Она погорела

Об огненной смерти «Ветеринарии» и ледяном равнодушии властей

Заявление Общественного движения «Архнадзор»

30 августа пожаром полностью уничтожен павильон «Ветеринария» на ВВЦ – элемент ансамбля Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ, впоследствии ВДНХ СССР). Гибель одной из построек уникального архитектурного комплекса 1930-х годов по обыкновению не вызвала хотя бы формальной реакции — ни федеральных властей, ни московских властей, ни уполномоченного органа охраны культурного наследия столицы. Молчание над пепелищем нарушили только растиражированные СМИ слова гендиректора ВВЦ Ивана Малахова о том, что сгоревшее здание якобы не имело ни исторической, ни архитектурной ценности. Фактически г-н Малахов выступил с этим откровением от имени государства, поскольку ВВЦ именуется «Государственным акционерным обществом», учредителями которого, согласно его уставу, являются Российская Федерация и город Москва.


Подобные заявления, конечно, прекрасно характеризуют не столько предмет разговора, сколько тех, кто с ними выступает, уровень компетентности и ответственности людей, которым вверена судьба исторических ансамблей и памятников в современной России.

Павильон «Ветеринария» был одним из немногих сохранившихся элементов первоначального ансамбля ВСХВ середины 1930-х годов, до последнего дня он сохранял не только изящное убранство фасадов в стиле «советского классицизма», но и фрагменты подлинных интерьеров, включая росписи плафонов, светильники и др.

Павильон «Ветеринария», вопреки своим художественным качествам, не был официально признан объектом культурного наследия, как и многие другие постройки ВСХВ-ВДНХ. Его гибель, скорее всего, не повлечет ничьей персональной ответственности, а престижный участок в самом центре комплекса оказался расчищен. Учитывая амбициозные планы новой застройки на территории ВВЦ, вынашиваемые администрацией ВВЦ и воплощенные в чертежах «Моспроекта-4», нетрудно предположить, что под угрозой находятся и остальные здания грандиозного выставочного ансамбля, по непонятным причинам не поставленные под государственную охрану. Напомним, что в 2009 году представители московских властей уже выступали с предложениями снести находящийся на территории ВВЦ Монреальский павильон – одно из наиболее значимых произведений отечественной архитектуры 1970-х гг.

Комментарий эксперта — профессора Московского архитектурного института, члена Международного совета ЮНЕСКО по вопросам памятников и достопримечательных мест (ICOMOS) Натальи Душкиной:

— В трагической истории погибшего павильона меня поразило не только высказывание генерального директора ВВЦ Ивана Малахова, хотя, конечно, вердикты об отсутствии историко-архитектурной ценности — отнюдь не компетенция управленца. Меня глубоко удивляет молчание уполномоченного органа охраны памятников Москвы — Мосгорнаследия. Да, павильон «Ветеринария» не числился официально объектом культурного наследия, как и многие другие павильоны бывшего ВСХВ-ВДНХ. Но это свидетельствует только о том, что павильоны ВВЦ ставились на государственную охрану в начале 1990-х годов в спешном порядке, под угрозой их разрушения, и эта работа не была доведена органом охраны наследия до конца. Пока остальные сооружения выставки, не поставленные на госохрану, не постигла судьба «Ветеринарии», необходимо провести дополнительные исследования и экспертизы, для выявления всех ценных элементов этого грандиозного архитектурного и ландшафтно-планировочного ансамбля. На территории ВВЦ Москва располагает уникальным — не только во всероссийском, но и в мировом архитектурном контексте — ансамблем ХХ века, имеющим высокую историческую и художественную ценность, и огромный туристически-рекреационный потенциал.

Ситуация, при которой ценный элемент этого ансамбля погибает, а власти даже не заговаривают об ответственности тех, чьему попечению он был вверен, открывает прямую дорогу к постепенному уничтожению всех прочих построек ВСХВ-ВДНХ, не удостоившихся охранного статуса. Но приходится опасаться и за сохранность павильонов — объектов культурного наследия федерального значения, уникальной системы фонтанов, ландшафтов и планировочных решений ансамбля. Состояние многих из них сегодня говорит о несоблюдении элементарных требований по охране наследия. Возникает вопрос: были ли вообще подписаны охранные обязательства?

Ценность погибшего павильона «Ветеринария» не ограничивается тем, что он был частью выставочного ансамбля. Это была, во-первых, одна из немногих сохранившихся ранних построек (1936 г.) первоначальной ВСХВ, прообраза нынешнего грандиозного комплекса. Во-вторых, «Ветеринария» представляла собою самое изящное, легкое сооружение ладшафтно-усадебного характера, «ансамбль в ансамбле» – в составе комплекса Животноводческого городка, который без него сразу «обеднел». Исходя из этого, необходимо ставить вопрос о реставрационном воссоздании утраченного павильона, о проведении для этого специальной государственной историко-культурной экспертизы.

Общественное движение «Архнадзор» призывает власти Российской Федерации и города Москвы:

— провести комплексную проверку состояния объектов культурного наследия и исторических сооружений 1930-1970-х гг. на территории ВВЦ, дать оценку действиям администрации ОАО «ГАО ВВЦ» по сохранению исторического наследия ВСХВ-ВДНХ;
— привлечь к ответственности виновных в утрате павильона «Ветеринария» — ценного элемента первоначального архитектурного ансамбля выставки;
— инициировать реставрационное воссоздание павильона «Ветеринария» в целях восполнения утрат архитектурного ансамбля Животноводческого городка и ВСХВ-ВДНХ в целом;
— инициировать работы по определению предметов охраны объектов культурного наследия на территории ВВЦ, а также охранных градостроительных регламентов;
— провести дополнительные обследования и государственную историко-культурную экспертизу всех сохранившихся на территории ВВЦ построек 1930-1970-х гг.;
— до их проведения наложить мораторий на снос, реконструкцию, новое строительство на территории ВВЦ, во избежание утрат и искажения ценных зданий, элементов планировки и ландшафтов ансамбля ВСХВ-ВВЦ.

Координационный совет Общественного движения «Архнадзор»
1 сентября 2011 года

Досье «Архнадзора»: Павильон «Ветеринария» был построен в 1936-1937 гг. по проекту художника А.С. Магидсона; незначительно перестроен в первой половине 1950-х гг. по проекту архитектора А.О.Колесниченко и художника С.Я.Сенькина,при этом расширен и дополнен дополнительными колоннами. Также были переоформлены интерьеры, сохранявшиеся до самых последний дней. Роспись, изображающая стада овец и коров украшала плафон вводной части экспозиции, но особенно привлекала внимание люстра , напоминающая эмблему Фестиваля молодёжи и студентов. У входа в павильон был установлен фонтан «Чаша со змеёй», а в период с 1959 по 1966-е гг., когда павильон именовался «Здравоохранение и медицинская промышленность», его облик был дополнен скульптурой «Семья», ныне находящейся на лужайке павильона «Юные натуралисты».

UPD. С места катастрофы сообщают: 1 сентября рабочие уничтожили уцелевший после пожара фонтан «Чаша и змея».

Фотографии Натальи Самовер, Бориса Бочарникова, Ирины Трубецкой, Павла Чусовитина.

Распечатать статью Распечатать статью

12 комментариев

Скорблю об утрате павильона «Ветеринария» (1936-1937, 1950-е гг., арх. А.С. Магидсон). Это тяжелая потеря объекта мирового значения. Деревянное ар-деко великолепного художественного качества, сохранности... И не объект культурного наследия - нонсенс. Конечно, такой шедевр просто предназначен для использования под складские помещения товаров народного потребления. Потреблять культуру народу ни к чему, по мнению пользователя. И конечно, деревянное здание просто предназначено для проведения сварочнох работ. Если очень хочется на этом месте соорудить более экономичное здание для складирования товаров. Высказывание генерального директора ВВЦ Ивана Малахова об отсутствии историко-архитектурной ценности склада совершенно правильное. Этот Магидсон какой-то вредитель - совершенно не правильный склад построил. И фонтаны с гусями на складской территории ни к чему. А остатки люстры в цветмет сгодятся. Впочем, пускай валяются. Об чем скорбеть! Теоретически можно было бы в этот павильон туристов водить по десять автобусов в день. Да когда еще Москва станет туристическим городом! Да и не протиснутся автобусы через рынок. Пробки у нас нынче.
житель Москвы больше года назад   Изменить
Господа (вернее, Товарищи)!Присмотритесь к фонтану со змеёй! Вы что, и вправду считаете утрату этого "шедевра" трагедией?! Какое это ар-деко! Ар-деко появился и развивался в свободной стране, а не в СССР. Вся эта ВДНХ пошлость тоталитарного государства со змеями, баранами и колхозниками. Вспомните, как оценили творчество кумира советских архитекторов Шпеера на его Родине.
Это какой такой Шпеер? Министр вооружений и военной промышленности Германии? Или его сын? Сын, вроде, вполне процветает и в том числе в Германии (заказы он получает исправно, всякие немецкие награды -- тоже). Отец же был больше по части государственного строительства (и сработал, прямо скажем, неплохо: вся Европа кроме СССР легла под Германию сразу, только непотопляемый авианосец Великобритания мог сопротивляться -- но не на суше: из Европы британские войска были в панике эвакуированы, да и СССР пришлось туго). ЗЫ: А так, да, всем известно, что искусство -- это когда в черном свитере. Но, скажу по секрету, если художник не педераст, то черный свитер не действует, бугага.
Шпеер никогда кумиром советских архитекторов не был. А также, в отличии от Германии, Советская архитектура была продолжением Русской классической архитектуры и т.д. А фонтан это был одним из самых необычных, и ничего "тоталитарного" на ВСХВ - нету. Но конечно, можно и "Покровский Собор" назвать "чудищем кровавого Грозненского страшного режима"!!! Поэтому, политику опустим подальше, и будем оценивать наследие как наследие, так как архитектура - это каменная летопись, и до 1955 года ею можно было гордиться, не то ,что в наше время.
Юрий и житель Москвы! вы вообще отдаёте себе отчёт в своих словах?? фонтан действительно шедевр, поскольку воссоздать известную всем "аптечную" эмблему в виде фонтана - до этого надо было ещё додуматься!! не думаем, что в ваши светлые головы за их невесть какую длинную жизнь приходили подобные гениальные идеи!!
пора помойму серию открывать " покушение на ВСХВ "
Вот так уходит время...
житель Москвы больше года назад   Изменить
Пусть уходит
Да Собянину все пофигу!
Кого предлагаете вместо Собянина?
Собянин вообще тут не причём, в отличии от Архитектурного департамента ВВЦ и тех ,кто обслуживает ВВЦ и пр. Пора просто пересмотреть взгляд на ВДНХ, придав ему музейный аспект, а не продолжать то ,что с ней до сих пор творят с ужасных 1960-х, когда и начались сносы...
Дмитрий Пузырев больше года назад   Изменить
В Арабских Эмиратах почти нет исторических зданий. Самые старые из сохранившихся относятся как раз к 30-м годам. Зато куча новых супер-стеклянных торговых центров. Находиться там не слишком приятно. А мы бодро двигаемся в том-же направлении, хотя все побывали в Европе и протащились от очарования старых городов. И отдыхать мы ездим именно туда, где они есть - где есть изюминка, где есть что пофотографировать, где посреди улицы чувствуешь себя как в уютной квартире. И такие места приносят доход, потому что они привлекательны своей аутентичностью. И люди, которые пользуются Москвой как полигоном для строительства коммерческих центров, тоже ездят отдыхать туда, где красиво и вкусно. Оставляют там деньги. Виллы там покупают. А тут почему-то гадят под себя и думают, что их экскременты тоже привлекут покупателей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *