Книга из бревен
Знаменитая Погодинская изба (Погодинская улица, 12 А) — памятник федерального значения, объект Красной книги Архнадзора в номинации «запустение» — выставлена на торги по цене съема хорошей квартиры в центре Москвы.
Удивительно, что давно пустующее здание высочайшего архитектурного класса и мемориального значения до сих пор не обрело настоящего пользователя.
Изба построена в 1856 году как правый флигель в усадьбе историка Михаила Петровича Погодина, приобретенной в 1835 году у князей Щербатовых. Строительство избы (по другим сведениям, перестройка из прежнего флигеля) было подарком Погодину от предпринимателя, мецената, единомышленника-славянофила Василия Александровича Кокорева. Архитектор Николай Васильевич Никитин создал одно из первых программных произведений национального романтизма — русского стиля. Автором эскизов резьбы мог быть художник князь Григорий Григорьевич Гагарин. Поэтесса графиня Евдокия Петровна Ростопчина назвала Погодинскую избу «книгой из бревен”. Архитектурная манифестация оказалась приурочена ко дням чествования севастопольцев и к коронации Александра II.
Конечно, Лермонтов и Гоголь, названные в паспорте памятника, скончались раньше. Они бывали в другом, главном доме усадьбы. Он разрушен бомбой в 1941 году, и единственной сохранившейся постройкой усадьбы осталась изба. Ее определенно видели и могли посещать Островский, Тургенев, Толстой, Фет и другие гости хозяина.
Разве такой памятник не должен быть предметом особого попечения государства? Тем более что он находится в федеральной собственности и сдается в аренду от лица федеральных имущественных органов.
Еще в 2018 году проходил экспертизу проект его реставрации с приспособлением в качестве «дома для переговоров». Разработчик проекта находился в Перми. В том же году памятник был передан «Региональной общественной организации «Наследие»». В 2020 году утвержден предмет охраны, включающий даже «декоративное оформление интерьеров середины XIX века», вероятно, скрытое под гипсокартоном. Но работы так и не начались.
Наилучшее использование Погодинской избы подсказывают ее история и идейная программа. Конечно, не в каждом доме можно делать музей. Но вспомним, что в 1920-е годы на Собачьей площадке существовал «Бытовой музей 1840-х годов». Он занимал дом Алексея Степановича Хомякова, снесенный при строительстве Нового Арбата. Если бы музей уцелел, то стал бы центром памяти славянофильства, как стал центром памяти западничества существующий Музей Герцена. Коллекция из дома Хомякова сохранилась в собрании Исторического музея.
Не будем обольщаться: яркая раскраска не может скрыть нарастающую ветхость пустого деревянного сруба, утрату резных деталей. Реставрация соседнего, тоже деревянного особняка Снегирева (Плющиха, 62) уже обернулась новоделом под предлогом ветхости.