Москва решила выявлять

птичья

Опубликовано на сайте «Хранители наследия«

Столичные власти, не дождавшись появления нового федерального подзаконного акта о порядке выявления новых объектов культурного наследия, издали на эту тему собственный нормативный акт. Это Постановление Правительства Москвы № 548-ПП от 26 августа 2015 года «Об утверждении Порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия», уже опубликованное на официальном сервере городских властей.

Основными новациями обновленного Федерального закона о наследии в этом отношении являются, во-первых, производство «объектов, обладающих признаками» в выявленные памятники без государственной историко-культурной экспертизы, по решению уполномоченного органа госохраны наследия; и во-вторых, возвращение простым смертным возможности самостоятельно «заявлять» памятники, т.е. подавать в госорганы заявления о выявлении оных и зачислении их в списки выявленных –которые госорганы обязаны рассматривать по существу.

Эти изменения формально вступили в силу 22 января 2015 года, но на деле в Москве практически не применялись из-за отсутствия федерального и регионального нормативных актов, регулирующих порядок выявления. Наконец Москва ликвидировала, со своей стороны, законодательный пробел.

Порядок, утвержденный постановление Правительства Москвы от 26 августа, возлагает организацию работы по установлению историко-культурной ценности кандидатов в памятники на Департамент культурного наследия города Москвы. Он должен, во-первых, рассмотреть заявление о внесении «объекта, обладающего признаками», в перечень выявленных (либо об обнаружении такового в процессе строительных, хозяйственных или иных работ); во-вторых, определить его историко-культурную ценность; в-третьих, принять решение о включении объекта в перечень выявленных (с установлением границ его территории) – либо об отказе в оном.

Определить историко-культурную ценность объекта Мосгорнаследие обязано в срок не более чем в 90 рабочих дней со дня регистрации заявления.

Примечательно, что Мосгорнаследие должно еще выпустить правовой акт о требованиях к форме и содержанию заявлений.

Зарегистрировав заявление, Мосгорнаследие в течение 5 рабочих дней должно уведомить заявителя о принятии его к рассмотрению либо отказе в этом. Отказать можно на основании либо несоответствия заявления требованиям, утвержденным Мосгорнаследием же, либо принятых ранее «в установленном порядке» решений Департамента, экспертных советов и комиссий об охранном статусе объекта и его историко-культурной ценности.

В первом случае выглядит несколько странным, что орган государственной власти будет рассматривать только те заявления граждан, которые соответствуют им же принятым предписаниям об их форме и содержании. Тем более что сама Российская Федерация на тему этих формы и содержания пока еще не высказалась (проект соответствующего приказа Минкультуры с июля находится на согласовании в Минюсте РФ).

Во втором случае налицо преемственность со старыми, лужковских времен, нормативными актами, о невозможности повторного рассмотрения заявлений о постановке памятников под госохрану.

Однако здесь возникает содержательная коллизия, поскольку со времен принятия прежних решений возможно выявление новых фактов и обстоятельств, натурных и документальных, свидетельствующих о ценности объекта (например, в недрах дома XIX века обнаружились средневековые палаты или в архиве нашлось справка «здесь был Пушкин»).

Правительство Москвы эпохи Собянина, в отличие от прежнего, учитывает это обстоятельство. И предусматривает теперь возможность повторного рассмотрения Мосгорнаследием заявления по объекту, которому ранее было отказано в статусе памятника – «при наличии в заявлении сведений, свидетельствующих об изменении историко-культурной ценности объекта, подтвержденных прилагаемыми документами и материалами, в том числе историко-архивных, библиографических и иных исследований».

Если заявление-таки принято Департаментом к рассмотрению, он обязан учесть объект как «обладающий признаками объекта культурного наследия».

Определение историко-культурной ценности Мосгорнаследие должно проводить на основании им же утверждаемых критериев историко-культурной ценности (хотя они, собственно, уже утверждены федеральным законом). Результаты оценки, что важно, должны быть приведены в особом документе Департамента – пояснительной записке к решению о включении объекта в перечень выявленных.

Если Департамент не имеет историко-культурных исследований, чтобы оценить ценность объекта или имеет, но противоречивые, вопрос выносится на рассмотрение Научно-методического совета при Мосгорнаследии. Правда, его решения носят рекомендательный характер.

Далее Департамент принимает наконец решение о производстве объекта в чин выявленных либо отказе в нем, оформляя это решение своим правовым актом.

Отказное решение либо несоблюдение сроков принятия решения заявитель может обжаловать в суде.

Ахиллесовой пятой этого порядка, как и соответствующего раздела Федерального закона, остается отсутствие каких-либо гарантий сохранности или неизменности «заявленного» объекта на срок, пока идет рассмотрение заявления и определение его историко-культурной ценности. Возможно, федеральный подзаконный акт на данную тему сможет в какой-то степени восполнить этот пробел.

1 комментарий

Вместо десятков подзаконных актов достаточно принять закон об обязательности исполнения законов и Конституции. Не действует Конституция РФ, в данном случае ст.44. Человек, становясь чиновником, перестаёт быть гражданином, но всё равно остаётся одним из "каждых", которые "обязаны заботиться о сохранении...". Новая редакция ухудшила ситуацию. До "22 января" каждый мог заполнить учётную карту объекта, обладающего историко-культурной ценностью (согласно положению о Госреестре), заявить её в госорган, а потом как-то заказать ИКЭ и снова представить её результаты в госорган. При этом у госоргана было мало возможностей, сохранив лицо, отказать такому объекту в статусе "выявленный". Зато теперь госорган без объяснения причин отказывает во включении в "перечень". Учкарты и сегодня принимают, но через 90 раб.дней пишут отказ. Самая страшная ситуация - в Екатеринбурге. Город отдан на полное растерзание застройщикам. Не работают ни госорган, ни прокуратура, ни суды. Сносят даже реестровые памятники. Что уж говорить об "обладающих признаками"...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *