Покровское-Стрешнево: несостоявшийся юбилей

Юрий Егоров

В ночь на 25 июня 2021 года прекратил своё существование исторический остановочный пункт Покровское-Стрешнево Московско-Виндавской железной дороги, а ныне – 2-го московского диаметра, или Рижского направления Московской ж.д., если кто-то из нас ещё мыслит категориями, простирающимися несколько дальше границ Московского транспортного узла.

Закрытие случилось, как это часто бывает, в юбилейный год: чуть менее 120 лет назад, 2 июля 1901 года по старому стилю, на вновь построенном тогда участке Московско-Виндавской железной дороги был открыт тот самый остановочный пункт, с которым мы сегодня простились.

Вот что говорилось о нём в «Спутнике по Московско-Виндавской железной дороге» 1909 года:

«На 11-й версте расположен разъезд Покровское-Стрешнево, на месте которого до 1908 года существовала лишь платформа, служившая для посадки и высадки многочисленных пассажиров-дачников, быстро, в какие-нибудь три года, заселивших прилегающую местность, благодаря исключительно благоприятным условиям ея: прекрасный обширный сосновый лес, сухая песчаная почва, две железные дороги (Московско-Виндавская и Московско-Окружная), прекрасное шоссе в Москву и близость реки Москвы.

Ныне на разъезде имеется несколько рельсовых путей, к нему подходят соединительные ветви Московской Окружной железной дороги (не имевшие существенного грузового значения, однако приобретавшие исключительную важность для переброски войск на западные рубежи страны, что и пригодилось спустя всего 6 лет – прим. авт.) , построено оригинальной архитектуры каменное пассажирское здание, а Московско-Волоколамское шоссе, пересекавшее ранее железнодорожное полотно в уровне рельсов, ныне поднято на высокие каменные дамбы и проведено над железной дорогой по железному путепроводу на железных же качающихся опорах». Этот путепровод, кстати, сохранился – именно по нему пересекает сейчас железную дорогу 6-й маршрут трамвая перед тем как выйти на Волоколамское шоссе.

Есть и описание инженерного переустройства этих мест в связи с постройкой Московской Окружной ж.д.:

«Примыкание Московской Окружной к Московско-Виндавской железной дороге вызвало необходимость со стороны последней производства весьма значительных работ, как-то: развития путей на станции Подмосковная, устройства на 11-й версте разъезда Покровское-Стрешнево (ранее здесь была дачная платформа) и весьма значительные земляные работы по понижению железнодорожного полотна как на Виндавском конце станции Подмосковная и на разъезде Покровское-Стрешнево (здесь бывшее полотно опущено на 2/3 сажени), так и по понижению полотна главного пути между станцией Подмосковная и разъездом Покровское-Стрешнево, причём на месте пересечения Московской Окружной железной дороги главное полотно потребовалось понизить на 1,60 саж.; раньше оно пролегало по насыпи, а теперь оказалось в глубокой выемке».

Рядом с уже упомянутым вокзалом был построен телеграфный пост №8 Московской Окружной железной дороги – ещё один «пряничный домик» в «окружновском» же стиле модерн. Он тоже сохранился до наших дней, стоит на одной линии с вокзалом, но на пару десятков метров ближе к Москве. Ему совсем не повезло, даже по сравнению с давно «проблемным» вокзалом: нет ни охранного статуса, ни известности среди историков и просто москвичей, да и осталось от него лишь четыре стены под поздней плоской крышей. Правда, если проникнуться духом настоящего краеведа и продраться сквозь окружающие его кусты (зимой это сделать, конечно, проще), то можно найти и глазурованный тёмно-красный кирпич, покрывающий стены, и «играющий» с ним декор из белого портланд-цемента, и даже зеленоватые майолики вокруг окон – совсем как на здании вокзала, хотя и скромнее.

Телеграфный пост №8

Шли годы, разъезд работал, отправляя и принимая поезда с кольца и на кольцо, обслуживая сначала дачников, а потом и просто москвичей, так как сам стал «москвичом». Вот как любовно описывал его один из пассажиров:

«В детстве, когда на лыжах ездили в Опалиху, сходили с трамвая, шедшего от Сокола, на этой станции. Помню красивую, большую веранду (открытую, справа от кирпичного здания, если смотреть на фасад со стороны рельс). Внутри касса и голландская печка. Помню, что даже подкладывал дрова с разрешения отца. Пассажиры сами, в ожидании, следили за топкой. Уютная атмосфера».

Навес

К 1990-м годам он захирел, превратившись в несколько путей для хранения вагонов из «вечного резерва», которые уже особо не нужны, но и отправлять их в утиль ещё рано.

К этому моменту уже давно существовала высокая пассажирская платформа, необходимая для быстрой и массовой посадки людей в вагоны электричек, сделавшая ненужным старинный вокзал, который тоже стал приходить в упадок: обветшал, затем был повреждён пожаром; наконец, был разобран, как аварийный, изящный деревянный навес, а кирпичная часть стала обычным заброшенным строением – в лучшем случае в ней хранили своё нехитрое барахло здешние железнодорожники.

К этому же времени исчезли и соединительные ветви – на их месте сейчас 1-й Красногорский проезд, конфигурация строений по которому повторяет границу бывших путей (со стороны станции Серебряный Бор), и гаражный кооператив, появившийся в те годы, когда ещё лежали рельсы, и потому тоже отпечатавший на себе границу линии от станции Братцево. Кстати, на этой линии сохранились несколько десятков метров настоящей тополёвой аллеи с лежащими по её центру старыми шпалами – так и хочется вообразить здесь поезд с паровозом и старыми вагонами.

Фото Михаила Лебедева

Судьба Покровского-Стрешнева была предопределена ещё несколько лет назад, когда началась передвижка остановочных пунктов для обеспечения удобных пересадок на Московское центральное кольцо, как теперь называется старинная Московская Окружная железная дорога. В числе первых «переехала» платформа Ленинградская, сменившая название на «Стрешнево». В результате на одной линии оказались платформы Покровское, Стрешнево и Покровское-Стрешнево. Но никого это не смутило, и такая схема просуществовала несколько лет. Новое «Стрешнево», она же бывшая Ленинградская, оказалась в нескольких сотнях метров от существовавшего Покровского-Стрешнева, а кроме того, планировалась к постройке новая платформа «Щукино», открывшаяся 25 июня и также находящаяся вплотную к старому остановочному пункту.

Возможно, ситуацию можно было бы переиграть ещё до переноса Ленинградской, оставив её на старом месте и сохранив ближний подход к метро «Войковская» и Ленинградскому шоссе, а сдвинуть к МЦК как раз Покровское-Стрешнево, попутно отдалив его от «Щукина». Но тогда решили иначе, и с тех пор ситуация стала необратимой.

Что же теперь? В сложившейся ситуации есть и плюсы, и минусы. «Щукино» находится в двух шагах от станции метро «Щукинская», что даёт удобную пересадку на Таганско-Краснопресненскую линию метро – правда, такая пересадка есть и на следующей «Тушинской». Получает удобный выход к электропоездам Рижского направления и всему диаметру весь прилегающий к «Щукинской» район, а в дополнение – ещё и район «Строгино». Одновременно теряет эту пересадку весь поток пассажиров, едущих на наземном транспорте по Волоколамскому шоссе: с севера к «Щукино» не подходит ни один маршрут наземного транспорта, и если автобусы можно перенаправить туда хотя бы в теории, то перенести к «Щукино» мощный 6-й трамвай окажется непросто. Кого из этих пассажиров окажется больше?  Чем бы ни руководствовались люди, принявшие такое решение, пострадавшие от него есть. Вопрос, сколько их окажется, не услышанных за победными реляциями московской мэрии?

А вот кто точно проигрывает – это исторические памятники и те, кому они интересны. Путь к усадьбе Покровское-Стрешнево теперь лежит через метро и наземный транспорт, либо, как вариант, через парк пешком, 15-20 минут от той же «Щукинской», что не всегда доступно для маломобильных категорий людей.

Вариант от МЦК «Стрешнево» короче, но приводит нас не в парадную часть парка, а в отдалённую от культурных объектов. Для прихожан церкви Покрова Пресвятой Богородицы, что находится в том же парке, путь через МЦК однозначно неприемлем, так как требует прохода через весь парк. С учётом того, что когда-нибудь всё же произойдет реставрация усадебного комплекса, привлечение туда посетителей станет проблемой для администрации парка и усадьбы: наиболее удобный путь к ней из центра города лежал как раз через электрички. А что касается вокзала, имеющего, кстати, статус памятника, так он просто оказывается в чистом поле – вдалеке от всего: от метро, от станций железной дороги, от потоков туристов и отдыхающих. Перспективы его нового использования даже в случае успешной реставрации весьма туманны.

Прощание с платформой. Фото Александра Фетисова

Вместе с платформой исчезнет, скорее всего, и наземный переход через пути – без неё он никому там не будет нужен, в первую очередь самим РЖД как лишний источник появления людей на путях. Разрывается связность двух районов города, находящихся по разные стороны от железной дороги – да, можно, конечно, перейти по путепроводу Волоколамского шоссе, но так и дольше, и сложнее.

И наконец, вспомним обычную практику РЖД огораживать пути непрозрачными многометровыми заборами, окрашенными в корпоративные цвета. Вероятно, что очень скоро вокзал окажется отделённым либо от города, либо от железной дороги (в зависимости от того, где находится граница полосы отвода ж.д. путей) тем самым забором, который в любом случае будет стоять вплотную к нему и как минимум соответствовать ему по высоте. Наглядности и вообще шарма это ему точно не прибавит, а заодно перекроет перспективу на его включение в состав усадебно-паркового комплекса Покровское-Стрешнево.

Вероятно, стоило бы рассмотреть решение, подсказанное самими пассажирами в последние дни работы старой платформы, а именно, сохранить и её тоже, сделав на ней остановки не для каждой электрички, а, например, раз в 20–30 минут.

Но платформу уже разбирают, поэтому такого решения принято не будет.

4 комментария

а почему РЖД не хочет сделать там ресторан или музей? это бы принесло им очередную прибыль... я бы сам с удовольствием взял это здание, но не потяну
Потому что, здание в такой опе теперь, что хрен кто туда ходить будет. Если только какой-нить сумасшедший его под хостел выкупит. И то сомнительно, без остановочного пункта теперь.
Платформа Покровское-Стрешнево не работает: https://youtu.be/JBwGVU1lpMI
Андрей Стрешневец больше года назад   Изменить
После РЖД сменилось уже два собственника, в сентябре его снова выставляли на продажу

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *