Et Cetera вместо Флора и Лавра

00

На Мясницкой улице началась подготовка к строительству второй очереди театра «Et Cetera». Обширный участок на пересечении с Бобровым переулком и Бульварным кольцом обнесен забором, за которым уже идут земляные работы. Огороженной оказалась часть территории снесенного в 1934 году храма Флора и Лавра у Мясницких ворот. Котлован второй очереди театра приходится на ту часть владения, где находилась древняя деревянная церковь, известная с 1540-х годов и замененная в середине XVII века на каменную. Здесь же могут сохраняться остатки старого церковного некрополя XVI – нач. XVII вв. В котлован частично попадает и территория, на которой находятся фундаменты снесенной каменной церкви.

01

В проекте строительства приведена оценка воздействия на археологические памятники федерального значения – культурный слой Белого города и Мясницкой слободы, – выполненная специалистами ООО «Столичное археологическое бюро». Согласно этой оценке, проектируемые строительные земляные работы, включающие и устройство подземно-наземного паркинга, «полностью уничтожат культурный слой» в зоне их проведения.

img_0017

«Архнадзор» крайне обеспокоен угрозой, нависшей над фундаментами знаменитого храма, план восстановления которого около 10 лет назад был практически одобрен московскими властями, пошедшими затем на попятный. Начавшиеся земляные работы не только окончательно перечеркивают возможность восстановления храма – они ставят под угрозу уничтожения сохраняющиеся в земле фундаменты церкви и остатки древнего некрополя.

myasnitskie-vorota

Мы направили в Департамент культурного наследия г. Москвы запрос, в котором выражаем сомнения в достаточности проводимых охранных мероприятий. Как предписываемое законом сохранение археологического памятника может сочетаться с полным уничтожением культурного слоя в зоне земляных работ? Достаточны ли основания для согласования подобной деятельности на участке, где сохраняются фундаменты одного из знаменитых московских храмов? И хватит ли Мосгорнаследию воли остановить работы в случае археологических находок, не предусмотренных проектом строительства?

Руководителю Департамента культурного наследия
города Москвы А.А. Емельянову

Уважаемый Алексей Александрович,

Считаем необходимым выразить озабоченность, связанную с неопределённостью ситуации вокруг земляных работ, проводимых на территории объектов культурного (археологического) наследия федерального значения «Белый город XVI-XVII вв.» и «Мясницкая слобода XVI-XVII вв.» по адресу: г. Москва, Центральный административный округ, Фролов переулок, вл. 2 (кадастровый номер земельного участка не определен) и обозначить опасения по поводу дальнейшей сохранности архитектурно-археологических элементов церкви Флора и Лавра на Мясницкой и её кладбища.

Наши опасения связаны с тем, что забор, огораживающий строительную площадку объекта «Строительство 2-й очереди Театра «Et Cetera» под руководством Александра Калягина (входная группа), подземно-наземный паркинг», захватывает территорию, на которой располагалась церковь Флора и Лавра на Мясницкой (1657 г.). Здание снесено в 1934-35 гг., капитального строительства на его месте не велось, и есть основания предполагать хорошую сохранность фундаментов храма.

Между тем в пункте 2 раздела «Обоснования выводов экспертизы» (стр. 6-7) опубликованного на сайте Мосгорнаследия акта ГИКЭ раздела проектной документации, обосновывающего меры по обеспечению сохранности объекта археологического наследия, указано, что данный раздел «предусматривает проведение археологических полевых работ: археологические раскопки и археологические наблюдения с полным или частичным изъятием археологических предметов в зонах, где культурный слой подвергся значительным разрушениям коммуникациями и фундаментами различных строений».

Из текста экспертного заключения остаётся неясным:

— охватывает ли вышеуказанная зона, «где культурный слой подвергся значительным разрушениям», всю территорию предполагаемого строительного разрытия;

— есть ли на участке предполагаемого строительного разрытия зоны, где культурный слой не подвергся значительным разрушениям, и какие охранные мероприятия предусмотрены в этих зонах;

— в какой из зон культурного слоя (разрушенной или неразрушенной) расположены архитектурно-археологические элементы церкви Флора и Лавра на Мясницкой и её кладбище.

Хотим обратить особое внимание на то, что согласно разделу VI. «Оценка воздействия проводимых работ на объект культурного наследия» Пояснительной записки к разделу проектной документации, обосновывающему меры по обеспечению сохранности объекта археологического наследия, «Земляные работы по объекту: «Строительство 2-й очереди Театра “Et Cetera” под руководством Александра Калягина (входная группа), подземно-наземный паркинг по адресу: Москва, ЦАО, Фролов переулок, вл. 2» полностью уничтожат культурный слой в зоне проектируемых строительных земляных работ».

Исходя из этого, просим уточнить, определена ли в разделе проектной документации, обосновывающем меры по обеспечению сохранности объекта археологического наследия, степень сохранности зоны культурного слоя, в которой находятся архитектурно-археологические элементы церкви Флора и Лавра на Мясницкой и её кладбище. Просим также уточнить, учтено ли в разделе проектной документации, обосновывающем меры по обеспечению сохранности объекта археологического наследия, положение абз. 4, ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», гласящее: «Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы» (внесено 24 августа 2013 г. Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 245-ФЗ).

С уважением,

Координационный совет Общественного движения «Архнадзор»

16 февраля 2017 г.

Распечатать статью Распечатать статью

5 комментариев

С учётом того архитектурного убожества, которое было сотворено на Тургеневской пл. вопреки мнению архитектора и архитектурной группы по личному указанию тов. Калягина, необходимо вообще остановить исполнение проекта и направить его на дополнительное согласование.
Прямо как по кинофильму "Здравствуйте я ваша тетя!" Откуда у "тетушки Чарли" в кризис нашлись деньги? Неужто богатое наследство?
Это не архитекторы и строители, а саранча-жрут Москву, как поля кукурузы.
Строительство гигантских супердорогих балаганов во время кошмарного всепоглощающего кризиса, когда в стране 45 миллионов нищих это верх утончённого цинизма. Балаганы, стадионы , фейкстивали, " благоустройство" на грани истерии,уничтожение образования и культуры, пооная дебилизация и атомизация населения-вот явления пошлой эпохи отвратительного,мерзкого отстоя.
Душа плачет. Я уже так надеялась, что возродят этот уникальный московский храм!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *