Реставраторы-рецидивисты

A_Mozhaev

Александр Можаев о главной московской утрате минувшего лета

Есть известная с 1990-х годов краеведческая правда: дома 17 века сносят только в Москве. Потому что Москва — единственный в России город, который может себе позволить колоть орехи допетровской древностью, в других городах таких домов почти нет. Средневековые жилища, называемые палатами, исчисляются пальцами одной-двух рук лишь в Пскове, Нижнем Новгороде, Гороховце да Ярославле, и есть ещё ряд городов, где имеются штучные «дома воеводы». Древняя Москва была столь выше иных селений, что вела счёт палатам на сотни, кое-что сохранилось поныне. Нам есть, что терять, но тем позорнее утрата каждого нового адреса: мы губим старейшие, а оттого вернейшие знаки московской столичности, унижаем её былинную славу и достоинство.

16

В лужковские годы, когда поголовье палат сокращалось примерно на единицу каждые два года, так называемые палаты Киреевского, стоявшие в руинах не где-нибудь, а на златокипящей Остоженке, были одним из самых тревожных адресов города. Два древних этажа со сводами, нишами-печурами и уникальным киотом для иконы на внутренней стене здания, и третий, надстроенный сразу после Пожара, в 1814-м. Мы с коллегами тогда много сил потратили, чтоб привлечь внимание к гибнущему памятнику – писали в инстанции, таскали в забомжеванные развалины телевидение. Я для пущей наглядности нарисовал картинку, мечту о том, как сказочно могла бы выглядеть эта неприглядная с виду рухлядь в прожектируемом будущем.

o_998460
Этим летом идём с коллегами по Остоженке и видим, что дом обнесен высоким забором, на котором сообщается, что реставрация, наконец, начата. Там же висит большая распечатка того самого рисунка с указанием моего авторства. Вот, говорю, коллеги, этот день мы приближали, как могли, а на самом деле и мечтать-то боялись, а будущее здесь и оно прекрасно, аминь. А потом обошел вокруг, заглянул в щель с другой стороны забора – а дома-то и нет. Штабеля кирпичей и незначительные объедки нижнего этажа. Читаю внимательней: заказчик работ – Зачатьевский монастырь, проектировщики-подрядчики — ООО «Рыжов и Ко» и «Капитель».

GAa-ZAih9qo

Монастырь у нас всегда стоял на хорошем счету, не только добросовестно починяя вверенные ему памятники, но устроив на своей территории замечательный подземный музей, поэтому снос его именем стал неожиданностью. А реставратор Александр Рыжов, наоборот, не удивил: в 2005 году он отличился ликвидацией одного из лучших московских памятников, Шталмейстерского дома на Волхонке (тоже 17 век и Пушкинский адрес одновременно). Тогда, по просьбе влиятельного инвестора, Управление охраны памятников согласовало демонтаж здания как допустимый метод реставрации (!), а Рыжов взялся за исполнение заказа. Скандал был замят и метод реставрации через ликвидацию не только вошел в практику, но стал образцовым: в прошлом году лауреатом премии «Московская реставрация» стал дом Всеволожских – старейший деревянный особняк Москвы, в котором по завершении работ не осталось ни одного подлинного бревна.

o_998458

Логично, что история повторилась. Мы с коллегами написали запрос в Москомнаследие с просьбой расследовать пропажу федерального памятника и получили, увы, предсказуемый ответ. Проверкой выявлены работы «не предусмотренные разрешением, а именно: разборка надстройки 19 века», всего лишь. У меня, однако, все ходы записаны. Достаточно взглянуть на прилагаемые фото, чтоб убедиться, что второй этаж также отсутствует полностью, что половина стен подклета сложена заново и что после проведенных пять лет назад противоаварийных работ здание было далеко не в том состоянии, чтоб рассыпаться без посторонней помощи.

3478

Нежелание поднимать скандал оказалось выше очевидности, это бывает. Странно другое – состоящий на хорошем счету монастырь вообще никак не прокомментировал происшествие. Вероятно, его руководство могло быть введено в заблуждение реставраторами-рецидивистами, предложившими более дешевый вариант. Вероятно, монастырское руководство не обязано разбираться в методических тонкостях и может не знать, почему памятник трехсотлетнего возраста нельзя разобрать и собрать, как детский конструктор. Но объяснить происшедшее, выразить сожаление в том, что беда произошла на вверенной им территории, кажется было бы необходимо.

P_V_Kirievskij

Может быть, ответственные лица и вправду не считают происшедшее особой драмой – ну да, неприятность, но вон и краеведы подтверждают, что 17 век у нас не последний, а с неким Киреевским детей и подавно не нянькать. Но в том и штука, что именно детей, именно нянькать, нам всем, здесь присутствующим. Позвольте мне на правах того, чьё имя написано на заборе, рассказать о том, чью память за этим забором только что пустили по ветру.

Петр Киреевский, 1808 года рождения, говорил на семи языках, в молодости занимался переводами Шекспира и Байрона. Цель жизни – служение «для блага отечества», только так. Некоторые эпитеты современников: «великий печальник за русскую землю», «человек хрустальной чистоты и прозрачности», человек с «невиданными миссионерскими способностями». Отдельное мнение Ивана Тургенева: «Его нельзя не полюбить».

Пётр Васильевич был одним из ведущих собирателей и спасателей русского фольклора в ту пору, когда по деревням ещё цвели (но уже начинали отцветать) самые заветные диковины песенного творчества, от былин киевского цикла до обрядовых песен, уходящих корнями в ещё более глубокую древность. Мы бы не знали их, если бы не скромный подвиг Киреевского «с палкою в руке и котомкой на плечах отправившегося странствовать туда, где следы старины сохранились живей и ярче».

Мы их, впрочем, и теперь не знаем, то есть знают немногие специально обученные. Но Киреевский увлек за собой многих своих современников, включая Пушкина и Гоголя, Даля и Ершова, которые не только обращались к нему за консультациями, но и помогали в работе, поставляя лично записанные песни и сказания. А отсюда рукой подать до сказок Пушкина, благодаря которым без малого 200 лет русские люди с детства учатся не забывать, что значит быть русскими.

Погибший остоженский дом – не просто главный московский адрес Киреевского, это его портрет, лучший, и до сего момента, увы, единственный памятник герою. Известно, что Киреевский, «душа глубокая, горячая, но несокрушимо одинокая», единолично «занимал верхний этаж, где помещалась большая комната с неровным щелистым полом. Мебели всего было ветхий диван да окованный железом сундук, запертый висячим замком. Дом был старинный, с железной наружной дверью и с решетками у окон каждого этажа, точно крепость». Собиратель древностей ценил древность своего дома, берёг его в ту пору, когда допожарные постройки повсеместно переделывались в соответствии с ампирной модой. Палаты Киреевского были как раз тем заветным сундуком сказок, в котором он хранил наши былинные сокровища.

Итак, ещё раз: уничтожен единственный памятник соратнику Пушкина, вдохновителю Билибина Тому, без кого не было бы Русской Сказки, на которой здесь издавна воспитывают детей и будут воспитывать до скончанья русских времён, потому что ничего «замещающего» создать невозможно. Точно также невозможно построить заново почивший дом Петра Киреевского, в те ещё годы сетовавшего, что в русских песнях «вместо прежней красоты и глубины чувства встречается безобразие нравственной порчи, вместо прежней благородной прямоты — ужимистый характер сословия лакейского».

u3S_S8rHGoQ

Мы с коллегами выражаем пламенную надежду на то, что хотя бы на этот раз преступление будет расследовано должным образом и рецидивисты лишатся реставрационных лицензий — теперь это вопрос не только принципиальный, но и стратегический.

Опубликовано Вести.ру

Фотографии А.Можаева, А.Новичкова.

10 комментариев

Слов нетути... А кто такой этот реставратор Рыжов? На каких поприщах он прославился? Я например, о таком вообще никогда не слышал.
Да, господа. дегродация на лицо. Мы охаивали Лужкова, но он за свои 20 лет, столько не изуродовал улиц, сколько смог Собакин. Временщик-провинциал. Такое ощущение, что цель их - пришедших с ним - изуродовать и уничтожить наш город.
Следовательно сотрудники МОСГОРНАСЛЕДИЯ не посещают памятники и не следят за работами. Говорят, что они выходят согласно некоему плану-графику разок в месяц-другой. Такую систему выстроило новое руководство. А инициативу проявить подчиненные бояться как гильотины, да и впрочем не хотят... Александр! Не подрывайте авторитет главного хранителя архитектурной старины Москвы А.В.Кибовского! Он очень старается (на радио и тв) быть благополучнее до некуда, а вы...))) У нас всё очень хорошо! Палаты восстановят (Вам объяснят, что своды невозможно было сохранить, инж. заключение и пр.) подрядчика оштрафуют на 5 руб.
Временщик, говорите? Интересно, на какой же период времени он тут? Вместе с Раковой, Хуснуллиным, Ликсутовым и Ко... Впрочем, они такую бурную деятельность развернули, что не важно, надолго ли - Москву и москвичей они, похоже, изведут быстро, глазом моргнуть не успеем. И всё это под соусом "эффективного менеджмента", "прогрессивных технологий" и "заботы о москвичах"...
Если уж они не понимают, почему нужно сохранять памятники истории и архитектуры, то пытаться разжалобить них рассказами о каком-то Киреевском - совсем наивно. :-)
Они просто прорабы - экономическая целесообразность превыше всего, а метафизика пространства не в счёт, да и не факт, что они её ощущать способны ...
Фёдор Бартенев больше года назад   Изменить
Браво! Не могильщикам Рыжову и Ко, разумеется, а Александру Можаеву.
Мы с коллегами выражаем пламенную надежду на то, что стратегическим вопросом Архнадзора и Москомнаследия станет реальная работа по охране и сохранности памятников, а не междуусобные разборки по отбору реставрационных лицензий и замене заказчиков, подрядчиков и проектировщиков по своему усмотрению. Никто из сотрудников данных служб не упомянул даже, что вместо бюджетных средств восстановление памятника осуществляется за счет пожертвований верующих, никто не заботился о сохранении памятника, когда не было проекта и основная часть восстановительных работ не была выполнена!!! Почему?? Где были службы??? А сегодня можно кричать и менять исполнителей, так удобно шумиха - неразбериха прошла, а лавры получим мы: Архнадзор и другие!!! БЕСПРЕДЕЛ!! ГДЕ ЗАКОН?????
Прорабы это люди с высшим образованием , которые на объекте осуществляют работы в соответствии с утвержденной, прошедшей экспертизу, проектной документацией. А вот Александр Можаев, которому все аплодируют, из себя ничего не представляет, делает свой имидж заглядывая в замочную скважину, а претендует на роль судьи! Имеется ли опыт и знания у него достаточные для оценки действий других людей? Не лучше на себя дружок оборотиться???
Татьяна, так и "прорабы" - не судьи. И Можаев - человек с высшим образованием. Опыт тех кого тут в комментах назвали "прорабами" весьма плачевен, особенно при наличии в принципе и на практике возможности не творить плачевные плоды по отношению к предметам приложения труда реставраторов и строителей. Но для того, чтобы результат трудов не был плачевен надо быть истинными реставраторами и истинными строителями. О том-то и речь. Если опыт "реставрации" и "приспособления" столь плачевен надо лишать допуска ко всем не только реставрационнным работам. но и строительным. Что касается общественных пожертвований, то, напомню, значительная часть вандальных проектов тоже велась на частные средства. Группа лиц никоем образом не может уничтожать всенародное достояние, даже если просто скидывается на сие финансово , то, что средства на это из частных карманов, а не из государственного (т.е. общенародного) не даёт право уничтожать то, что по праву и морали является всенародным достоянием. Преступление всё равно остаётся преступлением

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *