Станциям Ранцево и Скакулино – быть?

Железнодорожное наследие снова в опасности. На этот раз под угрозой закрытия оказались уникальные станции Ранцево и Скакулино, расположенные на Кувшиновской железнодорожной линии в Тверской области.

Кувшиновская линия – своего рода «музей под открытым небом». Как и много десятилетий назад, здесь, всего в трёхстах километрах от Москвы, прибывающие поезда встречают поднятым крылом семафора с разноцветными огнями, а отправляют, вручая машинисту небольшой металлический жезл, на котором написаны названия этой станции и следующей, до которой ему разрешено движение. Конечно, все эти устройства – и семафоры, и электрожезловую систему движения поездов – можно увидеть в музеях, но в настоящей «живой» работе они сохранились только на этих небольших станциях, затерявшихся где-то между Петербургом и Москвой.

Кувшиновская – классический малодеятельный участок, какие ещё остались на наших железных дорогах. Поезда ходят здесь даже не каждый день. Именно поэтому её не затронули технический прогресс и многочисленные реконструкции, давно отправившие в небытие такие же семафоры и жезлы на «больших» железнодорожных магистралях. Но именно такие малодеятельные участки становятся первыми жертвами «оптимизации», «сокращения расходов» и прочих действий, направленных на улучшение финансового состояния наших железных дорог.

И что самое обидное, Кувшиновская линия почти дождалась своего музея: в нескольких десятках километров от неё находится станция Осташков – «паровозная столица» нашего времени. Каждую субботу в Осташков прибывает поезд с настоящим паровозом, до Кувшиновской линии ему остаётся пройти всего 40 километров. А дальше – неспешная линия, петляющая среди лесов и болот, легко перепрыгивающая через речки изящными мостиками и встречающая паровоз теми самыми семафорами, причудливыми деревянными вокзалами. Работающие на них прекрасные люди не просто встретят и отправят поезд, но и обязательно расскажут всем интересующимся, как устроена и работает эта нехитрая (но в то же время безотказная!) железнодорожная техника родом из середины прошлого века. Расскажут не потому, что у них это записано в должностной инструкции или им за это платят – нет, просто они увидели интерес в глазах собеседников.

Поезд бежит дальше и приходит на станцию Торжок, откуда вполне современная «Ласточка» всего за час домчит нас до Твери, а там и до Москвы или Петербурга рукой подать. Вот вам готовый экскурсионный маршрут: Бологое – Осташков – Кувшиновская линия (со станциями Ранцево и Скакулино) – Торжок. Главное – не ломать ту историю, которая удивительным образом сохранилась до наших дней. А для этого надо прямо сейчас, раз и навсегда принять решение, что станциям Ранцево и Скакулино – быть!

Сохранить нужно не только технику, но обязательно оставить при ней сотрудников железной дороги, тем более, что их всего двое: по одному дежурному на каждую из станций.

Копеечная экономия, которую Октябрьская железная дорога получит от закрытия этих двух станций, будет с лихвой перекрыта прибылью от будущих экскурсионных маршрутов по действительно заповедным железным дорогам Тверского края. Лучший вариант сохранения старинной техники – продолжение её эксплуатации, тем более, что опыт её содержания и использования на Кувшиновской линии есть.

Общественное движение «Архнадзор» направило письма Генеральному директору – председателю правления ОАО «РЖД» Олегу Белозёрову и начальнику Октябрьской железной дороги Виктору Голомолзину с просьбой сохранить работу уникальных станций Ранцево и Скакулино. Мы призываем всех неравнодушных к истории наших железных дорог сделать то же самое через электронные приёмные ОАО «РЖД» и Октябрьской железной дороги.

Текст нашего обращения:

Уважаемый Олег Валентинович,

Как нам стало известно, готовится решение о закрытии двух станций – Ранцево и Скакулино, находящихся на историческом Кувшиновском подъездном пути, входящем ныне в состав Октябрьской железной дороги.

Эти станции находятся на малодеятельном участке и представляют огромную историческую и культурную ценность: на них сохранились действующие семафоры и электрожезловая система управления движением поездов, маршрутно-контрольные устройства, использующие ключевую зависимость стрелок и сигналов. На станции Ранцево действует железнодорожный переезд со шлагбаумами, управляемыми вручную при помощи системы тросов и блоков. Подобная железнодорожная техника сохранилась лишь в музейных экспозициях, где она находится в статичном положении и демонстрация её работы не предусмотрена. В то же время на Кувшиновской линии все эти системы исправны и по сей день используются для движения поездов, представляя собой действующий музей под открытым небом.

Исключительную ценность станций Ранцево и Скакулино отмечает известный исследователь Российских железных дорог А.Б. Вульфов. Например, в его книге «Бологое-Полоцкая – заповедная железная дорога» (Москва, МОО «Общество любителей железных дорог (ВОЛЖД), 2009 г.) многократно говорится о необходимости сохранения ансамбля железнодорожной линии Бологое – Осташков и ветви Соблаго – Торжок, включая их технические устройства.

Сохранение исторического ансамбля Кувшиновской линии предусмотрено Поручением Президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина «ПП-10 от 31.01.2006 г. «О сохранении железнодорожных объектов ОАО «РЖД», имеющих культурно-историческую ценность» и подготовленным в соответствии с ним приказом начальника Октябрьской железной дороги №Окт-94 от 27 декабря 2011 г.
Несмотря на отсутствие регулярных экскурсионных маршрутов по Кувшиновской линии, станции Ранцево и Скакулино привлекают множество туристов и фотографов, в том числе из Москвы и Петербурга. Их посещение является практически обязательным по пути в Осташков и далее на озеро Селигер. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы и фотографии, в том числе в сети Интернет.

Ансамбль станции Ранцево: деревянный вокзал, два стрелочных поста, семафоры и шлагбаумы – признан объектом культурного наследия.

Просим Вас не допустить закрытия станций Ранцево и Скакулино Кувшиновской линии Октябрьской железной дороги, предусмотреть продолжение их работы, включая эксплуатацию технических систем (семафоры, электрожезловая система, маршрутно-контрольные устройства с ключевой зависимостью, ручные шлагбаумы) и дежурство персонала. Решение о сохранении этих станций положительно скажется на имидже ОАО «РЖД» и Октябрьской железной дороги, позволит сохранить в работе уникальные технические системы и организовать в будущем действующий железнодорожный музей на Кувшиновской линии.

Координационный совет ОД «Архнадзор»

7 комментариев

Как обидно видеть,что твой родной край умирает... В детстве постоянно мелькали поезда туда-сюда, а теперь тишина. Два раза в неделю и то только до Кувшинова и сразу назад,жаль...А ведь был когда то поезд и до Москвы,прямой,без пересадок. Теперь не рентабельно,для жд не рентабельно...люди как были так и есть. И желание ездить на поезде у людей осталось,но уже увы!!! нет возможности,а жаль.
А в Брылево какой был вокзал. Все разобрали. А поезд когда ходил Москва - Осташков народу ездило очень много. В Брылево по 30 человек выходило, а бывало и больше. Поезд отменили, посёлок Брылево опустел , и деревня тоже скоро опустеет.
Надо не закрывать, а ремонтировать дорогу и пускать поезд. Люди с радостью будут ездить. А короткий поезд ходил до торжка , так люди не попадали на электрички. Нет бы , время изменить, так зачем ? Проще совсем отменить .теперь опять до кувшиново ходит. А кому он до кувшиново нужен если люди едут дальше.
Скоро будем заносит всё что было раньше в " Красную книгу " как безвозвратно ушедшие....как жалко. Приезжала в Ранцево раньше к родственникам . Выбегали считали вагоны когда шли поезда . Было и по 10 и 12 шт. Помогаем другим странам поднимать экономику , а у самих развал..Понятно , что людей остаётся в деревнях мало , а всё потому что люди уезжают ..ни работы ничего нет. Уважаемые наши правители обратите внимание и на свой народ. Живём в большой стране нефть продаём , а у самих бензин стоит 45 руб. Надо же с этим что то делать или как ??? После войны всё восстановили , а теперь рушим.
Это какой же туристический потенциал у этой дороги! Ведь само Кувшиново практически не изменилось, исключая подежженного тдома-усадьбы самой Кувшиновой. А так, одень местных в старую форму, пусти паровозы - и всё. Деньги можно грести лопатой..... Но судя по всему, развитие туризма не выгодно турецким конкурентам... иначе бы люди ездили в отпуск не в Турцию, а в Россию!
Глупости какие. Нерентабельное умирает, нужное развивается. И это закон. Если вы думаете, что содержать целый жд участок - это "копеечка" - вы просто глупцы. Увы, в связи с центростремительным движением, провинция пустеет. Благосостояние увеличивается. Почти в каждой семье теперь есть личный автотранспорт, на котором можно и до Осташкова, и до Твери. И подобные поезда стали ненужными. Я ниразу не сталкивался с ситуацией, чтоб отменили поезд, который ходил бы "битком". А ради воздыхателей старой ЖД (коим и сам являюсь) содержать целый участок с инженерными и прочими сооружениями - очень дорогое удовольствие. Я это понимаю. Странно, почему до вас не доходит.
Борис Горшков больше года назад   Изменить
Герману М. "Позор тому, кто выше ценит то, что кажется полезным, чем то, что является нравственным". Цицерон. В Англии, Германии, Швеции, даже в насквозь пропитанных духом наживы Соединённых Штатах сохранены и действуют музейные дороги. Чем Россия хуже? Не для "вздыхателей о старой жд" они нужны, они нужны для будущих поколений, чтобы потомки знали, как была устроена и как действовала железная дорога в XIX-ХХ веках, именно потому, что техника меняется очень быстро. По-вашему, так и музеи тоже не нужны - кому нужны эти Рафаэли и Айвазовские, когда всё можно заснять на смартфон.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *