Историческое поселение Москва внесено в повестку дня

На минувшей неделе в здании Общественной палаты Москвы состоялось второе заседание столичного Общественного совета по культурному наследию, созванного в конце 2017 года при Мосгорнаследии.

Первое заседание 2018 года стало уже не представительно-ознакомительным, а вполне рабочим. Во-первых, была утверждена программа занятий Совета на весь 2018 год.

Проект этой программы, предложенный Департаментом культурного наследия Москвы, включал такие пункты:

  • доклад Управления государственного учета и экспертизы объектов культурного наследия;
  • методы предотвращения незаконных археологических раскопок на территории Москвы;
  • благоустройство городских пространств;
  • работа с объектами, находящимися в неудовлетворительном состоянии.
  • реагирование на сигналы «горячей линии» и работа с обращениями граждан;
  • включение объектов в перечень выявленных объектов культурного наследия в Москве;
  • вопросы и способы популяризации объектов культурного наследия;
  • формирование нового состава Общественного совета на 2019 год.

В ходе обсуждения этот план удалось существенно расширить, включив в него обсуждение базовых проблем сохранения как отдельных объектов культурного наследия Москвы, так и всего исторического города.

В частности, были приняты предложения градозащитников о включении в план работы обсуждения законодательных проблем и инициатив —

  • обеспечивающих физическое сохранение ценных градоформирующих объектов в зонах охраны;
  • регулирующих возможность и условия повторного рассмотрения госорганом охраны памятников заявлений о выявлении объектов;
  • допускающих освоение подземного пространства на территории памятников (разрешающий его законопроект уже предложен федеральным Министерством культуры) и др.

Отдельным пунктом в повестку Совета будет внесен вопрос о статусе исторического поселения для центра Москвы и связанных с ним отдельных территорий. О возможности и вариантах рассмотрения этой назревшей проблемы Советом, кстати, говорил в недавнем интервью глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов.

Кроме того, будет рассмотрен блок градостроительных проблем, в том числе вопросы о городском порядке принятия решений об утверждении строительных и градостроительных проектов, а также о праве и возможностях столичного госоргана охраны памятников контролировать градостроительную деятельность хотя бы на территории зон охраны.

Археологическая тема была дополнена предложением Л. Беляева разработать и утвердить программу планомерного (а не «спасательного») археологического изучения исторической Москвы.

Поскольку проблемных вопросов в городской повестке дня очень много, решено было провести в 2018 году не 4, а 6 заседаний Совета; кроме того, его участники войдут в постоянно действующие рабочие группы, которые будут готовить вопросы для «больших» заседаний, а также участвовать в оперативном разрешении тех или иных проблем. Также Советом намечено проводить по отдельным вопросам специальные слушания. В частности, такую процедуру с выездом на объекты договорились провести по проблеме борьбы с «черными археологами».

Затем вниманию собравшихся был предложен доклад Михаила Иванова, начальника Управления государственного учета и экспертизы объектов культурного наследия Мосгорнаследия. Он оказался посвящен судьбе погибших памятников столицы. По данным Мосгорнаследия, в госреестре числится 32 утраченных в разное время столичных объекта, и Департамент решает, что с ними теперь делать.

По 16 из 32 «мертвых душ» Мосгорнаследие ведет работу по исключению из реестра, по 9 уже проведена государственная историко-культурная экспертиза. 5 из этих 9, которые были рассмотрены на Научно-методическом совете при Мосгорнаследии и «по которым нет сомнений, что нет возможности числить их в реестре» — были вынесены на Общественный совет. По мере продвижения юридическо-экспертных процедур Мосгорнаследие будет предлагать его вниманию и остальные исчезнувшие памятники.

В первую пятерку вошли:

Дом Остерман-Толстого в Самарском переулке, 24, разобранный в 1970-е годы ради строительства спорткомплекса на Олимпийском проспекте. Его воссоздание на другом месте проектировалось, но не состоялось, и старое, и «новое» места застроены;

Доходные дома в 7 Ростовском пер,, 15 и Большом Козихинском, 14/1. Стояли на охранном учете в связи с пребыванием в них В.И. Ленина, снесены в начале XXI века, места застроены новыми зданиями;

Снесенный доходный дом в 7-м Ростовском пер., 15 (pastvu.com)

Дом, числившийся по площади Маяковского, 1/29 – бывший театр «Альказар», он же «Современник»;

Флигель усадьбы Листа в Глазовском пер., 8 (стр. 2), снесенный в XXI веке для строительства нового корпуса МИДа. Условие частичного воссоздания строителями не было выполнено.

Решено было «принять к сведению» сообщение Мосгорнаследия о работе по приведению реестра памятников в соответствие с фактическим состоянием дел. Однако же по дому Остерман-Толстого рекомендовано прояснить судьбу разобранного сруба, который некогда, около 30 лет назад, хранился на специальном складе. А по «Современнику» — проработать вопрос не об отмене статуса, а об изменении вида объекта, на «достопримечательное место».

Следующее заседание Совета намечено на март.

Опубликовано: Хранители Наследия

4 комментария

Андрей Волыхов больше года назад   Изменить
"Альказар" могли бы и восстановить, кстати. Место ничем не занято, кроме автостоянки. Там вроде даже фундамент раскапывали.
Вызывает тревогу судьба дома Гудовичей (Брюсов переулок, 21, стр. 1), которому 9 февраля было отказано в статусе выявленного объекта культурного наследия. Сможет ли Общественный совет по культурному наследию Москвы предотвратить снос этого действительно ценного здания и не дать ему исчезнуть с лица города так же, как дом Неклюдовой на Малой Бронной?
Валентин, в настоящее время дом Гудовичей не находится под угрозой сноса.
Тревогу вызывают заброшенные здания - даже те, что находятся в технически хорошем состоянии. Ул Россалимо, Большой Козихинский, та же Садовническая - везде было отказано в статусе, когда появлялся проект, предполагающий снос. Думаю, по таким зданиям нужно подавать заявки - пока нет проекта, шанс придания статуса существенно выше. Вот к примеру: Даев переулок, 31 - редкий для Москвы кирпичный декор в киевском стиле, и уж совсем редкий кирпичный орнамент в подоконных нишах, готическое окно и т.д. Или Садовая-Сухаревская 10/12 - тут и комментарии не нужны. Кстати, по Садовой-Сухаревской уже есть проект клубного дома - якобы с "исторической архитектурой", но учитывая прорисовку деталей в проекте - это больше смахивает на воссоздание с нуля. И таких заброшенных домов довольно много - и опасения есть по каждому.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *