«Художественный». Послесловие к погрому

15493554_1614700225499675_1050345500604643561_o

14 декабря 2016 года у интересующихся судьбами культурного наследия Москвы журналистов был обычный выбор: слушать оптимистические речи или смотреть в лицо горькой правде.

Те, кто выбрал первое, не прогадали: их вдохновлял оптимизмом сам министр Правительства Москвы, глава Департамента культуры Москвы Александр Кибовский, рассказывая, как бизнес-структуры бизнесмена Александра Мамута быстро вернут исторический облик кинотеатру «Художественный».

Как выяснилось, 1 декабря 2016 года «Художественный» передан на 20 лет, до 2036-го, в аренду АО «Пионер», председателем попечительского совета которой является Александр Мамут.

«Согласно договору, компания проведет ремонт и реставрацию здания, восстановит его исторический облик, задуманный архитектором Федором Шехтелем, приспособит для современных условий и займется управлением обновленного кинотеатра, при этом компания обязуется безвозмездно предоставлять помещения кинотеатра для проведения социально значимых культурно-массовых мероприятий на срок до 30 календарных дней ежегодно», — сообщил Департамент культуры.

«Опыт реализации проектов «Пионера» позволяет смотреть с оптимизмом в перспективе, тем более по условиям договора, который будет стимулировать «Пионер» к максимально быстрому и активному действию в отношение «Художественного», который сейчас в тяжелом техническом состоянии, позволит воплотить старинное здание в отреставрированный, современный, многофункциональный кино-культурный центр. Таким образом, фасад кинотеатра снова вернется: белые проемы, надпись «Художественный» – все это в проекте существует. Надеюсь, в скором времени мы все это увидим», — говорил на пресс-конференции в «Метрополе» Александр Кибовский.

15442292_1417854511567003_219976877067617095_n

Александр Мамут оценил стоимость реконструкции «Художественного» более чем в 1 млрд рублей. «Кто-то был сегодня внутри? – спросил бизнесмен. — Там просто руины».

Те, кто предпочел пресс-конференции в фешенебельном «Метрополе» экскурсию в «Художественный», пережили, должно быть, легкий шок. То, что предстало взорам внутри, нельзя назвать иначе как погромом.

Предмет охраны памятника, утвержденный Мосгорнаследием в апреле 2014 года, просто вынесен — в прямом смысле слова. По крайней мере, в части «пространственно-планировочная структура интерьеров здания в пределах капитальных стен 1909 года и 1912 года; архитектурно-художественное оформление интерьеров фойе и зрительного зала».

02ff8b38fa7519d6862bde33f207a91b

Нельзя не отметить, что в 2014 году столичные власти также были преисполнены оптимизма относительно реставрации «Художественного», разыгранной на конкурсе. Департамент города Москвы по конкурентной политике провозглашал: «Компания «СианСтрой» выполнит ремонтно-реставрационные работы с приспособлением для современного использования легендарного кинотеатра Москвы «Художественный».

С компанией будет заключен контракт на сумму 314,964 млн. рублей. Экономия бюджетных средств в ходе открытого конкурса составила 23,7 млн. рублей… Работы по восстановлению фойе и входной группы будут проводиться по первоначальному замыслу проектировщика здания, известного архитектора конца XIX века Федора Шехтеля. Важная особенность проекта заключается в том, чтобы сохранить первозданный вид кинотеатра» и т.п.

На выполнение работ отводилось 18 месяцев, т.е. «Художественный» должен был открыться для публики в середине 2016 года. Вместо этого мы в конце 2016 года видим памятник, как будто переживший прямое попадание авиабомбы.

На пресс-конференции в «Метрополе», естественно, нехорошо отзывались о прежнем подрядчике. «СианСтрой», выигравший тендер, отклонился от графика на 136 дней, рассказала гендиректор ГБУК «Московское кино» Василиса Орестова. Летом 2015 года договор с компанией был расторгнут. «Деньги, которые были выделены на ремонт кинотеатра «Художественный» потрачены не были. Подрядчику не было заплачено ни копейки. Нами еще ведется работа по взысканию с него неустойки», — отметила Орестова.

Приняты и меры на будущее: АО «Пионер» грозят штрафом более чем в 17 миллионов 880 тысяч рублей, если он превысит установленный срок реставрации – два года. По условиям договора, на это время арендная плата составит 2,98 млн руб. с НДС в месяц. Сразу после сдачи объекта в эксплуатацию начнет действовать льготный тариф аренды — 1 рубль за 1 кв. м в год.

Таким образом, «Художественный» вошел в программу «рубль за метр», предназначенную для аварийных, балансирующих на грани жизни смерти памятников. Нужно было хорошо постараться, чтобы довести его до этой кондиции.

Александр Кибовский пояснил ситуацию с «СианСтроем»: «Это не первый и не единственный случай разгрома, такой же эффект вы можете увидеть в театре «Эрмитаж». Я не буду говорить о специфике тендерной системы — это вопрос риторический, но главное, что денег не заплатили».

afcf134e697971ddec0817ce501e2910

Комментарий автора: Приятно, конечно, слышать из уст человека, в разное время возглавлявшего федеральный и московский органы охраны памятников, что «самое главное» — отсутствие финансовых потерь. Но как насчет потерь историко-культурных, ведь в них-то Александр Кибовский должен разбираться как никто другой?

«Смотреть с оптимизмом» — дело, конечно, выигрышное во всех отношениях, но впечатление такое, что кинотеатр «Художественный» находится на Луне, и все эти годы внутрь никто не заглядывал. Конечно, это впечатление обманчивое: по нашей информации, Мосгорнаследие туда приходило, выдавало предписания, останавливало работы. Но результат налицо. И по итогам 14 декабря осталось непонятно: почему, кроме финансовых, никаких потерь подрядчик не понес? Не было сказано ни слова ни об административных, ни об уголовных делах по линии охраны памятников. И не было сказано ни слова об ответственности заказчиков работ, обернувшихся «разгромом». Они подрядчика не контролировали? Не могли остановить?

Посетовали, зафиксировали утраты — и как ни в чем не бывало рассказывают на пресс-конференциях о «первом случае государственно-частного партнерства в сфере культуры в Москве».

Очень похоже, что дело тут не в «специфике тендерной системы», а в специфике системы взаимоотношений между департаментами столичной власти.

Фото: София Иванова, Департамент культуры города Москвы

Опубликовано на сайте «Хранители наследия»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *