Ни фабрики, ни «лофта»

14037469_1879463292281215_1000613836_o

Елена Петрова

Заброшенная территория и загубленные здания еще совсем недавно работавшей Московской тонкосуконной фабрики имени Петра Алексеева (до революции – Товарищество суконной мануфактуры «Йокиш») – таков печальный итог очередной строительной профанации. А ведь градозащитники начали бить тревогу еще в 2013 г, когда компания Red Development положила глаз на добротные фабричные здания конца XIX – начала XX века по ул. Михалковская, д.48, а затем принялась разбирать их под видом «реконструкции». Причем происходило это варварство на территории объединенной охранной зоны № 288, при полном отсутствии у компании-застройщика каких-либо разрешений как на слом исторических зданий, так и на производство строительных работ в охранной зоне.

13988892_1879466835614194_251232012_n

Особый цинизм заключался в том, что на сайте компании-застройщика декларировалось желание «возродить» исторические здания фабрики и дать им вторую жизнь в виде комплекса апартаментов. Однако на деле застройщик ломал эти здания, а на их месте намеревался соорудить девять 6-9-этажных новоделов под прикрытием информационного щита, извещавшего о… «противоаварийных работах».

14001842_1879468712280673_882645399_o

По запросу Архнадзора Комитет государственного строительного надзора г. Москвы и Префектура САО провели в мае-июне 2014 г. проверку объекта и отрапортовали о ведущихся «противоаварийных работах», не заметив стройку и незаконный снос исторических зданий в охранной зоне. Из переписки с Мосгорнаследием выяснилось, что проектная и разрешительная документация застройщиком ни в Комитет государственного строительного надзора, ни в Департамент культурного наследия г. Москвы не представлялась, обращений по оформлению разрешений на строительство, реконструкцию объектов по указанному адресу не поступало. Лишь в конце 2014 г. Госинспекция по недвижимости признала строительство на Михалковской, 48 незаконным и пообещала оштрафовать компанию за нарушение договора аренды и нецелевое использование участка. Впрочем, к этому времени ансамблю исторических строений фабрики уже был нанесен серьезный урон – да и останавливать работы никто не собирался. Остановились они позже, по экономическим причинам.

Еще раз подчеркнем: разобранные строения вовсе не были аварийными или ветхими. О прочности зданий и высоком качестве дореволюционного строительства с гордостью было написано… на рекламном сайте самого проекта Loft Park. Процитируем: «здание получилось основательным и прочным, как монолит. Проектировщики и архитекторы тоже постарались на славу: высокие потолки, большие панорамные окна, огромные просторные помещения, удобные лестничные пролеты, надежные инженерные системы». Речь идет вовсе не о предполагаемых новоделах, как можно было бы подумать, а о сносимых самим же застройщиком фабричных зданиях XIX века!

14001883_1879468912280653_576811970_o

Попытка сохранить комплекс зданий Товарищества «Йокиш» в Михалкове, поставив его на охрану в качестве объекта культурного наследия, была предпринята еще в начале 2014 г., когда в Мосгорнаследие был представлен Акт государственной историко-культурной экспертизы, рекомендовавший включить ансамбль фабрики в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Рассмотрение поданных документов затянулось на два года, а тем временем застройщик продолжал разрушать заявленный к постановке на охрану комплекс. Так, главный корпус фабрики был настолько обезображен, что Мосгорнаследие в итоге отказалось признать его памятником. Только 30 декабря 2015 г. два строения фабрики «Йокиш» в Михалкове – фабричная контора и сторожка – были признаны выявленными объектами культурного наследия. Одно из них – здание фабричной конторы, построенное в 1902 г. по проекту знаменитого архитектора-реставратора Д.П. Сухова – горе-строители успели довести до практически аварийного состояния.

14002352_1879469018947309_1355180060_o

Прошло почти три года с начала «реконструкции» фабрики, но никакого «возрождения» не последовало. Обещанный «апарт-комплекс» в модном стиле «лофт» так и не был достроен. Сайт, рисовавший «светлое будущее» исторического комплекса, попросту перестал существовать. Все, что смог, застройщик развалил, а потом забросил. В СМИ одно за другим появляются сообщения о процедуре банкротства. Глава компании Red Development перебрался за рубеж и оттуда рассказывает о том, как стал жертвой экономического кризиса. Пострадавшие дольщики судятся и проводят акции в защиту своих прав. А целостному и прекрасно сохранившемуся архитектурному ансамблю одного из старейших промышленных предприятий Москвы нанесен огромный урон.

Часть фабричных построек самовольно снесена. На их месте сооружены бетонные коробки, которые, по замыслу проектировщиков, должны имитировать подлинные здания прошлого века. Главный фабричный корпус разобран до «скелета» стен и лишен кровли. На подлинные кирпичные стены в южной части этого корпуса зачем-то налепили сомнительного качества плитку «под кирпич», которая кое-где уже начала отваливаться. А выявленный памятник – здание фабричной конторы – оказался заброшенным и рискует стать прибежищем бомжей, которым ничто не мешает проникнуть на не охраняемую более территорию бывшей стройки. По счастью, застройщик не успел полностью уничтожить все фабричные здания и их еще можно сохранить, бережно приспособив к новому использованию под жилье или иную функцию. Но это должно быть именно приспособление, а не реконструкция путем слома, столь активно практиковавшаяся новыми хозяевами фабрики «Йокиш».

Историческая справка

Фабрика Товарищества суконной мануфактуры «Йокиш» в Михалкове была основана в 1838 г. Она являлась одним из старейших промышленных предприятий Московской губернии и одним из немногих хорошо сохранившихся памятников промышленной архитектуры Москвы второй половины XIX – начала XX века. Как отмечалось в Сборнике статистических сведений по Московской губернии за 1883 г., «первые фабрики для отделки сукна в Московском уезде были устроены в 30-х годах; между ними находилась существующая и теперь суконная фабрика В.И. Йокиша при с. Михалкове Всесвятской волости, основанная в 1838 г. и доведшая свое производство до весьма значительных размеров».

Комплекс фабричных зданий и домов для рабочих и служащих по Михалковской улице был сооружен по заказу основателя суконной мануфактуры — купца 1-й гильдии, видного московского предпринимателя и мецената, потомственного почетного гражданина, выборного Московского биржевого общества Василия Ивановича Йокиша (1810–1887), а также его старших сыновей – Василия Васильевича (1841–1897) и Александра Васильевича (1843–1914). А.В. Йокиш был выборным Московского биржевого общества, выборным Купеческого общества, гласным (депутатом) Московской городской думы, известным благотворителем. До революции 1917 г. Товарищество «Йокиш» входило в число крупнейших и передовых суконных предприятий не только Московской губернии, но и Российской империи в целом.

14037583_1879469338947277_928692845_o

Предприятие многократно отмечено наградами на всероссийских и международных промышленных выставках за высокое качество своей продукции. Так, оно получило большие серебряные медали на выставках 1843 г. и 1853 г. в Москве, золотые медали в 1861 г. и 1870 г. в Санкт-Петербурге, почетный отзыв и большую золотую медаль «За полезное» Политехнической выставки 1872 г. в Москве, почетный отзыв и золотую медаль «За трудолюбие» Всемирной Венской выставки 1873 года. Трижды Товарищество «Йокиш» было удостоено высшей награды для промышленных предприятий — права употреблять на своих вывесках и изделиях изображение государственного герба России (на V Московской выставке русских мануфактурных произведений 1865 г. и на Всероссийских промышленно-художественных выставках 1882 г. в Москве и 1896 г. в Нижнем Новгороде). Фабрика выпускала тонкие шерстяные ткани, которые славились своим отменным качеством при невысокой цене и пользовались широким спросом. В годы Первой мировой войны производимое фабрикой сукно направлялось на пошив обмундирования для русской армии.

После национализации предприятие было переименовано в Московскую тонкосуконную фабрику имени Петра Алексеева, которая продолжала работать до июля 2011 г. и оставалась крупным предприятием текстильной промышленности Москвы. Производимые ткани были хорошо известны не только в нашей стране, но и за рубежом, получали награды на всесоюзных, всероссийских и международных выставках.

14037885_1879469442280600_411699535_o

Согласно архивным документам, центральная часть главного фабричного корпуса (ул. Михалковская, д. 48, стр. 2) была построена в 1863 г. На сохранившихся исторических чертежах, которые составлялись в 1897 г. для подачи на утверждение в строительное отделение Московского губернского правления, стоит подпись известного московского архитектора М.Г. Пиотровича. Он спроектировал несколько строений фабрики, в частности – пока еще хорошо сохранившееся здание сушильного корпуса со стороны Головинских прудов. М.Г. Пиотрович (старший из трех известных братьев-архитекторов) больше известен как строитель доходных домов в Москве, часть которых отнесена к объектам культурного наследия. Фабричные здания Товарищества «Йокиш» являются уникальным примером, где он выступил как промышленный архитектор.

14044928_1879470398947171_492476321_o

В самом начале XX века строительными работами для Товарищества «Йокиш» руководил Д.П. Сухов, ставший впоследствии известным московским архитектором-реставратором, главным архитектором-реставратором Московского Кремля и других известных московских памятников (храма Василия Блаженного, церкви Вознесения в Коломенском и др.). Сохранившиеся постройки Д.П. Сухова в Михалкове, в том числе здание фабричной конторы – выявленный объект культурного наследия – и дома для рабочих уникальны как единственное архитектурное наследие этого известного архитектора-реставратора. Заметим, что хорошо сохранившийся комплекс жилых домов для рабочих по соседству с фабрикой, постройки конца XIX – начала XX века (арх. М.К. Геппенер, Д.П. Сухов) также заслуживает, по нашему мнению, постановки на охрану в качестве памятника истории и архитектуры.

Распечатать статью Распечатать статью

8 комментариев

Столица! Пример стране подаёт. Ломать, дурить, топтать народ. Чиновничье государство, куплено-проданное. Извините за жесткость, а иначе и смысла нет. Такое беззаконие и мародёрство, по всей стране. А в провинциях похлеще. Только урвать, сломать и т.пр. Народ это память, это история России! Что нужно сделать, чтоб прекратить этот произвол? Извечный вопрос не слышимой властью интеллигенции. "Что делать?"
Сам проект то неплохой. Бли9ость ТПУ, прудик. Кто-то пруфов накидайте изза чего не строят.
Очень жалко фабрику!А ск-ко рабочих мест не стало! Одеваемся в Китайское г.., ходим все в синтетике,укрываемся синтепухом, а свою родную, шерстяную-натуральную продукцию профукали-пропукали...! ПОЗОР!
полностью согласен с Александром и Мариной, но эмоций ещё больше, боюсь их вырозить, изолируют, а я с фабрикой работал, так жалко, что всё развалили и наказания нет, так же и швейные фабрики, были б полномочия нашёл бы кто сделал и заставил возродить.
Да... жалко фабрику... И я на ней работала, в конце 80-х... Какие ткани мы выпускали хорошие, пальтовые драпы, букле, все шерстяные, а из фланели даже платья и костюмы шили... Очень жалко фабрику...
Очень жалко фабрику!!! Как культурное наследие само собой, а как производство, выпускавшее качественные шерстяные костюмные и плательные ткани (габардин, твид, бостон, пальтовые и т.д.) ещё жальче - теперь таких не найти!!! (и ведь на немецких станках, которые проработали 100 лет и могли бы работать и дальше). Я как раз в конце 80-х - начале 90-х шить училась, так только их ткани и покупала. А сейчас, когда после подорожания доллара, все мелкие производители стали толкать в брюки-юбки голимую синтетику, упрощать покрои (по 4 вытачки спереди и сзади моделей не найти днем с огнем), чтобы продукцию сильно не удорожать и прибыли свои соблюсти, только при этом носить их изделия стало невозможно при моей фигуре с большой разницей между бедрами и талией, вот и решила поискать что-то аналогичное по качеству алексеевским тканям (вспомнить кройку-шитье и сшить сама) - так ничего и близко похожего нет!!! Уважаемое правительство, вот какое тут импортозамещение изобретать, возродите проверенное разоренное производство, пусть хоть в другом месте, может ещё не все станки в металлолом сдали, дайте людям возможность ходить в изделиях из качественной (и заметьте своей отечественной) ткани, по цене и по качеству ни какие итальянские ткани с ними конкурировать не смогут. P.S. А может кто-то из бывших работников подскажет про ткани аналогичного качества где купить, или может быть все-таки производство куда-то перенесли, просто я не в курсе...
Хотя я могу ошибаться и станки были английские (просто давно читала эту историю), но их точно выписали и привезли из-за рубежа ещё до революции старые хозяева фабрики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *