День наследия по-архнадзоровски

Весна. Черкизово. Субботник. 19.04.15.18.

Юрий Егоров

Архнадзор провёл субботник в историческом здании вокзала станции Черкизово

Дни исторического и культурного наследия — своего рода «профессиональный праздник» градозащитных движений. В эти дни устраиваются экскурсии, открывают свои двери недоступные для простых жителей здания. В этом году Архнадзор решил пожертвовать познавательной частью праздничной программы в пользу практических действий, направленных на спасения исторического здания с, возможно, неплохим будущим, но требующим немедленных действий по его спасению уже сейчас.

При сносе построек Черкизовского рынка обнаружился считавшийся давно утраченным исторический вокзал станции Черкизово Московской Окружной железной дороги, построенный в 1905–1907 годах под руководством известного архитектора А.Н. Померанцева. Как свидетельствуют фотоснимки из не очень отдалённого прошлого, в 1990-е годы вокзал был вполне узнаваем, а количество перестроек и искажений было далеко от критического. Середина 90-х – время бурного развития рынка, поглотившего в том числе и вокзал.

Вокзал Черкизово - начало 90-х

После сноса рынка оказалось, что вокзал цел, но надстроен вторым этажом при сохранении многих черт первоначальной постройки. Однако здание пустовало, что в наших условиях почти всегда означает превращение его в свалку разного рода мусора, появление бомжей и, в конце концов, случайное или не очень возгорание. Не стал исключением и вокзал в Черкизове.

Весна. Черкизово. Станция. 19.04.15.04.

Потеря исторического здания, тем более на станции, и без того лишившейся почти всей своей первоначальной застройки – недопустимое дело. Более того, как выяснилось в разговоре с представителями ОАО «МКЖД» — структуры, которая занимается организацией пассажирского движения на Окружной, — при строительстве транспортно-пересадочного узла Черкизово старинный вокзал предполагается сохранить и отреставрировать. Тем обиднее было бы потерять его сейчас, когда впереди уже просматривается перспектива возвращения его к нормальной жизни.

Весна. Черкизово. Станция. 19.04.15.25.

По совету сотрудников МКЖД мы обратились к руководству станции Черкизово и нашли у него самую активную поддержку. Начальник станции пообещал организовать транспорт для вывоза мусора и последующую заделку всех путей проникновения в здание вокзала.

И вот, 19 апреля около 12 часов дня активисты Архнадзора и откликнувшиеся на призыв помочь неравнодушные горожане собрались у вокзала. Вскоре подъехал большегрузный самосвал из тех, что обычно работают на стройках. Начальник станции выдал лопаты и прочий инвентарь.

Внутри вокзал представлял жуткое зрелище: все его помещения были по колено завалены остатками мебели, подвесных потолков, обломками каких-то конструкций из дерева, кирпича и гипсокартона, обычным бытовым мусором. Казалось, что расчистить здание за день невозможно. Но работа началась. Сначала мы очистили бывшее помещение телеграфа, потом перешли в зал ожидания. К концу разборки первого этажа закончилось и место в кузове самосвала. Пока он ездил выгружать мусор, мы перешли на второй этаж. Здесь история повторилась: снова завалы самого разного мусора и, да, следы небольшого возгорания в одном из помещений. К счастью, тогда не разгорелось, а после нашей уборки горючих материалов кроме собственно межэтажного перекрытия там не осталось.

Весна. Черкизово. Субботник. 19.04.15.17.

При расчистке здания случились и небольшие открытия. В одной из капитальных стен второго этажа мы нашли множество кирпичей с клеймом завода Воронина. Клеймёные кирпичи – почему-то очень редкая вещь для железнодорожных зданий. А здесь счёт шёл чуть ли не на десятки. Но второй этаж – новодельный, откуда там старинный кирпич? Оказалось, что при надстройке вокзала была существенно уменьшена высота потолков в зале ожидания, вровень со вспомогательными помещениями в боковых крыльях вокзала, поэтому часть его стен оказалась на втором этаже. Клеймёные кирпичи оказались именно в этой части стен.

Весна. Черкизово. Станция. 19.04.15.28.

К шести часам вечера мусор в здании стал заканчиваться, а кузов самосвала почти наполнился. Последним помещением стали входные сени со стороны перрона. Тут самосвал с мусором отправился от вокзала, а мы начали собираться по домам.

Итог субботника – порядка двадцати кубометров огнеопасного мусора, выгруженных из здания, и подготовка его к консервации силами сотрудников станции с тем, чтобы при начале строительства транспортно-пересадочного узла можно было приступить и к восстановлению старинного вокзала.

Финальным аккордом субботника стала небольшая табличка, укреплённая на одной из стен расчищенного здания – «Пассажирское здание станции Черкизово Московской Окружной железной дороги, построено в 1905–1907 годах под руководством архитектора А.Н Померанцева».

IMG_8083

Репортаж «Новостей культуры» о субботнике Архнадзора:

Фото: Евгений Чесноков, Сергей Клычков, видео: Юлия Гребенникова.

Распечатать статью Распечатать статью

3 комментария

Ирина Трубецкая больше года назад   Изменить
Табличек прикрепили две - с внешней стороны и со стороны железнодорожных путей, с цветной картинкой :)
Кузнецов хвастается: Я, кстати, считаю одним из достижений нашей команды то, что у нас не было ни одного скандала таких масштабов. Ни одного чудовищного сноса вроде «Москвы» или «Военторга», ни одной ужасной постройки. Это тоже успех, который можно отметить, пусть и с иронией. http://moslenta.ru/article/2015/04/15/kuznetsov/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *