Рождественский монастырь похорошел

Константин Михайлов

«Мы имеем дело не с промежуточным результатом реставрации, а с погромом памятника»

Несколько дней назад я зашел в столичный Рождественский монастырь на одноименном бульваре. Хотел убедиться, что публикация в соцсети, которую видел накануне, не соответствует действительности. Потому что в Москве, в знаменитой и древней обители, под неусыпным контролем монастырского начальства и Мосгорнаследия, такого не может быть, ибо не может быть никогда.

Увы, все оказалось правдой, да еще и ревностно скрываемой от посторонних глаз.

I. Кельи у восточной стены

 

Автор публикации, Дмитрий Маркин, писал следующее: «Восточные кельи (20/8 стр. 8) – объект нового строительства. А ведь оба корпуса – федеральные объекты культурного наследия. Однако один действительно памятник, а второй, похоже, полностью новый. Что там от памятника?»

Вот это я и хотел узнать.

На трети монастырской территории кипела стройка. Сновали рабочие, резали камень, клали плитку. Экскаватор рыл траншею справа от монастырских ворот.

Не успел я сделать по стройке и нескольких шагов, как меня строго окликнули. Это был монастырский охранник, который заявил, что по стройке ходить нельзя. Мы пообсуждали это, потом он куда-то звонил, всячески демонстрируя готовность пресечь любую мою попытку продвинуться дальше. Что значит – посмотреть? Смотреть нужно с разрешения начальства, а приходить официально. Не помогали никакие удостоверения. Минут через двадцать ко мне вышла монахиня, замещавшая настоятельницу. Она объяснила, что все по проекту, кельи подлинные, только реставрированные, а пройти туда нельзя. И лучше написать в монастырь официальное письмо.

Нельзя так нельзя. Пока я ждал монахиню, я успел прогуляться по окрестным закоулкам. Посмотрел на совершенно новую южную монастырскую ограду. Ее строят взамен утраченной в ХХ веке.

Потом нашел место, откуда все прекрасно видно.

Все, о чем писал Дмитрий Маркин, было налицо.

Слева – подлинный корпус монастырских келий. Справа – не то чтобы полный «новодел», торцевая стена подлинная, из старого кирпича. Но фасадная – грубая подделка даже не под старину, а под представления неведомых каменщиков о старине. Так строят в провинции кафе у большой дороги или продуктовые магазины. Нелепые проемы вместо старинных дверей и окон, новехонькая кладка.

А ведь кельи эти – как минимум второй четверти XVIII века.

Вернувшись домой, я покопался в актах историко-культурных экспертиз и нашел вот этот: «Акт ГИКЭ проектной документации на проведение работ по сохранению (реставрации и приспособлению для современного использования) объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Рождественского монастыря, начало XVI в., XVII-XVIII вв. и начало XIX в.: — Кельи, XVII-XVIII (Кельи восточные)», расположенного по адресу: 107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 20/8, стр. 8»

Датой начала обсуждения было выставлено 29 июля, а окончания – 16 августа 2019 года.

Как же это, подумал я, даже обсуждение не закончилось, значит, и проект не утвержден, а все уже с этими кельями случилось.

Но я ошибался.

Экспертиза оценивала новый проект реставрации, разработанный в 2019 г. ООО «Ракурс-проект». Но ее авторы честно описали происходившее с кельями в недавние годы. В частности, указали, что в 2015-2018 гг. на них проходили ремонтно-реставрационные работы, а сейчас они в стадии приостановки.

Уже это заставляло насторожиться: просто так реставрационные работы не останавливают.

Далее эксперты указали, что в ходе этих работ были демонтированы ветхая деревянная крыша и ее конструктивная система, деревянные перекрытия, полы, перегородки, оконная и дверная столярка, крыльца и лестницы входных групп. А отделка интерьеров не сохранилась.

Причем большинство демонтированного входило в предмет охраны, приведенный в том же акте экспертизы.

Далее в акте имеется полный диагноз состояния восточного фасада келий.

«Кирпичная кладка стены восточного фасада переложена в полном объеме. Выполнена из современного материала с использованием цементного раствора, армирована металлической сеткой». При этом новая кладка выполнена так, что ширина швов превышает нормативы, а между швами и кирпичами имеются щели.

«Обрамление проемов и простенков на фасаде выполнено «в прикладку», без перевязки с кладкой стены. Отсутствует перевязка между наружной стеной восточного фасада и поперечными стенами в интерьерах». Перемычки над окнами сделаны металлические, и уже наблюдается коррозия. Кладка других стен – с перекладками, деформирована. Внутренние стены частично переложены, причем вычинка и перекладка сделаны без перевязки с исторической кладкой. Перекрытия и полы утрачены.

Таким образом, мы имеем дело не с промежуточным результатом реставрации, а с погромом памятника, у которого фасадную стену заменили грубым муляжом, даже не перевязанным с остатками подлинника, вынесли все внутренности и кровлю.

На официальном сайте Финансово-хозяйственного управления Русской православной церкви легко находится публикация 2016 года, из которой можно узнать, что эта «реставрация» проводилась в 2015 году «в рамках Программы предоставления субсидий из бюджета города Москвы».

Как сообщалось, «в 2016 году город выделяет финансирование на реставрацию уже двух объектов: келий и колокольни… В июне Департаментом культурного наследия г. Москвы выдано разрешение на производство работ.

Приход заключил договор подряда с ООО «Покров».

В этом году реставрацию келий планируется завершить. В 2015-м полностью восстановили белокаменный цоколь и часть фасадов. Соответственно сегодня предстоит полностью отреставрировать оставшиеся фасады: кирпичную кладку и архитектурный лепной декор».

Но «реставрация» келий не закончилась в 2016 году. В открытых источниках есть сведения о тендере 2018 года: «Проведение реставрационных работ на объекте культурного наследия «Восточный келейный корпус Ансамбля Рождественского монастыря, нач. XVI в., XVII-XVIII вв. и нач. XIX в. — Кельи и сохранившаяся часть монастырской ограды с башнями, XVII-XVIII вв.», г.Москва, ул.Рождественка, 20, стр.8».

Заказчиком работ обозначено ФГКУ «ДСРИР», начальная цена контракта – 25 млн рублей, а цена договора – 22 млн 282 тыс. 309 рублей. Победителем значится ООО «Меандр».

Новый проект реставрации, судя по всему, предназначен вернуть кельям подобие исторического облика. Он предусматривает «восстановление общего облика фасадов», «восстановление крыши в исторических габаритах», восстановление венчающего карниза, дверных проемов и каменных крылец перед ними, «реставрация поверхности фасадных кирпичных стен в местах утрат с учетом использования кирпича, аналогичного по габаритам историческому и специальных реставрационных растворов», «восстановление оконных проемов в исторических габаритах с применением реставрационного кирпича и раствора в перевязку с исторической кладкой» и много других восстановлений.

То есть намечена полная переделка произведенной на бюджетные средства халтуры.

Жаль, что а акте госэкспертизы не указано, ответил ли кто-нибудь за халтуру. Были ли попытки возбудить уголовное дело по 243-й статье. И как могло выйти, что подлинные монастырские кельи оказались заменены тем, для чего не находится приличных слов. Не в один же день это сделано.

Нужно отметить, что и новый проект предусматривает решительную модернизацию памятника: устройство «монолитного железобетонного пояса по периметру наружных и внутренних стен для обеспечения пространственной жесткости и неизменяемости здания», а также нового чердачного перекрытия.

Но тут уж действительно – снявши голову, по перекрытиям не плачут.

Когда мэр Москвы будет в очередной раз оглашать заоблачные цифры отреставрированных столичных памятников – мы будем лучше понимать, из чего они складываются. Без перевязки.

II. Благоустройство

 

Неменьшие сомнения вызывает и происходящее в эти дни по заказу ГКУ «УКРиС» г. Москвы благоустройство монастырской территории. Перед фасадом многострадальных келий экскаватор на моих глазах рыл не то яму, не то траншею. Второй, как я уж говорил, работал в юго-западном углу монастыря.

Рабочих, бойко клавших плитку не хуже чем на бульварах и в прочих общественных пространствах, я видел в монастыре много. Но ни рядом с ними, ни рядом с экскаваторами не было никого, хотя бы отдаленно напоминавшего археолога.

А ведь это один из древнейших, с XIV века существующих, московских монастырей.

Я позвонил в Мосгорнаследие, и главный археолог города Леонид Кондрашев сказал мне, что все работы в Рождественском монастыре будут взяты под контроль и ситуация движется к тому, что монахини и археологи будут совместно и тщательно следить за сохранностью археологического наследия. А наблюдать за происходящим в обители должно «Столичное археологическое бюро».

Мария Молочникова, исполнительный директор ООО «Столичное археологическое бюро», нарисовала мне отнюдь не оптимистическую картину:

– Мы приходим в монастырь и пытаемся работать, но – стоит достать фотоаппарат или нивелир – нас выгоняет монастырская охрана. Последний раз такое было в минувшую пятницу. Кое-что удалось зафиксировать чуть ли не тайком. Разделы проектов по обеспечению сохранности археологического наследия, насколько я знаю, согласованы, а вот с надзором проблемы. Странно, мы работаем по всей Москве, а в Рождественском монастыре столкнулись с таким… Будем писать в монастырь официальное письмо.

Таким образом, мы можем констатировать, что масштабные работы с применением тяжелой строительной техники на территории известного с XIV века московского монастыря идут без археологического надзора.

Уважаемый Департамент культурного наследия, прошу эту публикацию считать официальным обращением.

Фото: Дмитрий Маркин, Константин Михайлов
Опубликовано на сайте «Хранители наследия«

1 комментарий

Летом видел как "благоустраивали" Андроников монастырь. Слева от входа (снаружи) вырыли громадный котлован. Были видны белокаменное фундаменты,обломки образцов. Археологов не было,только благоустроители,тяжелая техника.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *