Городские фонари: немалое значение малых архитектурных форм

Ирина Трубецкая

В продолжение разговора о Главной выставке, начатого в прошлой публикации, давайте осмотримся по сторонам и подробнее разглядим… фонари. Ведь они здесь отличаются от прочих городских собратьев, что бросается в глаза уже на подходе к ВВЦ-ВДНХ. Сразу оговоримся, что рассматривать будем больше фонарные колонны, так как их верхушки – кронштейны и светильники – менялись часто, а вот многие колонны стоят по сей день.

Большинство фонарных опор на территории ВДНХ – 1950-х годов, так как к торжественному послевоенному открытию в 1954 году реконструировали не только павильоны, но и малые архитектурные формы, к которым относят фонари. И всё же колонны периода 1939-1941 годов можно отыскать.

Например, десяток довольно высоких фонарей для четырёх светильников стоит на подступах к ВДНХ на улице Сергея Эйзенштейна, а когда-то такие же стояли и на аллее, ведущей к «Рабочему и колхознице». Ещё один вид фонарных опор этого периода – «чугунная литая колонна типа 343», разработанная Мосгорсветом в 1930-е годы для освещения улиц Москвы. В мастерских ВСХВ к ней спроектировали специальную серию кронштейнов и светильников, последние должны были быть продолговатой формы из гранёного стекла. Но, как гласит надпись на чертеже: «ввиду отсутствия возможности получить гранёные цилиндрические стёкла, согласован переход на сферические шары». Кронштейны и светильники меняли в 1950-е, и 1960-е годы, а также относительно недавно, а вот изящные колонны 1930-х до недавнего времени стояли в безопасности. К сожалению, в этом году их признали аварийными и начали демонтировать.

Демонтаж выглядит ошибкой, учитывая, что этот тип фонарных колонн, когда-то распространённый в городе, сегодня почти нигде не сохранился. Известно лишь о нескольких полузаброшенных колоннах этого же типа. На ВДНХ же их будет около 20 штук, выстроенных в ряд на аллее Малого северного кольца. В прошлой публикации упоминалась необходимость экспертного обсуждения будущего ВВЦ и выработки особого подхода к этой необычной территории, вмещающей разнообразные наслоения ХХ века. Сохранение малых архитектурных форм могло бы стать частью такого целостного подхода. Было бы познавательно пойти дальше и восстановить кронштейны и светильники 1930-х годов, чтобы дать посетителям почувствовать атмосферу города того времени.

А как обстоят дела с другими старыми фонарями в Москве? По словам специалистов, в городе около четырёхсот тысяч фонарей, из них около двух тысяч – старых. Рубежом, отделяющим старые от новых, являются 1950-е годы, когда началась борьба с «излишествами» в архитектуре.

Поиск в реестре культурного наследия показывает, что ни один отдельно стоящий фонарь пока не признан памятником, подлежащим госохране. Хотя несколько числятся «заявленными» и «выявленными» объектами, то есть находящимися на разных стадиях историко-культурной экспертизы, определяющей ценность потенциальных памятников. Самыми старинными из этого списка являются два фонаря усадьбы Усачёвых-Найдёновых на Земляном Валу. Это бывшие масляные светильники первой половины 19 века, которые сейчас приспособлены под электрические и находятся в рабочем состоянии. А вот их собратьям по эпохе – бывшим масляным фонарям у Новоекатерининской больницы не повезло – они пропали после недавнего начала реконструкции здания, на охрану их заявить не успели.

Настоящим заповедником старых фонарей является сад Эрмитаж, где можно увидеть три их разных вида. Самые старые – около пятидесяти колонн, на цоколях которых отлиты инициалы основателя парка Якова Щукина – «ЯЩ». Он закупил генераторы для освещения театра и устройства иллюминации в саду в 1895 году, тогда же и были установлены эти колонны. Их нижняя часть сейчас выглядит несколько массивно и контрастно по отношению к тонкой верхней, но дело в том, что изначально они несли более высокие колонны, непохожие на сегодняшние. Чтобы понять, как они выглядели когда-то, надо пойти в Кремль и рассмотреть фонари на Ивановской площади, где этот тип сохранился. Другой вид исторических фонарей в саду Эрмитаж дошёл до нас целиком – это единственный фонарь 1912-13 годов. Проект этого изящного фонаря разработан Отделом освещения Мосгордумы, а отлит он в польском городе Сосновицы (сохранилось клеймо изготовителя). Вероятно, сохранности этого раритета способствовало то, что он является выявленным памятником и занесён в реестр объектов культурного наследия. Третий вид – невысокие парковые торшеры, спроектированные в 1950-е годы специально для этого сада институтом «Мосгазпроект».

Как стало известно, в настоящий момент Департаментом топливно-энергетического хозяйства г. Москвы при участии музея «Огни Москвы» разрабатывается техническое задание на реставрацию всех перечисленных фонарей сада Эрмитаж. Реализация проекта может занять год, так как процесс трудоёмкий – предстоит вручную очищать чугунные части от многочисленных слоёв краски и ржавчины.

Пример уже проведённой реставрации – работы в Лужниках на аллее, ведущей к набережной. Здесь недавно были отреставрированы около пятидесяти фонарей, созданных в 1947 году, к 800-летию Москвы, по проекту архитектора М. Минкуса. Таких в городе сохраняется несколько сотен, но за последние годы они стали исчезать в процессе «благоустройства». Последний случай – Пушкинский сквер, где сейчас спешно проводятся работы по благоустройству, а подлинные фонари 1947 года вывезены. Вернут ли их, а не бледные копии, на место?

Сложность сохранения старых фонарей заключается ещё в том, что все они принадлежат разным ведомствам и целиком зависят от доброй воли и распоряжений руководителей организаций. Например, упомянутые фонари в Лужниках находятся на балансе городского Департамента энергетики. А фонари на ВВЦ – на балансе ОАО «ГАО ВВЦ». Захочет ли администрация Выставки взяться за реставрацию фонарных колонн 1930-х годов? Захотеть взяться означает и захотеть найти средства, и захотеть привлечь специалистов. Но попробовать стоит. Тем более что специалисты и общественность уже обратились с соответствующей просьбой к администрации сохранить для городской истории эти колонны in situ – ведь так приятно брести по аллее и разглядывать всякие «мелочи»!

Автор благодарит директора музея «Огни Москвы» Наталью Потапову за помощь в подготовке материала. Все фотографии предоставлены музеем.

Опубликовано с сокращениями на Ситибум

7 комментариев

сносят исторически дом в пресне по адресу Расторгуевский переулок дом 14 и там же исторические корпуса
Фотографию какуюнить можно на почту Архнадзора скинуть? Вообще, что ещё известно про это? На заборах-щитах там есть информация - кто, что и т.п.?
Как можно подробнее поговорить по поводу сохранения фонарей Минкуса? Они сейчас практически везде, где сохранились под угрозой (а ведь находятся в хорошем технич. и эстетическом состоянии)
Кажется, разобрались. Это, должно быть, корпуса завода "Красная Пресня". К сожалению, он прошёл "сносную" комиссию. Это снос под строительство жилых домов. Вот ссылки на протоколы - http://dkn.mos.ru/about/commission/minutes-of-the-meeting-of-the-commission-11-july-2012.php http://dkn.mos.ru/about/commission/minutes-of-the-meeting-of-the-commission-on-26-september-2012.php
Я думаю, что если бы специалисты из музея "Огни Москвы" были готовы прочитать лекцию на клубе Архнадзора или инициировать какую-то кампанию в защиту этих фонарей, мы бы поддержали. А ещё - надо находить, где этих фонарей россыпь, и писать экспертизу об их комплексной постановке на охрану. Это самый верный путь. Если не ошибаюсь, предмет охраны бульварного кольца был до сего года не определён. Т.е. всяческие благоустройства ваяли по собственному разумению.
с вашим интерфейсом без 100 грамм не разберешься,да обидно что так но вроде написано что историческое здание выходящие в тот самый переулок обещают сохранить.но я видел что стали снимать стекло пакеты что очевидно не будет выполнено,хотя может и ремонт правда
Вот интересно, смотрел фотографии Екатерининской больницы конца 19 - начала 20 века, и таких масляных фонарей там не увидел. Стоят только обычные газовые. Вряд ли их куда-то переносили на этот период, а в середине 20 века вдруг вернули на свое место, чтобы снова убрать и заменить новоделом в наши дни. Попахивает фейком.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *