- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Все выше и выше

[1]

К Новому году мэрия сделала нам «подарок». Мосгорнаследие опубликовало сразу семь актов госэкспертизы по изменению зон охраны. Изменения свелись к сокращению границ и либерализации регламентов. По-другому в собянинской Москве уже не бывает. И почти все — ради «возможного размещения объектов капитального строительства», как правило, с завышенными параметрами.

Для оправдания этих процедур «эксперты» ищут все новые и новые уловки. Например, выдумали «особые требования к охранным зонам», о которых нет слова ни в Федеральном законе «Об объектах культурного наследия…», ни в подзаконном акте — «Положении о зонах охраны». Зато там есть особые требования к хозяйственной деятельности, запрещающие и ограничивающие строительство.

[2]
Про первую [3] из этих экспертиз, где вырезка из охранной зоны сделана ради сноса и нового строительства в усадьбе Позднякова (знаменитом «Наполеоновском театре», Большая Никитская, 26/2), мы рассказали [4] отдельно в январе.

Той же экспертизой легализуется снос конюшенного флигеля в усадьбе Ланга, объекте [5] нашей Красной книги (Средний Кисловский переулок, 3, стр. 2). Цель – новое здание высотой 25 метров по заказу Московской консерватории.
[6]
В ноябре мы писали [7] об угрозе заводу «Кристалл»: два корпуса цистерн (Самокатная улица, 4, стр.14 и 30) выводились из перечня выявленных памятников. Теперь понятно, для чего. Охранная зона вырезается между территориями оставшихся памятников ради строительства высотой 300 метров на обширном стилобате.
[8]
Пока неясно, чей аппетит дразнит охранная зона объекта культурного наследия регионального значения «Парк Сокольники», но сокращают и ее, предварительно сократив территорию памятника. Предлог законный – включение новых памятников в реестр. Однако увеличение числа памятников не может вести к сокращению охранной зоны. Увы, «эксперты» соглашаются и с этой манипуляцией [9]. На вырезаемом участке есть не только спортивные сооружения, технические гаражи и легковозводимые конструкции, но и кирпичные постройки 1900 года. Кроме того, по участку протекает Олений ручей, впадающий в одноименные пруды, — предмет охраны парка как памятника.
[10]
Еще один «зеленый» объект экспертиз – Лермонтовский сквер у Красных ворот. Он не дает покоя некоему частному лицу. На месте общественного туалета 1930-х годов, от которого осталась только решетка, проектируется здание 9-метровой высоты и неизвестного назначения. «Эксперты», конечно же, с этим соглашаются. Сохранение решетки, по их мнению, не отвечает мифическим «требованиям» к охранным зонам [11].
[12]
В усадьбе Свиблово все прозрачно: заказчикам экспертизы [13] нужно подрезать с западной стороны охранную зону церкви Троицы 1708 года, господского двора, парка и суконной фабрики Кожевникова, чтобы построить на «очищенном» от обременений участке несколько домов высотой от 54 до 80 метров.
[14]
Шестым актом «экспертизы [15]» легализуются сразу две стройки: в Нововоротниковском переулке, 4, стр. 1 и напротив, на Краснопролетарской улице, 31/1, стр. 5, смежно с участком церкви Пимена в Новых Воротниках. На этих участках в 2019 и 2023 годах снесены доходные дома [16], объекты [17] нашей Черной книги. На месте первого запроектированы шести-семиэтажные дома (24,3 м. и 28,5 м), на месте второго – дом для отделения полиции (до 15 м). Участок по Нововоротниковскому переулку вырезается из охранной зоны, а участок по Краснопролетарской остается в ней, но получает новый регламент.
[18]
Границы охранной зоны в Покровском-Рубцове также не меняются, но в них назначаются регламентные участки под застройку. Сносятся дворовые корпуса по Бакунинской улице, 74-76 и по улице Фридриха Энгельса, 75. Здесь разрешается новое строительство высотой до 30 метров. Это делается [19] во исполнение «Проекта [20] решения о комплексном развитии части территории нежилой застройки города Москвы, расположенной по адресам: г. Москва, ул. Бакунинская, вл. 74-76, ул. Б. Почтовая, вл. 34-40 (ЦАО)» от 11 сентября 2023 года. Здания изымаются в собственность города для строительства учебно-воспитательного комплекса.

Тем же проектом приговорен к сносу по реновации дом 1926 года на Бакунинской, 77, стр. 3. За его включение в список «Реновация без сноса» мы безуспешно бились в 2017 году на общей рабочей группе с правительством Москвы [21]. На месте дома планируется строительство высотой 46 метров. И это рядом с церквями Покрова Богородицы XVII века, Николая Чудотворца XVIII века, с Покровской богадельней XIX столетия, где по закону возможна только регенерация утраченных элементов исторической среды.

———————————————————————————————————
Общественные обсуждения всех семи актов закончились 28-29 декабря. Мы, конечно, направили замечания на все семь. Но были уверены, что Мосгорнаследие согласится не с нами, а с «экспертами». То есть с застройщиками. «Согласия» уже опубликованы.

Пока согласование проектов зон охраны будет пониматься как «государственная услуга» чиновников застройщикам; пока эксперты, призванные защищать культурное наследие, будут легально кормиться с руки заказчиков, — мы будем терять историческую среду, окружающую памятники. А рядом с ними будут вырастать объемы хоть в 30, хоть в 300 метров.