимо, проект утвержденный в реализации дорого выходил. Неужели собственнику ничего не предъявят? По-сути, это же подсудное дело. А если так каждый "реставратор" будет слегка отклоняться от утвержденного проекта?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *