Снесён последний дачный вокзал России

Вокзал Ильинское, 2006г.

Юрий Егоров

18 октября 2012 года произошло не очень заметное, но очень печальное событие. Российская Федерация полностью, окончательно и бесповоротно лишилась целого класса своего историко-культурного наследия – небольших пригородных деревянных вокзалов «дачного» типа. Развязка наступила на платформе Ильинское Усовской железнодорожной ветки, относящейся к Белорусскому направлению Московской железной дороги.

Снесенное Ильинское

Во второй половине XIX века в России возникает такое явление, как дачники – люди, которые постоянно жили в городах, а на лето выезжали в сельскую местность, где у них было своё или съёмное жилье – та самая дача. С развитием транспорта всё чаще и чаще путь из города на дачу пролегал по железной дороге, которая, в свою очередь, шла навстречу растущему числу дачников и организовывала остановочные пункты для пригородных поездов в районах массовой дачной застройки. Появление таких остановок  служило импульсом для появления новых дачных посёлков, вслед за которыми возникали новые «дачные» платформы.

Открытка "Пригородная платформа"

Строить на них полноценные вокзалы не имело смысла – с наступлением холодов поток дачников полностью исчезал, чтобы вновь появиться весной. Эти остановочные пункты не имели путевого развития, на них не было никакой другой работы, кроме посадки и высадки дачников. Поэтому для них был разработан специальный тип вокзала, больше напоминающий остановочный павильон: небольшой зал ожидания, обычно отапливаемый, и пристроенные к нему лёгкие навесы для защиты пассажиров от дождя и солнца.

Станция Лосиноостровская, 1912 г.

А больше ничего и не требовалось – пассажиры приходили на платформу ко времени прихода поезда, садились в него и уезжали. В обратную сторону процесс происходил точно так же – приехавшие с пригородным поездом пассажиры не задерживались на платформе. Строились такие вокзалы очень быстро, обычно они были деревянными.

Станция Тайнинская, Московская обл., 1928г.

К началу ХХ века любой более-менее крупный город имел свои дачи и своих дачников, в стране насчитывалось огромное количество пригородных остановок, а, следовательно, и дачных вокзалов.

Войны и революции заметно убавили как количество дачников, так и число дачных вокзалов. Однако с возвращением жизни в мирное русло вернулись и те, и другие. Электрификация головных участков железных дорог только способствовала развитию пригородного движения. Строительство дачных вокзалов продолжилось и в 1930-е годы, их облик принципиально не отличался от дореволюционного: те же небольшие деревянные здания с печами и открытыми навесами-верандами.

Переломным моментом в судьбе дачных вокзалов следует считать послевоенные годы и период реконструкции железных дорог. Появление высоких пассажирских платформ, повсеместное внедрение типовых железобетонных конструкций сделали старые дачные вокзалы неприспособленными к современной жизни, послужили причиной утраты многих из них. Конечно, этот процесс не был одномоментным, но он был массовым. Поворот произошёл, количество деревянных вокзалов-павильонов стало стремительно уменьшаться.

История сохранила названия последних трёх дачных вокзалов России – платформы Александровская и Курорт на Сестрорецкой линии под Санкт-Петербургом и вокзал Ильинское в ближнем Подмосковье.

Станция Курорт

Судьба первых двух зданий сложилась печально – вокзал платформы Курорт сгорел в середине 2000-х годов, тогда же был снесён и вокзал платформы Александровская. До наших дней дошёл единственный дачный вокзал Ильинское. Длительные поиски не дали никаких результатов – других дачных вокзалов в России больше не было. Что же мы знаем об этом вокзале? Был ли он «одним из многих»? Безусловно. Но оказалось, что это здание имеет и свою собственную, уникальную и неповторимую историю, связанную с именами многих известных людей нашей страны.

Ильинское до сноса

Платформа Ильинское Усовской железнодорожной ветки расположена в дачном посёлке Жуковка, а название получила по одноимённому селу, расположенному на противоположном берегу Москвы-реки. Эта железнодорожная линия проходит через посёлки, названия которых известны далеко за пределами московского региона: Раздоры, Барвиха, Жуковка, Ильинское, Усово и другие. Рядом с платформой были построены дачные посёлки Совета Министров СССР, ЦК КПСС и небольшой посёлок академических дач. В разные годы здесь жили авиаконструктор А. С. Яковлев, академики А. Д. Сахаров и В. Н. Челомей, министр культуры Е. А. Фурцева, дочь Л. И. Брежнева Галина. Здесь в 1960-х на даче у Ростроповичей нашёл приют опальный тогда писатель А. И. Солженицын. После отставки до самой смерти здесь жил В. М. Молотов.

Для обеспечения удобной связи дачных посёлков с Москвой в 1924 году на Усовской железнодорожной ветке было организовано пригородное пассажирское движение.

Вокзал Усово

В середине 1930-х годов на станциях Ромашково и Усово были построены полноценные железнодорожные вокзалы, а здания на промежуточных платформах Раздоры, Барвиха и Ильинское носили пригородный, дачный характер, являясь, скорее, остановочными павильонами, чем вокзалами. Вокзал в Ильинском был построен в 1935 году.

В своих воспоминаниях известный историк и коренной житель Барвихи Адриан Васильевич Рудомино пишет: «В электричке можно было увидеть и бывших первых лиц государства, часто опальных, но продолжавших жить на Успенке. В.М. Молотов обычно скромно сидел в купе, ни на кого не обращая внимания. Иногда от Ильинского в усовском поезде ездил Н.А. Булганин, второй человек уже в хрущевской иерархии. К нему подсаживались рабочие с филёвских заводов и вели бесконечные разговоры о светлом коммунистическом будущем. В конце 1960-х годов в усовской электричке можно было видеть А.И. Солженицына, жившего на даче М.Л. Ростроповича в Жуковке, и других известных людей».

Вокзал в Ильинском был построен полностью из дерева и состоял из капитальной средней части и двух симметрично пристроенных к ней летних веранд с навесами для защиты пассажиров, ожидающих поезд, от дождя и солнца.

Вокзал Ильинское

В средней части здания находился отапливаемый зал ожидания с помещениями билетной кассы и технической комнатой. Перед вокзалом была устроена низкая деревянная платформа. При электрификации участка Кунцево – Усово в 1957 году новая высокая пассажирская платформа была построена в стороне от исторического здания вокзала, поэтому его не снесли, а продолжили использовать в качестве пригородной кассы.

Станция Ильинское-элемент

До нашего времени полностью сохранялась объёмно-планировочная структура здания – его центральный объём и два навеса для пассажиров. Вокзал ни разу не ремонтировался капитально, поэтому все его детали оставались подлинными. Сохранялись элементы деревянного декора обоих навесов и основной части здания, а также оригинальные оконные переплёты и двери. Сохранялись оригинальные деревянные накладные буквы названия платформы в верхней части здания. Общее состояние здания можно было оценить как предаварийное.

Интерьер станции Ильинское

Вокзал был закрыт и не использовался для обслуживания пассажиров. Здание было полностью отключено от инженерных коммуникаций и, по существу, являлось заброшенным. Когда-то использовавшиеся для отопления зала ожидания и билетной кассы печи демонтировали.

В августе 2012 года ОАО «Российские железные дороги» начало масштабную реконструкцию Усовской железнодорожной ветки. В рамках работ был запланирован, в том числе, и снос старого вокзала платформы Ильинское. Зная отношение ОАО «РЖД» к своей истории и предвидя развитие событий, Архнадзор совместно с подмосковным отделением ВООПИиК направили письмо в РЖД о ценности и уникальности вокзала платформы Ильинское, о недопустимости его сноса, так как вместе с этим вокзалом утрачивался целый класс вокзальных зданий. Параллельно мы готовили материалы для придания вокзалу статуса объекта культурного наследия, который он, конечно, заслужил.

Снесенное Ильинское

Наш сегодняшний выезд в Ильинское должен был стать чисто рабочим – фотографирование недостающих видов вокзала, уточнение его расположения по системе координат. На слушаниях в Общественной Палате РФ, которые проходили 15 октября, совсем недавно, вице-президент ОАО «РЖД» Олег Тони высказался о вокзале Ильинское, скорее, вопросительно, чем отрицательно. Обсуждение судьбы вокзала на таком высоком уровне вселило некоторую надежду. Оказалось – зря.

Сегодня, 20 октября 2012 года, выйдя из электрички, мы обнаружили вместо здания бесформенную кучу брёвен и нескольких рабочих около неё. Руководитель работ объяснил, что вокзал снесён в четверг, 18 октября 2012 года, по указанию РЖД строительной компанией «Арсенал», представителем которой он и является. Вот так ответили железнодорожники на просьбу сохранить их собственное наследие.

Обломки Ильинского

Ну, а наша рабочая поездка в Ильинское оказалась прощальной.

Мы опоздали.

Простите.

Благодарим Дмитрия Соболева за помощь в подготовке публикации.

Фото: Юрий Егоров, Дмитрий Соболев, Артем Светлов

Распечатать статью Распечатать статью

26 комментариев

Евгений Гребенев больше года назад   Изменить
Долго - с 2007 г. - собирался я поехать в эти края. И сегодня Артём Светлов позвал меня поехать вместе со всеми... Печально всё это... А сколько подобных построек исчезают бесшумно и незаметно, оставаясь - совершенно случайно - только в нашей памяти. Конечно, "прогресс не стоит на месте", но без прошлого нет будущего. И понять это дано далеко не каждому, но эти люди зачастую ничего не решают.
С Петербургом, тоже ужас, что делают.
Как это печально. Неужели никакому из множества гос.комитетов нет до этого дела? кстати, по стилю вокзал очень похож на вокзал в Петергофе! Может быть, там что-то осталось?)
Петергофский вокзал ещё здравствует, красавец!
Хорошо помню павильон в Курорте - был в восторге от него!
Но зато, В. И. Якунин выделяет деньги, на восстановление храмов и богоугодные мероприятия.
Вот такие человеки, считают себя людьми. Эти мелкие чиновники всю жизнь гадят, в отместку. А почему? Их всю жизь унижали, гнули к земле. Вокзал мелоч в масштабе страны. За такой вокзал медальку не повесят. Юность-зрелость-старость пресмыкаються "шестерят". К ним обратились с просьбой не убей, а сохрани для других, и тут они себя чувствуют значимыми, где можно показать всю свою раболебную власть. А посути мозгов нет, много таких в истории было, все строят светлое будущее по своему разумению. Сохранить то сложно, а сравнять и на месте построить еще более убогое строение "светлое" и освоить очередную порцию гос. подачки и рассовать по карманам. Это в их понимании относится и к людям. Также действуют.
Да не строят они никакого "светлого будущего"! Даже открыто теперь не скрывают, что собираются всех поместить в груду обломков от того приличного, что было и сейчас ещё есть. А сами они (под словом "они" - я имею в виду таких, вроде нынешнего сносчиковского "руководства" РЖД, которые с явной ненавистью к железным дорогам - их прошлому, настоящему и будущему!) собираются так и жить на куче обломков, уничтоженного ими же самими прошлого и будущего!У разбитого корыта они собираются жить (у корыта, которое при том они (всякие там сносчики из РЖД,компаний "Арсеал" и т.п.) сами и разбили, приложив все свои силёнки к тому, чтобы бессмысленно уничтожить то, что было вполне целым и приличным)!!!
Сегодня рабочие из компании "Арсенал", сидя на груде обломков заявили,что снос произвели аж 18-го - целых два дня назад. А я думаю, что ещё хуже: снесли не 18-го, а К 18-му.18-го Якунин с В.В.П. встречался - денег просил на всякие там стройки и т.п. А ведь в строительно-подрядном деле давно хорошо известно: главное НАЧАТЬ - потом легче будет в план включаться и всякие там сметы предъявлять и т.п. - т.е. просто поставить перед свершившимся фактом.
Да, уж, сказать обидно, ничего не сказать. Просто сердце кровью обливается. Боюсь, что и Покровское-Стрешневский вокзал, тоже постройки XIX века, ждет такая участь. Он же тоже раньше считался дачной станцией, а сейчас то, что от него осталось стоит на отшибе платформы с заколоченными окнами.
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Ансамбль железнодорожной станции "Покровское-Стрешнево" - объект культурного наследия регионального значения, то есть охраняемый государством памятник. Его снос - уголовное преступление. Но то, что с ним сейчас происходит, это тоже уничтожение, только медленное.
А ещё на той же ветке есть здание Диспетчерской Кунцево и Вокзала Кунцево с очень приятными форамами: http://wikimapia.org/#lat=55.7265784&lon=37.446642&z=18&l=1&m=s&v=9 На их месте планируется стрить "Северный Дублёр Кутузовского Проспекта".
От вокзала Покровское-Стрешнево осталась едва ли четверть - только кирпичная его часть. Остальные три четверти здания были деревянные, от них уцелели только основания колонн. И, кстати, совсем недавно, пару лет назад, какие-то горе-путейцы замазали краской майолику в верхней части здания.
михаил дорохов больше года назад   Изменить
это место связано с 10 летним мишкой дороховым мечтавшим стать художником,проводя с утра до вечера на пленере этого замечательного острова детства ...... остров УНИЧТОЖЕН!!!
Козлова Екатерина больше года назад   Изменить
А на 5 фото, после Лосиноостровской, не Перловская часом? Присоединюсь к любой форме борьбы с вандализмом РЖД. Все почти шедевры деревянного модерна Северной жд снесены.
Екатерина скорее это всё-таки Тайнинская. Если присмотреться, то вдалеке справа от путей видна водонапорная башня, очень похожая на башню Мытищинского машиностроительного завода, она сохранилась до сих пор. С Перловской эту башню не видно, а с Тайнинской она видна.
Гюго в 1883 году написал об античных аренах Лютеции, которые собирался снести муниципалитет: "Невозможно, чтобы Париж, город будущего, отказался от живого подтверждения того, что он был городом прошлого. Прошлое приносит будущее. [] Муниципальный совет, который их разрушит [арены] в некотором смысле разрушит самого себя."
Очень жаль, но документы на присвоению вокзалу статуса объекта культурного наследия, который он, конечно, заслужил необходимо готовить как говоря загодя, т.е за год до сноса в крайнем случае. Это здание разрушалось, закрывалоь, разбиралось по частям не менее 20 лет. Подмосковное отделение ВООПИиК направил письмо в РЖД о ценности и уникальности вокзала платформы Ильинское, только в августе 2012 года? Статья о шаших нерадивости.
Очень и очень печально... В любом случае огромное спасибо, что обратили на это внимание. Для меня эти места совсем не чужие, хотя дело-то собственно и не в этом. Не важно когда и кто направлял те или иные письма, это же просто непозволительная вещь! Как можно этого не понимать мне лично просто неведомо...
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
К сожалению, подготовка документов для постановки памятников на охрану очень сложна, тут одним коротким заявлением не обойдешься. Людей, умеющих и готовых этим заниматься, мало, в особенности по сравнению с объемами наследия, все еще находящегося вне охраны, но достойного ее. Любое опоздание такого рода - наша боль, а любое неопоздание - огромный успех и победа. Для того, чтобы первого было меньше, а второго больше, мы нуждаемся в практической помощи - организационной и экспертной.
ох, уже забыла, что застала на своей станции "Луговая" Савеловской дороги такой деревянный вокзал ) тоже было очень жалко, что его снесли. Был какой-то душевный уют от этого деревянного здания. теперь кирпичная будка и таким малюсеньким окошком, в которое еле рука пролезает для покупки билета.....
Снос такого строения не может быть оправдан. Это уничтожение культурного слоя, уничтожение всяких признаков жизни народа населяющего эту землю - действия оккупантов. Думаю, что отдавшего приказ о сносе надо публично наказать и заставить восстановить за свои деньги.
А ещё есть деревянный вокзал возле станции Красный Балтиец в Москве, состояние весьма плачевное. Тоже претендент на снос. (на гугл картах есть фотографии).
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Это наш подопечный объект - вокзал станции Подмосковная. Он, конечно, не дачный, но это последнее деревянное вокзальное здание начала ХХ в. в стиле модерн на территории Москвы. Выявленный объект культурного наследия. Он в частной собственности, его несколько раз поджигали. В общем, очень проблемный объект.
К счастью, пока сохраняется деревянное здание дачного вокзала на станции Дибуны на Финляндском направлении Окт. ж.д. (Курортный район Санкт-Петербурга) . Но очень мало кто знает, что он подлинный, существующий с открытия станции.
Что тут скажешь.Все патриоты , все любят Россию. Чуть, что скажешь , в ответ - а зачем вы тут живете... И как начали в 17-м "до основания, а затем" , так никак остановиться не могут. И хоть кверху ногами встань, улучат момент и под корень. От любви к России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *