Мосгорлисицкий

Николай Васильев, историк архитектуры, генеральный секретарь DOCOMOMO Россия

В Москве продолжается разрушение Типографии «Огонёк» (1-й Самотёчный переулок, 17 с.1-2). Комплекс, построенный по проекту Лазаря Лисицкого (при участии М. Барща) был окончательно признан объектом культурного наследия регионального значения в мае 2012 года (постановление правительства Москвы от 4 декабря 2012 года). Однако практически сразу, в начале декабря 2012 года, из списка охраняемых зданий исчезли все строения комплекса, кроме одного.

Осенью 2012 года в здании начались противоаварийные работы, в первую очередь сооружение временной кровли. Но наряду с этим были планомерно уничтожены оконные рамы и выломаны многие внутренние стены и перегородки. В начале лета 2013 года была сломана кровля восточного печатного цеха, не поврежденная в последние годы, в отличие от сгоревшей кровли основного корпуса типографии.

На письмо DOCOMOMO Россия от 10 апреля Департамент культурного наследия г. Москвы ответил только по одному из пунктов, перечислив предмет охраны памятника и подтвердив отсутствие проекта реставрации, т.  е. de jure незаконность работ.

letter 10 april

Вопросы в письме (см. скан) были заданы следующие:

·           Когда, кем и с какой целью в Постановлении Правительства Москвы изменен первоначальный адрес памятника (исключено строение 2)?

·           Какова судьба остальных строений на территории памятника?

·           Что включено в Предмет охраны данного ОКН (памятника)?

·           Кем выполнен проект реставрации и согласован ли Мосгорнаследием в установленном порядке проект реставрации вышеуказанного памятника?

·           Выдано ли Мосгорнаследием Разрешение на ведение каких-либо работ на данном объекте культурного наследия?

answer 10 april 1 answer 10 april 2

В ответе были перечислены практически все сохранившиеся элементы постройки, включая формы и высотные отметки крыш, оконные переплеты, внутренние планировки и лестницы и т.  п. (см. скан ответа), однако проводимые работы очевидно и несомненно наносят непоправимый урон объекту культурного наследия.

Разрушение, таким образом, происходит с ведома и при явном попустительстве Департамента культурного наследия  и является грубым неисполнением Департаментом своих прямых и непосредственных обязанностей. В том же ответе на письмо DOCOMOMO Россия от 10 апреля говорится, что выдано разрешение только на обследование и подготовку проекта реставрации (который до настоящего времени не представлен в Мосгорнаследие).

Отдельной манипуляцией выглядит чехарда с номерами строений памятника.

Адрес памятника в протоколе ИКЭС от 21.08.2008, когда Типографию Лисицкого единогласно признали выявленным объектом культурного наследия, был указан: 1-й Самотечный переулок,  дом 17.  (Справки БТИ представлены здесь) Начиная с 2009 года писали 1-й Самотечный переулок,  17 стр. 1-2,  имея в виду редакционный 4-этажный корпус с двумя «крыльями» одноэтажных цехов. Один из цехов этой изначально единой постройки по непонятной причине на электронной карте Москвы, в Акте экспертизы и в письмах Мосгорнаследия обозначен как  стр. 2.  В Постановлении Правительства Москвы от 4 декабря 2012 № 691-ПП адрес указан 1-й Самотечный пер,  стр. 1, что создает угрозу сноса части строения Типографии Лисицкого (как это произошло, к примеру, Кавалерийским двором Хамовнических казарм в 2008 году).

Все остальные «строения» (№№3-7) — являют собой лишь «утолщения» сплошной капитальной стены, построенной в стилистике ограды парка-усадьбы Остерманов-Толстых, которая по южной границе со стороны типографии разделяет два владения. Авторы ограды М.О.Барщ и Г.А.Зундблат (см. письмо от 1933 г).

Барщ и Зундблат стр.1 Барщ и Зундблат стр.2

 

18 июля  фонд «Артхроника» провёл в здании кинотеатра «Ударник» любопытную дискуссию «Сохранение памятников архитектуры: Конструктивизм», в пресс-релизе которой прямым текстом говорилось (см. скан),  что многие памятники, в числе которых типография Лисицкого [типография «Огонёк»  — Н. В.] и «ДК Октябрь» снесенный (sic!) позапрошлой осенью в Москве, башня Чернихова [имеется ввиду водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик» — Н. В.] и ДК им. Первой пятилетки (также снесенный) в Петербурге, фабрика-кухня Уралмаша в Екатеринбурге «находятся в плачевном состоянии и часто не воспринимаются населением как ценные».

Приглашение на дискуссию

Безотносительно содержания дискуссии, обращу ваше внимание, что во всех перечисленных случаях сносов и их попыток жители понимали как социальную, так и культурно-историческую ценность зданий и выступали против сносов. Нелишне напомнить, что снесенные несколько недель назад Донские бани в Москве были уничтожены также вопреки прямому неоднократно высказанному протесту жителей и специалистов.

Сами выступления приглашенных на дискуссию лиц, среди которых были и уважаемые специалисты, и те, кто непонятно как связан с охраной наследия 1920-30 годов, сводились в среднем к тому, что ничего сделать нельзя, а что можно — делается. Вместо дискуссии о реальном состоянии вопроса и роли конкретных персонажей и организаций в сохранении гибнущих памятников конструктивизма по сути состоялся разговор обо всем и ни о чем (при ритуальных уже прекраснодушных благоглупостях о невозможности никакой реставрации — будто бы в ту эпоху вдруг перестали строить из кирпича или до революции в России не строили из железобетона).
На мероприятие не были приглашены ни представители градозащитной общественности (Архнадзор, MAPS), ни представители DOCOMOMО, вопросы из зала тоже выглядели сюрпризом и были быстро свернуты. На прямой вопрос из зала о проводящихся на территории Типографии Лисицкого работах советник руководителя Мосгорнаследия Николай Переслегин смог ответить только выразительным молчанием. На следующий день жители заметили кран и очередную активизацию на работ по разрушению здания.

Можно предположить, что вся дискуссия была (безотносительно реальных интенций фонда «Артхроника») лишь маскировкой — попыткой хорошей игры при мине, заложенной и под наследие времени расцвета отечественной архитектуры. Присутствовавший на дискуссии немецкий архитектор Андреас Тиле казался больше всех озабоченным состоянием архитектуры авангарда в Москве. Он представил несколько проектов добротной реставрации и приспособления в Берлине и Праге, однако хронологически эти здания относились к другим эпохам, за исключением бывшего здания Рейхминистерства пропаганды (что само по себе символично).

Слишком мало опилок и дерева и слишком много железобетона было потрачено в Самотечном переулке в непростую вторую пятилетку, что даже пожар октября 2008 года не смог пустить дело по пресловутому пути поджога Манежа. (Ответы инстанций о дальнейшей судьбе типографии — здесь).

Такой знаковый объект архитектуры 1920-х годов, как типография «Жургаза», открытие,  атрибуция и постановка на охрану которого была освещена отечественными и международными СМИ, к счастью, не может быть уничтожена одним росчерком бюрократического пера, но текущая ситуация ясно показывает желание нанести ему непоправимый ущерб постепенно, под прикрытием ночи, выходных дней и – к сожалению – при невмешательстве руководителей и работников уполномоченного органа охраны памятников — Мосгорнаследия.

Фотографии Елены Ольшанской

3 комментария

"Можно предположить, что вся дискуссия была (безотносительно реальных интенций фонда «Артхроника») лишь маскировкой" -- разумеется. Мишура.
Подобные "памятьники" кровавому советьскому наследию должны быть вычищены из города полностью. Памяти о позорных годах советьской коммюнистической власти в России не должно остаться вовсе. Эта страница должна быть стерта.
"Хреков", что характерно, даже ТАКОЙ текст смело без ошибок напечатать не можете

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *