ВСХВ против ВДНХ

0

Ирина Трубецкая

18 апреля, в Международный день охраны памятников, на ВДНХ была начата разборка модернистских фасадов павильонов №14 «Вычислительная техника» и №15 «Радиоэлектроника». За пару недель до этого была попытка демонтировать мачту у только что снесённого павильона №24 «Судостроение». Эти работы проводятся в рамках возвращения исторического «вида ВДНХ на 1954 год».

Можно (и нужно) спорить о ценности разбираемых фасадов, но при разворачивании того масштабного городского, если не государственного проекта, который мы наблюдаем на ВДНХ, нельзя не признавать двух вещей – соблюдения закона и соблюдения исторической правды.

Соблюдение закона говорит нам о том, что в случае подобных работ на павильонах – объектах культурного наследия федерального значения требуется:

1) разработка предмета охраны памятников, подразумевающая проведение историко-архитектурных исследований и наличие положительного заключения историко-культурной экспертизы;

2) разработка и согласование проекта реставрации.

Ничего этого в данном случае проведено не было, модернистские фасады снимают, потому что кто-то сверху так решил, потому что эти фасады якобы искажают вид того самого мифического «ансамбля ВДНХ 1954 года».

5

Здесь самое время вспомнить про историческую правду. А она заключается в том, что в 1954 году никакого ансамбля ВДНХ не было и в помине. Это была Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ): здесь вам ни павильона «Космос», ни ракеты «Восток», никаких достижений промышленности, за исключением отраслей, имеющих отношение к сельскому хозяйству. Поэтому заявление мэра Москвы Сергея Собянина о намерении вернуть Выставке именно название ВДНХ и былую славу вызвало сначала радость, а потом, по мере разворачивания работ, недоумение и глухое непонимание у ряда исследователей и историков Выставки.

Год, в который ВСХВ стала ВДНХ, отнюдь не 1954-й, а 1959-й. Это год появления модернистского фасада павильона «Радиоэлектроника», а также сооружения под названием Круговая кинопанорама. Переход на демонстрацию достижений хозяйства в целом требовал расширения экспозиционной тематики и обновления павильонов. Тогда ещё ничего не сносили, это начнётся позже, тогда ещё старались видоизменить имеющееся, сохранить ансамбль, внеся в него новые современные штрихи. Далее веяния современности всё более нарастали, и вот в 1963 году экспозицию перестроили по отраслевому принципу, а в 1967-м появилось знакомое нам название павильона «Космос», ракета перед ним и мачта Судостроения поблизости.

2

Дальше начинаются вопросы. Собираются ли городские власти переименовать «Космос» обратно в «Механизацию и электрификацию сельского хозяйства»? Уберут ли ракету? Ведь чистота ансамбля на 1954 год, вероятно, этого требует?

Хочется верить, что подобные мысли даже не приходят в голову руководителям городских департаментов. Но тогда встаёт вопрос: откуда взялась датировка ансамбля ВДНХ на 1954 год? Если же мы, согласно истории Выставки, начнём отсчёт ВДНХ с 1959 года, то причин разбирать «Радиоэлектронику» у нас не будет.

1

Нестыковок в датировках можно было избежать, если бы до начала благоустройства было проведено широкое экспертное и публичное обсуждение, учитывая значимость и сложность территории ВДНХ. Это обсуждение было обещано руководителями городских департаментов на пресс-конференции, состоявшейся 8 апреля. В тот день ярко светило солнце, был начат снос десятка незаконных ларьков разом, говорились хорошие слова о светлом будущем Выставки, о проблемах, которые предстоит здесь решить. В последующие две недели стало очевидно, что уже есть некий проект благоустройства, какие-то готовые решения, которые упорно реализуются, но прозрачности, понимания того, кем и на каком основании эти решения приняты, нет по сей день.

Также нет понимания того, имеются ли акты технического состояния и планово-реставрационные задания на павильоны-объекты культурного наследия, которые сейчас спешно начали красить. Перед покраской на них также спешно сбивают старую штукатурку, вызывая волнение в душах наблюдающих за процессом исследователей и любителей Выставки. Как бы где не отлетел кусок лепнины, мозаики или керамики.

3

Ещё в начале благоустройства, в ожидании широкого обсуждения предстоящего улучшения Выставки, общественное движение «Архнадзор» подготовило свои предложения по сохранению ансамбля ВДНХ. Там нет призыва сохранить модернистские фасады, потому что нам просто не пришло в голову, что их могут так запросто начать демонтировать («кто ж его посадит, он же памятник!»). Мы сосредоточились на постройках, малых формах и ландшафте, не стоящих на госохране. Ниже публикуем эти предложения.

Общее_прил_подпис1копированиеОбщее_прил_подпис2копированиеОбщее_прил_подпис3копирование

 

 

 
Видео с комментарием Ирины Трубецкой:

Распечатать статью Распечатать статью

9 комментариев

Это все просто ужасно конечно. Власти (Собянин и Бирюков) нашли очередной объект для "благоустройства" и распила. Вчера это был Останкинский парк, аллеи которого заливают в бетон, вырубают деревья, дорожки закатывают в плитку, а по соседству с театром 17 века строят "самый большой в Европе" стадион для скейтборда. Сегодня - это "реконструкция" ВДНХ - бездумная и беспощадная. На завтра, видимо, рассчитано "балоустройство" Ботанического сада Это какой то ужас!!!!!!
"Благоустройство" Ботсада явно в планах, ведь нужна "общая зона отдыха для москвичей". Более того, на стороне Ботсада уже шуруют экскаваторы, пруд между Останкинским и Ботсадом осушен, перекапывают берега. На этих выходных будет осуществляться снос забора между Останкинским и территорией ВДНХ. Неизвестно, что будет с входной группой. Дополнительно объявлен снос каких-то "старых теплиц". Так как теплиц у Мичуринского сада уже не осталось, и в Останкинском зачищено всё подчистую, это теплица виноградарства!
Ирина Трубецкая больше года назад   Изменить
Скажите, пожалуйста, а где объявлен снос теплиц (источник)? Виноградорство (пав.137) - очень милый домик, как бы его не тронули. Его фасад и так прошлым летом каким-то дурацким ремонтом испортили. Я постараюсь посмотреть в эти выходные, что с ним. Мэр вчера официально объявил о демонтаже забора между ВДНХ и Ботсадом. Сама идея вроде неплохая, важно, чтоб это сделали аккуратно. И конечно, монументальная входная группа должна быть сохранена.
Андрей Суриков больше года назад   Изменить
Всегда и во всём поддерживал Архнадзор (ещё с тех времён, когда он и Архнадзором-то не был), но тут. Не знал об этом факте, сегодня случайно увидел павильон Вычислительная техника, и обомлел от той красоты, что вскрыли за страшным хрущёвским фасадом. Безусловно, это было варварство закрывать такие павильоны страхным "сайдингом", вентфасадом на алюминиевых профилях. То, что было до (и вновь обрелось теперь) ни в какое сравнение не идёт с хрущёвским убожеством. Надеюсь, что хоть кто-то в Архнадзоре со мной согласится.
Речь здесь не может идти о том, что одно более, а другое менее ценно. Позиция АН не в том, чтобы противопоставить. Мы призывали не спешить, не ломать к первому мая, а продумать, каким образом сохранить все версии фасадов, ведь каждая - часть ушедшей эпохи. Прошлое не может ответить вам на ваше "убожество". Оно просто существует в подобных артефактах.
to Андрей Суриков 2014-04-26 00:26:27 : может быть, тогда взять и смело возвратить облик Механизации? Павильон механизации при открытии ВСХВ выглядел гораздо лучше, чем стал после его перестройки перв.полов.50-х Вопрос чисто риторический, прошу НЕ воспринимать как руководство к действию.
Полностью с Вами согласен. Павильоны должны быть отреставрированы в первозданном виде ( по состоянию на 1954 год). Что красивого было в этих обшивках?
типичное понимание "тли", читайте роман Шевцова
Простите, а куда дели забор с дачи Геринга? Тот самый, привезенный в качестве трофея и установленный между Ботсадом и ВСХВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *