Воспитательный дом, которого никто не видит

18

50 фотографий закрытого прежде архитектурного комплекса в центре Москвы

Александр Фролов

В последнее время постоянно появляются новости про судьбу Воспитательного дома. Правда, его уверенно называют бывшей военной Академией имени Петра Великого, замечая, что на территории Академии есть и Воспитательный дом. На самом деле всё наоборот: военная Академия занимала некоторое время огромную территорию и здания Воспитательного дома. Доказательством этому кроме многих исторических документов служит гравюра XIX века с видом на владение и здания Воспитательного дома.

На гравюре видны все основные части этого комплекса. В центре, с башней и завершениями двух храмов по сторонам, корпус, с XVIII века называемый Корделожа. Справа – Квадрат, которому должен был отвечать симметричный корпус с противоположной стороны центральной оси. Левый Квадрат построили уже во II половине ХХ века, с отступлениями от первоначального проекта. В левой части гравюры видно протяжённое двухэтажное здание, стоящее торцом к реке. Это Окружное строение. Въезд на Парадный двор фланкируют два въездных корпуса Парадного двора.

01

Интерьеры Воспитательного дома долгое время были недоступны для осмотра, почти такими остаются они и сегодня. Поэтому знакомство с таким важным зданием, выставленным на продажу, очень важно для понимания его ценности.

Главное здание Воспитательного дома заложено в 1764 году, его строительство продолжалось долгие годы. В царствование императора Николая I были изменены многие интерьеры, создана чугунная ограда, навес над входом.

Несколько видов на внутренний двор, фасады Квадрата и фасад центрального корпуса, по традиции с XVIII века называемого Корделожа. В большинстве окон сохраняется старинная столярка.

02

03

04

05

Голубь над карнизом Квадрата в Парадном дворе – символ Св. Духа.

06

Белокаменная кладка цоколя здания. Для строительства Воспитательного дома использовался камень из разбираемой тогда стены Белого города.

07

Чугунный навес над входом в Корделожу и тамбур. Проект архитектора М. Д. Быковского. По сторонам входа были установлены мемориальные доски маршалу Митрофану Ивановичу Неделину (справа) и академику, генералу Анатолию Аркадьевичу Благонравову (слева). Сейчас от них остались только гранитные полированные плиты. Металлические портреты и надписи грубо выломаны неизвестными.

08

09

10

Центральный вестибюль, оформленный Академией, ныне разорён. По сторонам от входа, в середине двух помещений стояли бюсты, на стенах были тексты. Заголовок уничтоженного текста ещё можно прочесть: «Указ Президиума Верховного Совета СССР».

11

Лестницы сохраняют чугунные ступени и чугунный пол лестничных площадок. Некоторых плит не хватает, на одной из лестничных площадок лежит брошенный сейф. Часть ступеней требует реставрации.

12   13

14

15

16

Зал, оформленный в конце 1920-х годов, когда здание занимал Дворец Труда, архитектором И. Ивановым-Шицем. Вот мнение об архитектуре зала историка искусства, старшего научного сотрудника ГМИИ им. А.С. Пушкина Алексея Петухова: «Если говорить о стилистике, я бы отнёс этот интерьер к грани между поздним рационалистическим модерном и ранним ар деко. Здесь заметно множество мотивов венского Сецессиона, немецкого Веркбунда, разнообразных версий национально-романтического модерна. Удивительны монументальные люстры, близкие одновременно Йозефу Хоффману и, конечно, Луису Комфорту Тиффани! В то же время, четкий геометрический ритм членений зала, балконов отсылает к обновлённому неоклассицизму, развивавшемуся в рамках раннего ар деко…». Помещений этого времени с отделкой такого высокого уровня в Москве больше не найти. Обидно, что этот зал почти не известен даже специалистам. В прошлом это помещение и симметричные ему помещения с противоположной стороны здания (Музей Академии) предназначались для церквей Воспитательного дома.

17

19  21

20

22

23

Интерьеры Воспитательного дома. Обширные помещения с большими окнами, находящиеся в Квадрате, больше всего подходят для классов учебного заведения. В случае приспособления под гостиницу здесь придётся делать множество перегородок, обустраивать санузлы, ванные комнаты. Центральный зал в Корделоже сохраняет отделку, созданную Академией. Здесь есть барельеф Ленина в окружении знамён, места, где были стенды вдоль стен, карта военных действий во время Великой Отечественной войны с цитатой из Сталина в рамке. На потолках нескольких залов сохранились лепные розетки разного времени. В окнах стоит старая столярка со старой работающей фурнитурой.

24

25

26

27

28

29

30

31

32

Сводчатые залы Музея Академии – место, где должна была быть церковь.

34

33

Протяжённый зал в стиле ампир – Бальный, в нём сохраняются прекрасные лепные детали.

35

36

37

38

39

40

Коридоры в здании проходят насквозь, от стены до стены, и освещаются только торцевыми окнами или светом из дверей соседних помещений и с лестничных площадок. Длина многих коридоров превышает 100 метров. В случае приспособления здания под гостиницу коридоры могут оказаться слишком узкими и длинными. Возможно, потребуется создание новых лестниц дополнительно к старым.

41

42

Интересна анфилада голубого цвета. Прежде в залах анфилады висели портреты, в том числе огромные портреты членов императорской фамилии в больших сложных рамах, вдоль стен стояли стулья, скамьи и мраморные бюсты.

43

Двор исторического Квадрата Воспитательного дома размером с Хитровскую площадь, длина его около 112, ширина примерно 65 метров. Почему-то любители сильных архитектурных поступков говорят, что можно рассмотреть возможность перекрытия двора, хотя закон прямо запрещает подобные капитальные строительные работы на памятниках. В случае перекрытия двора не только будет нарушен закон. Мы лишимся сильного и красивого архитектурного пространства, созданного в середине XVIII столетия, а памятнику будет нанесён серьёзный ущерб. Авторы предложения не учитывают, как неудачны будут виды из окон гостиницы на стеклянную крышу, не учитывает и сложности эксплуатации такого перекрытия.

44

45

Воспитательный дом со стороны реки ограждает чугунная литая решётка, видимо, созданная М. Д. Быковским в середине XIX столетия. Решётка покрыта толстым слоем краски, местами с трещинами и сколами, с разбитыми деталями. Она требует серьёзной реставрации.

46

47

48

49

Исторический дуб императрицы Екатерины II во дворе Воспитательного дома. Обычно этот прекрасный дуб называют так, хотя стоит говорить, что это дуб в память императрицы. На фотографии из альбома Найдёнова, снятой во второй половине XIX века, дуба ещё нет, а центр двора занимает цветник с низкими кустами.

50

Части Воспитательного дома, относящиеся к XVIII веку, предлагается использовать как гостиницу. Однако вызывает опасение, что при таком использовании приспособление здания потребует больших работ и может нанести урон подлинным частям постройки. Потребуется перепланировка многих помещений, пробивка новых проёмов, закладка старых. Устройство новых санузлов и установка сантехники может потребовать пробивки сводов. Коридоры здания могут оказаться слишком узкими, а лестницы слишком редкими для длинных коридоров. Необходимо будет установить лифты в здании, где их нет. Говорят даже о возможности объединения верхнего этажа Квадрата с чердачным пространством, что естественно повлечёт за собой создание новых межэтажных перекрытий и конструкций крыши.

Таким образом, о сохранении подлинности значительных частей здания говорить уже не придётся.

Может быть, пока не поздно, стоит рассмотреть и другие варианты использования этого грандиозного архитектурного и исторического комплекса? Например, одним из вариантов могло бы быть размещение здесь большого учебного заведения. Но, может быть, это задача федерального уровня, а не городского, как сейчас.

Смотрите про Воспитательный дом в Красной книге Архнадзора

 

Распечатать статью Распечатать статью

10 комментариев

Грызлова Елена. 2 недели назад   Изменить
То, что сохранилось ещё обладает потрясающей красотой! Этот памятник требует бережной реставрации и сохранении уникальной планировки и внутренних интерьеров! Это нельзя продавать, здание должно быть принзнано как объект национального наследия России.
Гуржиянц(Быстрова)Светлана 2 недели назад   Изменить
В советское время это учебное заведение называлось Академия им.Ф.И.Дзержинского.Она появилась на базе Михайловского Артиллерийского училища,оно находилось в Ленинграде,после Великой Отечественной Войны училище перевели в Москву и переименовали.Мой отец работал в ней с 1953г. по 1985г..
Красивое какое здание...
Здравствуйте Спросите у него, помнит ли он И.А.Ланского?
Марина Антонова 2 недели назад   Изменить
Может быть здесь расположить бы какой-нибудь факультет МГУ? Например, исторический?
Какая величественная красота. Сделать здесь гостиницу и косить бабло с интуристов - запредельная пошлость. Неужели нет у нас достойного государственного учреждения, которому необходимо приличное здание? И нет никакого закона, который не позволил бы торговать национальным достоянием? опять снизу постучали...
Сильная идея. Место знаковое. Грамотное приспособление и профессиональная реставрация с сохранением всех деталей, пространства и духа этого места были бы огромной победой. Но в нынешних условиях можно рассчитывать уже только на чудо.
Почему бы не сделать гостиницу в советском корпусе. Он достаточно вместителен. А вот исторические корпуса использовать по другому. Беда в том, что если будет госучереждение или учебное заведение здание опять будет недоступно.
Происходящее с Москвой иначе как мракобесием называть уже нельзя. Разрушение, искажение облика и назначения исторических зданий, чудом сохранившихся до наших дней, переживших несколько воин - варварство за гранью нормального человеческого понимания. Приспособление воспитательного дома под гостиницу приведет к полной утрате целостности архитектурных и планировочных задумок создателей комплекса. В случае реализации проекта от здания останется только остов, коробка с последующей имитацией псевдо-исторического стиля.
...исторически...то есть ЛОГИЧЕСКИ - архитектура - искусство НЕ ДЛЯ НАРОДА...это искусство, создающее глобальный механизм УПРАВЛЕНИЯ НАРОДОМ...когда-то это были религиозные, в основном, здания и средовые комплексы...на этих постройках формировались, развивались в тени технологий психических и строительные технологии...долговечные материалы требовали больших затрат в строительной их обработке...поэтому для народа никакой архитектуры ( как искусства) и существовать не могло...любая элита позиционирует себя в истории через архитектуру...развитие строительных технологий естественным путем привело к удешевлению строительства, к ВОЗМОЖНОСТИ реконструкции под новые запросы новых элит...вспомним научную дискуссию конца 20 века о разделении понятий реабилитация, модернизация и реконструкция...хахачки....сколько докторских тогда получилось?))))...а ведь это был просто пропуск в уничтожение памятников архитектуры как искусства - то, что нужно "нижним" - будем реабилитировать, то, что "не отбирается" - будем реконструировать, а все остальное ВОЗМОЖНО модернизировать...а уж как модернизировать - тут что-то с финансированием науки у нас затормозилось...так что жить придется не прошлым, не будущим, а - сегодняшним днем, т.е. принимать капризы и кривляния той элиты, которую и вскормили...сорри, не сочувствую москвичам, сострадаю ни в чем неповинным камням, деревьям и чугунному литью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *