- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Проржавели ли доспехи «Красного богатыря»?

[1]

Город, с упоением уничтожающий историю, или Что в Москве называют «ржавым поясом»

15 января 2019 года вышло постановление [2] Правительства Москвы № 18-ПП Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной проспектом Ветеранов, Богородским шоссе, улицей Богатырский Мост, Краснобогатырской улицей, Просторной улицей, а проще говоря – по застройке территории бывшего гиганта промышленности, одного из крупнейших предприятий Москвы конца XIX — начала XX вв., завода «Московского товарищества резиновой мануфактуры», ставшего позже заводом «Красный богатырь», со сносом всех его построек.

В 2017 году Архнадзор уже писал о планах по застройке [3] бывшей заводской территории и о «войне экспертиз» [4], касающихся ее ценности.

Согласно вышеуказанному постановлению площадь проектируемой территории составит 53,42 га.

 

[5]

29 января в Твиттере Сергея Собянина появилось сообщение [6] следующего содержания:

«В «ржавом поясе» Москвы, как называют старые промзоны, постепенно растут уютные микрорайоны. В 2018-м ввели там 3,5 млн кв м недвижимости. Принимаемся за планировку территории бывшего завода «Красный богатырь». Акцент на развитие транспорта, социальной инфраструктуры, озеленение».

В этом сообщении содержится несколько ключевых моментов, попробуем в них разобраться.

[7]

Сначала речь идет о «ржавом поясе», которым в данном случае называют районообразующее предприятие с более чем 130-летней историей, сохранившее большую часть дореволюционных построек, находящихся в хорошем техническом состоянии.

Для примера хотелось бы привести ряд архивных чертежей и современных фотографий, говорящих о том, что исторические корпуса не очень увязываются с образом «ржавого пояса».

[8]
Под «уютным микрорайоном» Сергей Семенович, видимо, понимает плотную застройку жилыми домами высотой до 75 метров (около 25 этажей) и к ней 4317 машиномест в подземных паркингах, а также строительство многофункционального общественного комплекса еще с 1157 подземными машиноместами.

В довершение всего стоит отметить развитие социальной инфраструктуры в виде одной школы и трех детских садов, которые с трудом смогут обеспечить этот «уютный» микрорайон.

Отдельно обратим внимание на озеленение, которое выражается в исключении около 17 га земли из границ объекта природного комплекса «Долина реки Яузы».

Любой желающий сможет без труда найти всю информацию в этом замечательном постановлении [2].

А если вспомнить, что история с подготовкой к сносу символа района сопровождалась снятием статуса исторически ценных градоформирующих объектов [9] с двух наиболее ценных построек – главного корпуса завода (Краснобогатырская ул., д.2, стр.2), построенного в 1911 году по проекту Густава Августовича Гельриха, и конструктивистского здания пожарной части № 22 (Краснобогатырская ул., д. 6), построенного в 1927 году предположительно при участии архитектора Александра Владимировича Куровского, — и публичными слушаниями, которые превратились в фарс [4],  то возникает резонный вопрос: а нужно ли все это жителям района? Ведь в данном случае речь идет не просто о ценных исторических зданиях, но о чем-то более значимом. Предлагается ликвидировать целый пласт истории района, жизнь которого на протяжении более 100 лет была неразрывно связана с этим предприятием.

[10]
Алгоритм действий очень схож с самой нашумевшей ситуацией, возникшей в начале 2019 года с проведением публичных слушаний по внесению изменений в правила землепользования и застройки на Б. Никитской улице, д. 17 [11]. На Краснобогатырской все начиналось с тех же самых предложений [12] по внесению изменений в правила землепользования и застройки.

Может, и здесь еще не поздно принять взвешенное решение [13], не стирая с лица земли предприятие, являющееся лицом района?

[14]

Историческая справка

Завод Московского товарищества резиновой мануфактуры возник в 1887 году на месте небольшой чулочной фабрики Гучесона. У его истоков стояли Л.С. Поляков, Б.А. Гивартовский и К.И. Редер. В 1888 году новый завод начал выпускать шланги, пожарные рукава, детские игрушки, ремни, кольца, разные галантерейные и хирургические предметы. С 1890 года здесь стали изготавливать резиновую обувь.

[15]

В 1910 году завод был реорганизован. На его основе было создано русско-французское Общество резинового производства и торговли «Богатырь». Среди выпускаемой заводом продукции особенно славились галоши, которые с 1911-1912 гг. производились по новейшей шведской технологии. В 1923 году завод поменял название на «Красный богатырь». С 1990-х производство сокращалось, а 30 апреля 2004 года завод был закрыт. Все последние годы в бывшем главном корпусе завода располагалась Московская ярмарка развлечений.

[16]

14 Comments (Open | Close)

14 Comments To "Проржавели ли доспехи «Красного богатыря»?"

#1 Comment By Omichka On Четверг, Январь 31, 2019 @ 10:29

А предприятия действующие? Или уже нет, и здания пустуют? Если да, то есть ли какие-нибудь идеи, как их можно использовать впоследствии?

#2 Comment By Ольга On Четверг, Январь 31, 2019 @ 11:04

Всё застраивается жилыми районами , а работать людям где?
Мне искренне жаль » Красный богатырь» , его надо сохранить!

#3 Comment By Клычков Сергей On Четверг, Январь 31, 2019 @ 13:30

Предприятие закрыто в 2004 году, мощности переведены в другой регион. Здания представляют собой интересные образцы промышленной архитектуры конца XIX- начала XX века. В последнее время на территории «Красного богатыря» располагаются офисы, склады, ярмарка развлечений в главном корпусе. Если часть корпусов освободить от советских пристроек и провести ремонт, то получится прекрасное общественное пространство, где можно придумать множество функций. Остальную часть территории можно спокойно развивать и застраивать. Уничтожая все постройки «Красного богатыря» город стирает историю района Богородское, т.к. начиная с 1880-х гг. и до закрытия в 2004 году почти вся история района связана именно с этим предприятием. Ведь не просто так и улицы вокруг называются Краснобогатырской и Богатырский мост. Универмаг напротив, коттеджи, позже снесенные, конструктивистский квартал, поликлиника рядом, пожарное депо и еще много чего строились именно для работников этого завода. Пока это еще не память места, но материальная память, выраженная в архитектуре и ее надо сохранять.

#4 Comment By Иван On Четверг, Январь 31, 2019 @ 14:01

У М.Кудрявцва Яуза является дублирующей бухту Золотой рог рекой. Не даром, что в топонимике сохранилось название Золоторожская набережная. И не случайно, что сегодня именно Яузе достается больше всех… Снос царских заводов и застройка американскими небоскребами носит явно символический характер.

#5 Comment By Татьяна On Четверг, Январь 31, 2019 @ 16:07

Очень интересно, кто и когда проводит слушания по поводу завода. У меня родители там работали, до весь район работал на Богатыре!!! У людей полно акций завода, соответственно они являются его акционерами, так почему у людей не спрашивают про их собственность???

#6 Comment By Татьяна On Четверг, Январь 31, 2019 @ 19:35

А слушания вообще будут и когда? Как то можно повлиять на отмену застройки?

#7 Comment By Клычков Сергей On Четверг, Январь 31, 2019 @ 21:42

Слушания прошли 26 июля 2017 года [3]

#8 Comment By Коренная москвичка On Пятница, Февраль 1, 2019 @ 0:17

Хоть бы каланчу пожарную оставили что ли. Всю Москву изуродовали своими постапокалиптическими высотными монстрами эти любители «уютных микрорайонов». Изуверы…

#9 Comment By Lemilu On Пятница, Февраль 1, 2019 @ 0:31

Старые фабрики заслужили вторую жизнь! Московским окраинам остро не хватает нестандартных старинных зданий. «Ржавый пояс» — это бетонные заборы, за которыми неизвестно что, непонятные гаражи и прочие времянки. А кирпичный завод 19 века — это настоящий раритет.

#10 Comment By Коренная москвичка On Пятница, Февраль 1, 2019 @ 0:51

Это для тех раритет, кто любит свой город. А эти любят только бабло.

#11 Comment By Сержутдин On Пятница, Февраль 1, 2019 @ 12:25

Посмотрите, как сделали Большевик на Ленинградском проспекте. Тоже промзона, а сейчас все культурно, аккуратно, музей русского импрессионизма и т. д.

#12 Comment By Юлия On Суббота, Февраль 9, 2019 @ 2:02

Завод нужно сохранить!

#13 Comment By Екатерина On Понедельник, Февраль 11, 2019 @ 23:25

Я из Санкт-Петербурга. Очень люблю промышленную архитектуру середины XIX-начала XX в.в. С замирание сердца слежу за судьбой таких зданий в родном городе. Много зданий, которые стоят и разрушаются. Пример, здания завода «Красный треугольник (наб. Обводного канала, 138) разрушатся уже не одно десятиление. Но есть истории со счастливым концом — здание прядильно-ткацкой фабрики им. Петра Анисимова по адресу: наб. Обводного канала, 60 много лет стояло заброшенное. В 2001 г. Главный прядильный корпус включён КГИОПом (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников) в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» . В 2006 году здание попало в хорошие руки — группа компаний «Овентал» реконструировало здания бывшей прядильно-ткацкой фабрики им. Петра Анисимова и открыло креативное пространство ТКАЧИ. Здание получило вторую жизнь, радует глаз. А город сохранил своё лицо и историю. Здания «Красного богатыря» надо сохранить. Это лицо района, города, это наша история. К этому надо бережно относиться.

#14 Comment By Андрей On Четверг, Февраль 14, 2019 @ 14:05

Обязательное сохранение завода как исторического наследия Москвы!