Исторический дальтонизм

1_

Александр Можаев

Как известно, в нынешние духоподъёмные времена очень многие хотели бы жить на Святой Руси, гордиться деяньями предков и наследовать великие традиции – осталось только узнать, что это такое. Ренессанс подразумевает подстыковку к очень конкретным идеалам родного прошлого, творческое развитие оборванного, но по-прежнему актуального сюжета. Если промахнуться и взять за основу не историческую реальность, а некий романтический фантом, то результаты смогут быть весьма интересны в плане краеведческих либо клинических наблюдений, но никак не принесут ожидаемого возрождения.

Об этом напомнила картинка, встреченная на просторах интернета: очень породистая церковь XVII века, стоящая в глубинах Владимирской губернии (с. Подолец Юрьев-Польского района), с шатровой колокольней, роскошным крыльцом и «грановитыми» главами. Была разорена, теперь возрождается силами прихожан — крышу подлатали, окна поставили, всё добросовестно. Но прошлым летом энтузиасты владимирского ренессанса начали красить церковь в новые, по их представлению, истинно православные цвета. Пока что освоили лишь верхушку – на смену обветренной белизне старой извести пришли краски, на самом деле присущие авангардной живописи ХХ века. Сочетание белого, красного и предельно насыщенных синего и желтого – это в чистом виде Мондриан и Кандинский. Раскрашенная их рукой церковь – отличный перформанс, но к Святой Руси это не имеет вообще никакого отношения.

Хотели как лучше, а вышло не пойми чего: во избежание подобных казусов работа на памятниках зодчества требует участия специально обученных профессионалов и согласования специально аккредитованными экспертами. Но сильна в народе жажда искреннего, простодушного творчества, а за всеми уследить – велика Россия. Минувшей зимой Священным синодом официально утверждена должность епархиального древлехранителя, что вселяет надежду, но о практических результатах этого мудрого решения нам пока не известно.

10861128_746303795453707_7757289398582148521_o

Возвращаясь к вопросу о первоначальном цветовом решении памятников отечественной древности, надо признать, что краски выгорели настолько, что крайне трудно различимы из третьего тысячелетия. В предыдущей публикации мы разобрали его более подробно, а здесь упомянем лишь четыре столичных памятника, на которых многоцветная покраска XVII века восстановлена с относительной научной достоверностью: церковь Николы в Хамовниках, Николы на Берсеневке, Потешный дворец Кремля и конечно храм Василия Блаженного. Оказывается, что истинное русское Узорочье наряжалось в цвета яркие, но естественные, происходившие из сугубо экологических технологий изготовления красок. В основном это известь и красно-рыжий сурик, фасад белый – декор красный и наоборот. Мелкие детали карнизов и наличников прорисовывались более дорогими красками — синим, зеленым, желтым и даже черным цветом.

Русский национальный стиль, кульминацией которого является именно XVII столетие, внешне простодушен, пёстр, но на самом деле удивительно виртуозен и тонок. Если стилизаторы хоть немного теряют чутьё или халтурят в качестве исполнения, то сказка превращается в сувенирный кич, широкий спектр оттенков которого можно наблюдать, например, в постройках так называемого Измайловского кремля. Но если там эти огрехи можно считать делом вкуса заказчиков, то при реставрации подлинных памятников они оборачиваются вредительством. Среди ярких столичных примеров – раскраска церкви Георгия Неокесарийского в морковно-лазоревый цвет в 1996 году и недавний колористический глумёж над палатами Титовых, согласованный Москомнаследием.

2_

Палаты Титовых в Ордынском тупике — старейший замоскворецкий дом, образцово отреставрированный в 1970-е. Реставраторы оставили их белыми, поскольку здесь не было найдено никаких следов покраски (разумеется, многоцветными были не все, а лишь самые богатые дворцы и храмы). Когда в 2014 году начался новый ремонт здания, оно, как теперь принято, было обернуто в баннер, на котором нарисовали его собственный фасад, но раскрашенный в потрясающе веселые салатно-красно-зеленые цвета – как горки на детских площадках.

Авторский надзор вели достойные доверия специалисты ЦНРПМ, но я на всякий случай поинтересовался – чего это там у вас нарисовано? «Да нет, что вы, — ответили мне, — это просто баннер, дизайнеры шутят». Но когда через пару месяцев ширма была снята, оказалось, что наличники палат действительно выкрашены в чудо-цвета. Не в такие яркие, как на картинке, а в ещё более диковинные голубой и розовый – так в детских книжках рисуют пряничные хоромы короля Пипина: «Из пастилы сложили печь, и был дворец готов, а от мышей его стеречь поставили котов».

0_cdf15_e5a5a53e_orig

Дом ремонтировался для размещения выставочного зала Российского военно-исторического общества, возглавляемого министром культуры Владимиром Мединским, известного разработкой «научно обоснованной концепции проблем поиска объективности в освещении российской истории». Это что же, тактика двойных стандартов? Где поиск объективности в разработке колористических паспортов шедевров русского зодчества? Но нет, нездоровой сенсации не вышло, оказалось, что Мединский здесь ни при чем – баннер был не шуткой дизайнеров, а настоящим проектом, вышедшим из недр Моспроекта и согласованного Департаментом культурного наследия. Реставраторы не имели возможности изменить утвержденное решение. Опрошенные нами эксперты хором называют полученный результат диким и оскорбительным. Как сказала искусствовед Наталья Дмитриевна Троскина: «Я считаю любые реставрационные версии покрасок XVII — начала XVIII столетий в достаточной степени схемами, а не буквальным восстановлением. Но безграмотные фантазии, подобные этой, хоть и временно, но уничтожают памятник.»

0_cdf09_4f6c27c8_orig

Откуда взялся такой проект и зачем он был согласован, остаётся только гадать. Но это. конечно. может стать большой помехой в теоретической полемике с владимирскими энтузиастами. Мы им, предположим, начнём объяснять про Святую Русь и неправославного Мондриана, а они нам скажут – и у вас в Москве смешное согласовывают, ибо никто не ведает объективной исторической истины. Нет-нет, это историки не ведают, опровергают да переписывают, а химики-технологи работают с совершенно простыми материями. На стенах палатах Титовых тем временем была найдена неяркая, но родная серо-бежевая покраска Петровского времени, так что пряничные наличники – фантом и галлюцинация, а она – научно объективная истина. Велика Россия, на всех мышей котов не напасёшься, но ищущий завсегда обрящет.

Опубликовано Вести.ру

Фотографии Н. Рыбина, А. Можаева, А. Фролова.

Распечатать статью Распечатать статью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *