Последний дом Зарядья

DSCN6200

Петр Мирошник

В Зарядье, древнейшем московском районе археологи обнаружили первую московскую улицу.

Деревянные мостовые «Великой улицы» показались в раскопе в юго-западном углу огромной стройплощадки на месте снесенной гостиницы «Россия». А в противоположном ее углу – северо-восточном – рабочие ударными темпами сооружают силовые леса вокруг последнего дома этого уникального района.

Дом 14 по Варварке ждет «реконструкция», арендаторы выселены, а строители на все вопросы уверенно отвечают: «Будем сносить».

Старое Зарядье уничтожалось многократно. Сносы начались в 1930-е. За 80 лет по району пронеслось несколько циклов разрушения и созидания, каждый навсегда забирал с собой часть прошлого. Новое, возникавшее на его месте, традиционно имело недолгий век. Последний (или, правильней сказать, «нынешний») цикл никак не перейдет в созидательную фазу. От здания гостиницы «Россия» все еще остается несколько фрагментов сверхпрочного бетона, да и дом 14 пока стоит.

авакумов 2

Уничтожение старого Зарядья происходит и ниже уровня земной поверхности. Этот район, возможно, древнее самого Кремля. И древность эта, сосредоточенная в многометровом культурном слое, уничтожалась весь XX век параллельно с Зарядьем наземным.

Первую волну сносов ради строительства здания Наркомтяжпрома прервала война. В начале 1950-х здесь началось строительство восьмой, самой большой московской высотки для Министерства госбезопасности, остановившееся после расстрела заказчика строительства – Лаврентия Берии. Еще через 10 лет строительство гостиницы «Россия» заставило покинуть район последних местных жителей.

Каждый новый градостроительный этап гнал впереди себя волну разрушений. Наше знание о Зарядье прошлого состоит в основном из «последних фотографий», сделанных непосредственно перед приездом тяжелой техники. Каждый раз впереди бульдозера шли археологи и реставраторы, поспешно фиксируя образ старого города, уничтожаемого ради нового.

Парк в Зарядье обещают открыть в 2017-м. Возможно, это будет первый день новой истории Зарядья, потому что ничего старого здесь к этому моменту может не остаться.

DSCN6613

На очереди последние здания района, не вписавшиеся в новую концепцию. Объединенные общим адресом «дом 14 по Варварке», здания, безусловно, представляют архитектурную и историческую ценность. Подтверждают эту ценность в первую очередь проекты нового строительства, появляющиеся в сети. Почти все они обещают сохранить фасады по Варварке – в лучших традициях эпохи Лужкова, когда подобные выпотрошенные чучела домов назывались чуть ли не реставрацией. Это называется «мы же сохраняем архитектурный облик улицы».

DSCN6624

Сразу вспоминается, как летом 2014 на Первой Тверской-Ямской был снесен фасад доходного дома Прошиных – прекрасный образец архитектуры модерна. Снос до фасада был проведен под шапкой реконструкции, на «сносной» комиссии было принято специальное уточнение о сохранении особо ценного фасада. И все же фасада не стало.

Ценность готовящихся к сносу зданий была вынесена за скобки в тот момент, когда в одном из кабинетов было решено, что самая подходящая для них судьба – стать разменной фигурой. За счет продажи владения 14 инвестору предполагалось окупить создание парка в Зарядье. «Маленькая жертва ради большого хорошего дела».

К сожалению, в результате реализации этого плана жертвы могут стать многочисленными.

Первая жертва – редкий для города образец модерна европейской стилистики с чугунными декоративными элементами. Выстроенный Н.И. Жериховым доходный дом купца первой гильдии Зелика Персица, один из первых по-настоящему многоэтажных домов Зарядья, «шагнувший» в 1909-м через стену Китай-города из растущей вверх Москвы.

Царин 2
Вторая – перестроенный в 1930-е, надстроенный двумя этажами и обезличенный дом совсем нетривиальной внешности. Построенный в 1898-м А.В. Ивановым для страхового общества «Якорь» дом был богато декорирован. В классический декор фасадов вставлены многочисленные лепные якоря — символ безопасной гавани и страхового общества.

авакумов 3

Парадная архитектура с куполами, проездной аркой и богатой лепниной, оформлявшая переход от застройки за стеной Китай-города – уже многоэтажной и разностилевой – к древней Варварке и дальше к Кремлю.

11937963_918363214900552_4955456329463119628_o

По адресу Варварка, 14 есть еще и третий дом – о нем мало кто знает. В 1930-е здания объединили для нужд Наркомата внешней торговли, с тех пор внутренний двор перестал быть частью городского пространства, хотя через арку можно видеть еще один парадный фасад. Это конторы и склад общества «Проводник». Сто лет назад «Prowodnik» был мировым лидером в производстве автомобильных шин и других изделий из каучука.

проwодник

Сейчас Варварка – заповедник средневековой архитектуры, но в начале XX века образ древнего города за крепостной стеной был намного насыщенней. Этот образ заставлял архитекторов строить новые здания с оглядкой на окружение, на Кремль, на многочисленные церкви и древние палаты.

Одной из самых важных утрат московского центра можно назвать изменение линии горизонта. Когда-то неба было намного больше. К началу XX века силуэт города формировался десятками шатров, шпилей, колоколен.

DSCN6323

Огромные монолитные громады советских учреждений закрыли небо над Китай-городом. Им же под стать был перестроен дом страхового общества «Якорь». Внутриквартальные корпуса приросли одним этажом, а здание по Варварке лишилось лица, получив новый гладкий фасад вдвое выше изначального, и превратилось в известный всем серый параллелепипед.

совр

Напротив, на другой стороне, стоят так же надстроенные в советское время здания, изначально украшенные сложными многоверхими крышами. Дом 9 по Варварке выстроен по заказу Тверской мануфактуры тем же архитектором А.В. Ивановым в те же годы, что и дом страхового общества «Якорь».

Иванов

Запрет на новое строительство, сокращение советских надстроек и возвращение к образу Зарядья и Китай-города, сложившемуся к началу XX века – решение, естественно следующее за идеей парка. Гостиничные комплексы можно разместить в пустующих зданиях, их в Китай-городе достаточно.

Так бы поступили во многих европейских столицах. Но мировой тренд на приспособление исторического города к туристической индустрии вступает в Москве в противоречие с местной спецификой индустриализации. У нас основная индустрия это строительство. «Московская недвижимость всегда в цене».

Эта нехитрая мысль продолжает занимать первое место в головах бизнесменов и чиновников. В результате к дополнительным этажам 20-30-х годов, выросшим на доходных домах московского центра, и модернистским громадам 70-х, закрывающим небо, добавляются стеклянные кубы, по масштабу подходящие Манхэттену, а не Кремлю.

Y0PLxO-KXqw

В увеличении объемов строительства в перегруженном центре заинтересован, к сожалению, не только инвестор. Городские власти считают новые квадратные метры универсальным показателем собственной эффективности. Инвестор не хочет строить в «Новой Москве». В результате сотни зданий в центре города проводят годы в тягостном ожидании приговора на снос. Будущая выгода оправдывает ожидание. Десять лет простояло за забором Зарядье, теперь мы видим, ради чего.

проект

Объемы нового строительства уже вплотную приближаются к объемам снесенной гостиницы «Россия», а стоимость, удвоившись в третий раз, достигла 27 миллиардов рублей. Такова практика. Но есть еще и теоретическая сторона вопроса.

«В северо-восточном углу квартала у Китайгородской стены расположен исторический комплекс доходных домов (ул. Варварка, д. 14, стр. 1, стр. 2). Они были построены на рубеже 19-20 вв. архитекторами А.В. Ивановым и Н.И. Жериховым. Согласно сведениям историко-культурного опорного плана Мосгорнаследия, эти здания относятся к исторически ценным градоформирующим объектам», – сообщает нам техническое задание на проектирование будущей гостиницы.

До сегодняшнего дня в Москве спокойно сносили «ценные градоформирующие», орган охраны памятников отказывался их защищать. Наоборот, если в результате проведения государственной историко-культурной экспертизы потенциальный памятник статуса памятника не получал, а становился «ценным градоформирующим», это было верным признаком приближающихся строительных работ.

Владению 14 по Варварке посчастливилось оказаться еще и в охранной зоне Кремля.
Действующее постановление правительства Москвы об утверждении зон охраны ансамбля Московского Кремля «предусматривает реставрацию и консервацию памятников истории и культуры, сохранение и восстановление традиционных характеристик ценной градостроительной среды с допустимым использованием методов компенсационного строительства».

До сих пор судьба зданий, не дотянувших до статуса памятника, но находящихся в охранных зонах и признанных ценными решалась индивидуально и достаточно вольно. Если собственник или инвестор желал снести «ценный градоформирующий объект (ЦГФО)» и выстроить на его месте что-то, на его взгляд, не менее ценное и, в силу своих размеров, еще более градоформирующее, противопоставить ему было нечего. Во всяком случае, так считала городская власть – случаев отзыва градостроительной документации или штрафа за снос ЦГФО не было.

Но 25-го сентября вступило в силу постановление федерального правительства, утверждающее положение о зонах охраны объектов культурного наследия. В положении сказано, что в зонах охраны предписывается сохранение градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик историко-градостроительной и природной среды, в том числе всех исторически ценных градоформирующих объектов.

Это означает, что реконструировать здания можно, но в результате такой реконструкции здание должно остаться на месте и выглядеть так же, как раньше. Можно выбирать, реконструировать облик здания на вчерашний день или реконструировать его таким, каким оно было сто лет назад.

Конечно, в Москве сносят даже федеральные памятники, не то что ЦГФО. Другое дело, что городские власти должны как-то этому противостоять. А это значит не только соблюдать букву закона и требовать в случае сноса восстановления всех планировочных, типологических и масштабных характеристик снесенного, но и сделать все необходимое, чтобы инвестору не могло прийти в голову преступать закон.

И это единственный продуктивный путь преобразования не только для владения 14 по Варварке, но и для любого исторического города.

0_a5742_85b6fd96_orig

Альтернативой ему остается только бесконечное повторение сносов и строительство нового, которое следующее поколение так же безжалостно снесет.

Фотографии автора, Николая Авакумова, Виталия Царина, pastvu.com

6 комментариев

Необходимо изменение концепции парка в Зарядье - акцент должен быть сделан на истории Москвы - средневековой и 19 в. Филармонии, китайской гостинице (как же в Китай-городе и без китайцев!) вместе с коллекцией искусственных ландшафтов лучше подыскать другое место.
Мне кажется, что архитекторы - это люди, которых специально учили архитектуре, истории культуре, дизайну, наконец! В городских структурах, занимающихся обликом города, как я полагаю, есть достаточное количество архитектров. Но вот посмотрим на "шедевры", например крупный офисный центр на Трубной площади. Считаю его самым ужасным творением эпохи Лужкова. Ну ладно, он не архитектор. Но вам, со специальны образованием, не надоело быть проститутками от архитектуры при градоструктурах?!
Сохранить, к сожалению, там уже нечего. Но само место у всех вызывает живой интерес (может, кроме чиновников и плохо говорящих по-русски). Древнейший посад вне стен Кремля со старейшей улицей Великой, больверки Петра, доходные трущобы с галдарейками, амбициозные планы Наркомтяжпрома. Всё это АРХИВАЖНО грамотно музеефицировать, чтобы сохранить национальную память. Историки, архитекторы-реставраторы, ау! Чиновники, правда, против. Но ведь одобрили же они реконструкцию царского дворца в Коломенском (по картинке!), значит, коммерчески привлекательно. В Зарядье, правда, иная стоимость земли. Но с точки зрения национального престижа и туристической привлекательности Столицы, такой арт объект будет сродни триумфальной Олимпиаде в Сочи. Особенно после скандала в Москомнаследии. Но пока в отделе Археологии музея Москвы ДО СИХ ПОР не описаны фонды - отчёты археологических экспедиций М. Рабиновича 40-60-х годов на территории Зарядья.
Татьяна Дмитриевна больше года назад   Изменить
москвой должны руководить люди, рожденные в Москве, а не в Тюмени, Казани или еще где-то. Только свой город можно любить, а не чужой, где зарабатываются деньги тешится гордыня покорителя столицы. Советую всем почаще бывать в исторических местах Москвы, пока все не превратили в Нью-Йорк, Сингапур и прочая. Мне уже не мало лет. Господи! Не дай мне увидеть разрушение России и Москвы!
Чтоб они сгорели в своей "элитной гостинице", как когда-то в "России", мрази
Увы, это даже не Лужков. Это здание было построено для ВЦСПС, если не ошибаюсь, на излете Советской власти. Лужков только попытался приспособить его под капитализм, но неудачно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *