Школьный трамвай

zaglavnoe-foto

В последние годы Москва прирастает пешеходными пространствами – расширяются уличные тротуары, ограничивается въезд машин. Где-то это получается лучше, где-то хуже, но процесс, как говорится, идёт. Часть пешеходных улиц мы получили в наследство от прежней власти: давно закрыт проезд машин по старому Арбату, стали пешеходными Столешников и Камергерский переулки.

Но есть ещё одна улица, не настолько известная, как перечисленные, но имеющая некие перспективы, которые могут превратить её в довольно уютный уголок «старого города». Речь идет о Школьной улице, находящейся в Таганском районе на территории исторической Рогожской ямской слободы.

Некогда Школьная улица была главной в слободе, носила имя Тележной, иногда Крутоярской (по находившемуся здесь питейному заведению «Крутой яр»), затем стала 1-й Рогожской, а в советские годы стала называться Школьной, хотя все историки в один голос утверждают, что школы на ней никогда не было. Вот как описывал её современник во второй половине XIX века:

Вся она (улица) состояла из постоялых дворов, в которых останавливались все обозы, проходившие по Владимирскому и Рязанскому трактам. Дома все были каменные, двухэтажные, но самые дворы были с деревянными навесами и вымощены тоже деревом, отчего здесь бывали колоссальные пожары. Вся улица бывала уставлена продающимися телегами, тарантасами, кибитками. Торговали на ней … и экипажами средней руки, и шорным товаром, и всем, что нужно ездившим по дорогам. Для проезда оставлена была только середина улицы. Улица эта была очень широкая. … Движение народа, обозов, троек со звенящими бубенцами – всё это её очень оживляло, и она резко отличалась от всех московских улиц. Трактиры и полпивные всегда были полны народом (цит. по С.К. Романюк, Москва за Садовым кольцом).

Так продолжалось до строительства Московско-Нижегородской железной дороги, с которой ямщики уже не могли конкурировать. После очередного пожара, случившегося в 1886 г., улица окончательно опустела.

В советские годы Школьной улице повезло. Её обошли грандиозные сносы, сопровождавшие пробивку новых магистралей – в отличие от параллельной ей Вороньей улицы (в советские годы – Тулинской, ныне – ул. Сергия Радонежского), утратившей всю историческую застройку по своей правой стороне и получившей взамен хотя и не самые плохие по архитектуре, но заметно «выпадающие» из исторической среды высотные здания.

В 1952 году на Школьную пришёл неизменный «друг» старой Москвы – трамвай. По существовавшей в те годы практике, при снятии трамвайных линий с крупных магистралей их фактически переносили на параллельные им небольшие улочки, сохраняя тем самым и маршруты, и давно сложившиеся связи между разными частями города. Так появился трамвай на Плющихе, на Вятской улице. По этой же причине он пришёл и на Школьную – для того, чтобы расширить проезжую часть Тулинской улицы и сохранить при этом устоявшиеся маршруты движения людей. На старых фото хорошо видно, насколько органично вписался трамвай в уютную улочку, заросшую деревьями, застроенную невысокими двух- трёхэтажными домиками.

ugol-shkolnoy-i-b-andronevskoy-1955-1957
К началу 80-х годов ситуация начала меняться. Удивительно сохранившуюся Школьную улицу заметили и начали готовить её к музейно-пешеходной функции. Процесс, правда, затянулся, и многие её здания пришли в откровенно аварийное состояние, тоже хорошо читающееся по старым снимкам. Что-то из потерянного восстановили, часть зданий фактически построили заново, но, надо отдать должное тогдашним властям, сохранили нетронутой фасадную линию улицы, что позволило, несмотря на солидный процент новодела, внести улицу в список объектов культурного наследия. На этом дело и остановилось, хотя до логичного завершения благоустройства осталось буквально полшага: создать места для привлечения людей – заселить в восстановленные исторические здания мелкие кафе, магазины, художественные студии и другие места, куда могут прийти люди. Второй важный момент – надо снабдить улицу общественным транспортом, чтобы облегчить доступность вновь созданной инфраструктуры. Сейчас по Школьной не проходит ни одного маршрута общественного транспорта, а длина улицы – более семисот метров, а с подходами к ней от метро – и ещё больше. Те, кому очень надо, конечно, дойдут, но говорить о хорошей доступности всей улицы пока рано.

shkolnaya-1982-1983

rogozhskaya-sloboda-sverhu-1985-1987

Сейчас Школьная улица представляет собой скорее автостоянку, чем улицу в привычном смысле слова – её проезжая часть, небывалую ширину которой отмечали ещё в XIX веке, в будние дни плотно забивается припаркованными машинами, которые попадают на неё по не менее забитой улице Сергия Радонежского, Рогожскому валу и другим. Наплыв машин, конечно, не способствует желанию прогуляться по Школьной улице.

parkovka-na-shkolnoy

Если же взглянуть на современную карту трамвайных маршрутов в этом районе, можно увидеть напрашивающуюся связь мощной трамвайной линии по шоссе Энтузиастов с Курским вокзалом – для этого надо продлить её по улице Сергия Радонежского до Андроньевской площади – всего на 650 метров. Таким образом мы решаем сразу несколько задач: вывозим людей с шоссе Энтузиастов сразу на три линии метро, в том числе и на Кольцевую, а заодно и к Курскому вокзалу, удобно связанному электропоездами с Каланчёвской площадью и тремя вокзалами, а затем – с Белорусским и Рижским направлениями. Однако проложить эти 650 метров пути оказывается неожиданно сложно. Улица Сергия Радонежского – федеральная трасса и крайне загруженная городская магистраль, левая сторона которой представляет историческую ценность, а правая занята жилыми многоэтажками, проложить трамвай вдоль которых не позволят строительные нормы, да и жители будут не в восторге от такого соседства. К тому же, для успешной работы трамвая требуется отделить его от потока автомобилей – устроить выделенную полосу, на которую физически невозможен выезд машин, уменьшив для этого ширину проезжей части и без того загруженной улицы. Как же быть?

shema-tramvaev-s-liniey-po-shkolnoy

И тут нам придёт на выручку всё та же Школьная улица – не имеющая ни одного жилого дома, но очень нуждающаяся в своём общественном транспорте. Нужно просто вспомнить, что без малого тридцать лет по ней ходили трамваи, и просто вернуть их на своё историческое место. Конечно, сделать это предстоит по самым современным технологиям – исключив любые вибрации или шум от проходящих вагонов, уложив пути на специальное защитное основание и пустив по ним новые вагоны, каких много, например, в северо-западной части города. Заодно мы уберём стихийную автостоянку и связанные с ней шум и выхлопы от автомобилей и снизим до минимума количество автомобилей на Школьной, оставив возможность проезда лишь для машин экстренных служб.

vagon-pesa

Почему именно трамвай, а не троллейбус или автобус? Потому что только трамвай имеет чётко предсказуемую траекторию движения, жёстко ограниченную рельсами. Он позволяет иметь на одном и том же маршруте как скоростные участки (например, линия по шоссе Энтузиастов), так и места, где он, наоборот, будет двигаться с пониженной скоростью – в трамвайно-пешеходных зонах. Трамвай – наиболее вместительный и технологичный из всех видов городского наземного транспорта. Плюс уже упоминавшиеся полное отсутствие выхлопов, минимальные шум и вибрация. Именно поэтому трамвай так любят использовать в исторических центрах европейских, да уже и не только европейских городов, насыщенных памятниками истории и культуры.

Вернув себе трамвай, Школьная улица сможет вновь считаться исторической. Сплошной фронт малоэтажной застройки с подлинными фасадами XIX века, много прохожих, трамвайная линия посреди улицы – это ли не та самая «старая Москва», найти которую с каждым годом становится всё труднее? Пожалуй, в других частях города уже не осталось ни одной «трамвайной» улицы, настолько сохранившей в себе дух исторического города. Пусть Школьная – это не самый центр города, тем лучше! Новое общественное пространство возникнет фактически на «валах» – бывшей городской окраине, вернёт улице её исторический вид и обязательно станет новой культурной точкой на карте Москвы. И поможет ему в этом трамвай.

Поэтому здесь может быть только один вывод: трамваю на Школьной – быть!

Ниже мы приводим подборку фотографий улиц, на которых прекрасно уживаются вместе пешеходы и трамваи. Точно такой же может (и должна!) стать Школьная улица в Москве.

Трамвай в Монпелье (маршрут 2)

Трамвай в Монпелье (маршрут 2)

Амстердам

Аугсбург

Берн

Берн

Брест

Брест

Нордхаузен

Нордхаузен

Страсбург

Страсбург

Стамбул (маршрут Тюнель-Таксим)

Стамбул (маршрут Таксим-Тюнель)

Фотографии: Татьяна Щепеткова, Татьяна Ревунова, Анастасия Соловьёва, Екатерина Морозова, Юрий Егоров, Артём Мешавкин, Влад Свириденков, PastVu.
Распечатать статью Распечатать статью

52 комментария

Меня не оставляет ощущение некоторой абсурднсти ситуации, связанной с появлением этой статьи именно на этом сайте, на сайте Архнадзора. Ладно бы это бы какой-нибудь транспортный форум, но Архнадзор. Сейчас мы имеем (пока имеем) уникальную для Москвы ситуацию. Мы имеем улицу, сохранившую свой облик с 18-19 века. Т.е. Школьная, бывшая Тележная сейчас имеет такой вид как это было 100 лет назад. Сохранены фасады домов и даже восстановлена расцветка домов именно того периода. Трамвай в то ремя там не ходил. И это не «типичная улица 18-19 века», как это бывает когда строят декорации на Мосфильме или привозят в Коломенское артефакты деревянного зодчества. Мы имеем конкретную Тележную улицу, которая чудом сохранила свой облик. И вот теперь предлагается "дополнить" этот исторический облик (а таких мест, где по обеим сторонам улицы сохранились фасады домов 18-19 века, в Москве, наверное, уже нет) современным трамваем 21 века. Казалось бы именно здесь, на сайте Архнадзора можно был бы встретить понимание ценности и важности сохранения такой уникальной ситуации, но, увы, этого не происходит. Какая-то абсурдная ситуация, из параллельной вселенной. Я не буду писать о том, нужен ли трамвай на Школьной (подчеркну, именно на Школьной) жителям это района. Это написано выше и довольно красноречивы отзывы жителей этого района (вроде бы мне еще не попадались отзывы о местных жителей, которые хотели бы иметь трамвай на Школьной (опять подчеркну, именно на Школьной). Давайте все же увидим, что люди не против соединения трамваем ш.Энтузиастов и Б.Андроньевской. Люди против того, чтобы это трамвай проходил через красивую уникальную и тихую Школьную улицу. Никто не говорит о том, что идея соединить разорванное трамвайное движение с ш.Энтузиастов с Большой Андроньевской-Костмаровским это плохая идея. Она хороша и логична. Что это даст? Это даст возможность множеству пассажиров ехать к центру, к Курском вокзалу, кольцевым станциям метро не ныряя в метро и не загружая это самое метро. Надо понимать, и это отмечали классики, что "-- Трамвай построить -- это не ешака купить." (И.Ильф, Е.петров, "12 стульев"). Спешка здесь неуместна, а уместно здесь подумать зачем все это строится. А затевается это для того, чтобы миллионы пассажиров, которых будет перевозить трамвай быстро и с комфортом добирались до нужного места. Собственно, не миллионы, а десятки миллионов людей, которые будут ездить здесь десятилетиями. И подход к долгодействующим проектам, рассчитанным на десятилетия совсем иной, чем при временных решениях, срок работы которых месяцы, или год. Я слышал мнение, что разработка и согласование прямого хода трамвая по улице Сергия Радонежского может занять много времени. Наверное это так. Сколько людей будет в этом задействовано? Десятки, может быть сотни с разной степенью участия. Кто-то будет долго разрабатывать проект, это занимает время, кто-то будет проводить экспертную оценку. Круг этих людей, которые много своего времени посвятят этому проекту относительно невелик. Большинство из десятков и сотен людей будут задействованы эпизодически. И, скажем прямо, проложить рельсы по Школьной - это проект с нуля. Там только уходит момент некоторых согласований из-за дырок в законе. (37 лет рельсы закатаны в асфальт и при этом на балансе организации, интересно было бы послушать какое регламентное обслуживание проводила организация со своим имуществом, есть ли люди в этой организации, которые эти рельсы живьем видели под голубым небом :)) Будет потрачено какое-то количество человеко-часов. Теперь посмотрим, что даст пассажирам крюк на Школьную. Как предполагается и это очень похоже на правду, что абсолютное большинство пассажиров, которые будут ехать на этих трамваях не будут выходить на Школьной. Их цели дальше. Крюк на Школьную удлинит их путь минимум на 10 минут. И при том количестве пассажиров, которые проедут по этой ветке (а это десятки, сотни миллионов человек за эти десятилетия) дадут миллионы человеко-часов потерь. Это время которое они могли провести с семьей, посвятить спорту итд и тп. Десять минут вроде бы немного, но это двадцать минут в день (для людей, которые будут ежедневно пользоваться этим путем на работу и обратно) и это складывает в 82 часа в год (250 рабочих дней в году, по 20 минут в день). Более трех суток потерь времени в год из-за этих десяти минут! И теперь прикинем сколько это будет для миллионов пассажиров, проехавших за это время этот ненужный им крюк. Из-за того, что кто-то когда-то посчитал сложным и долгим потратить время нескольких десятков человек на разработку более быстрого маршрута. Кстати, про скорости трамваев и вообще, НОТ (наземного общественного транспорта). При всех своих вроде бы скоростных качествах средняя скорость движения НОТ составляет 16-18 км/ч.Это средняя скорость движения велосипедиста в городе. :) И это те скорости, которые закладываются при проектроании и утверждении маршрута. Смотрим на соответствующих сайтах длину и время в пути для разных маршрутов НОТ. Увеличение скорости не увеличит среднюю скорость. Остановки съедают всю эту скорость. Увеличить скорость можно только за счет увеличения перегонов, увеличения расстояний между остановками, а это приводит к тому что людям приходится дальше и дольше идти до остановки и весь выигрыш за счет большей скорости НОТ съелся времени в пути до или от остановки. Простое увеличение скорости движения приводит к некомфортному для пассажира характеру движения. Автобус (трамвай, троллейбус) резво начинает набирать скорость и тут же начинает тормозить перед следующей остановкой. Все эти разгоны-ускорения крайне некомфортны для пассажиров. Поэтому средняя скорость НОТ (а именно это определяет время в пути) не выше чем у велосипедиста. :) (исключая всякие экспресс маршруты с длинными пергонами и малым количеством остановок) Ну и немного о неудобствах варианта с Школьной для других участников движения. Это потребует дополнительных светофоров для съезда и заезда на Школьную. Причем с учетом того, что часть трамваев идет прямо (по Рогожскому валу и по Большой Андроньевской), а часть будет ждать поворота на Школьную все это приведет к образованию всякого рода коллапсиков и коллизий как это бывает на таком же трамвайном перекрестке Абельмановская улица-Большая Калитниковская улица, где часть трамваев идут прямо, а часть поворачивает. Ну не забываем про уязвимость трамвая в случае с ДТП на трамвайных путях. Увы, сталкиваюсь с этим и не скажу, что это редкость. Трамваи встают. В случае с прямым ходом трамвая по ул. Сергия Радонежского количество поворотов, пересечений многополосных улиц меньше и в целом он менее уязвим. Если уж очень хочется связать трамвайно пуповиной Рогожский вал и Андроньевскую улицу, то это можно сделать через Трудовую улицу. Там нужно проложить немногим более 100 метров рельс и - вуаля! – улицы соединены и нет конфликта с уникальными историческими зданиями. Вот так вот получается при рассматривании разных вариантов перспективе. Как-то так…
Алексей, согласна по всем статьям. Хотелось бы добавить по поводу нашего образа принятия решений, к слову о воровстве и наплевательском отношении на мнение населения. Да, да, можете меня еще раз осуждать в том, что нельзя тут хаить власть и нужны какие-либо кому-то доказательства сиего воровства и т.д. Но примером подобного беззакония может послужить строительство неподалёку от нашей улицы преткновения замечательного отеля Хилтон на месте еще одной зелёной зоны, где мы гуляли с удовольствием и была детская площадка (!). Принятие решения о передаче этого земельного участка под строительство произошло настолько быстро, что никто даже пикнуть не успел. Все слушания провелись с категорическим несогласием местных жителей. Но Хилтон наверное нужен для всего города как и наш трамвай на Школьной....Теперь у бедолаг под окнами огромная стройка и минус к озеленению Таганского района. Так вот, товарищи, очень не хочется так говорить, но давайте ка не позволим себя наколоть в очередной раз!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *