Конец «эпопеи Гурьевых»
Эпопея спасения палат Гурьевых (Потаповский переулок, 6), начавшаяся в конце 2009 года, подходит к концу: с дома сняли леса. Все эти годы у неискушенных читателей возникал вопрос, где же в огромном доме собственно палаты. По результатам реставрационных работ они стали видны.
Напомним: сводчатые палаты XVII века, принадлежавшие московско-ярославским купцам Гурьевым, составляют полуподвальный этаж здания. Первый, парадный этаж датируется второй четвертью XVIII века, когда усадьбой владел обер-шталмейстер Екатерины I, затем генерал Родион Михайлович Кошелев. Приобретение им усадьбы в 1728 году мы связываем с возвращением столицы в Москву при Петре II. Именно барочные формы парадного этажа, в точном смысле палаты Кошелевых, раскрыты теперь реставраторами.
Палаты были надстроены еще одним этажом в середине XIX века, а в советские годы усадебный дом получил двухэтажную надстройку. Эта надстройка и сгорела 18 декабря 2009 года. Вероятно, была подожжена, чтобы вывести памятник из перечня выявленных. Эта же надстройка вопреки нашим возражениям выстроена заново спустя 13 лет. Впрочем, вся история спасения палат Гурьевых — Кошелевых — Абрикосовых изложена в наших многочисленных публикациях, подробнее всего здесь. Сегодня — коротко о реставрационной части.
На южном фасаде, в его доступном обозрению с улицы крыле (см. заглавное фото), экспонированы три барочных наличника. Один из них оставлен в «срубленном» виде, каким был обнаружен, и прокрашен по кирпичным «хвостам», оставшимся в толще кладки. Прокрашены также «хвосты» пилястры и карниза. Два других наличника воссозданы в объеме, правый — на фоне кирпичной рустовки. Между ними сохранен наличник XIX века. На противоположном, внутридворовом фасаде аналогичным приемом показаны два барочных наличника. Фасад по переулку сохранил стилистику XIX века.
Все приемы характерны для современной московской реставрационной школы, когда она работает над раскрытием форм древнего декора из-под более поздних слоев.
Во дворе повторно выстроен каретник XIX века с редкими сеновальными чердачными окнами — объект нашей Черной книги, снесенный в 2021 году ради строительства подземной парковки.
Хочется написать, что эпопея Гурьевых, один из «родовых мифов» Архнадзора, подошла к концу. Но мы еще не видели работу реставраторов с интерьерами XIX века — самой пострадавшей частью памятника.