Ар-нуво на Никольской: долгий путь в памятники

Вот событие, словно приуроченное к 10-летию Архнадзора, которое мы будем отмечать через несколько недель: «Зал с мозаиками» в доходном доме графа Орлова-Давыдова на Никольской улице, 12 включен в реестр памятников.

Эпопее спасения мозаик ровно 10 лет. В 2009 году один из активистов новорожденного Архнадзора «по заданию центра» заявил на охрану весь дом № 12. И получил ожидаемый отказ: администрация Юрия Лужкова, по своему обыкновению, не желала связывать руки застройщику, превращавшему бывший доходный дом в гостиницу. Реконструкция сопровождалась надстройкой, закрывшей вид на Ивана Великого с Большой Лубянки. Под угрозой оказались мозаики, украшавшие изнутри торговый зал первого этажа.

Об авторстве мозаик рассказали они сами: несколько вставок украшены клеймом выдающегося зодчего французского ар-нуво Эдуарда Ниермана. О подробностях и значении этого открытия написала на нашем сайте историк архитектуры, ведущий исследователь русского модерна Мария Нащокина. Магазин Кёлера в Москве нашелся и в составленном Ниерманом перечне своих работ. Там он датирован 1907 годом.[1]

После отказа в постановке дома на охрану судьба мозаик держалась на честном слове заказчика, данном Мосгорнаследию и Архнадзору. Мы редко рассказываем о невидимой части своей работы. Скажем только, что в 2011 году провели с застройщиком два тура переговоров. А еще вспомним, что за нами в зал Кёлера смог прийти выдающийся художник-реставратор и историк искусства Владимир Сарабьянов (1958-2015) со своими студентами.

Автор новой заявки, поданной в 2015 году, координатор Архнадзора, просит не называть себя, поскольку, как говорит сам, лишь опирался на исследования ученых. Однако ему принадлежит и плодотворная идея: заявить на охрану собственно мозаики, коль скоро дом Орлова-Давыдова уже получил отказ. В итоге, то есть в результате согласия Мосгорнаследия с актом государственной историко-культурной экспертизы за подписью замечательного исследователя Москвы Евгении Дутловой, памятником стал «Зал с мозаиками».

Уже несколько лет в этом зале работают, сменяя друг друга, рестораны. Они определенно дорожат своим историческим убранством. А когда в 2016 году мозаики стали выявленным памятником, мы смогли выдохнуть.

И все-таки точку в этой истории ставит только что опубликованное решение Мосгорнаследия от 12 декабря.

Охотно примем к своему первому юбилею еще десяток таких подарков.

____

Примечание

[1] «Проект отделки московского магазина присутствует в списке работ плодовитого французского зодчего и декоратора под названием – шоколадный магазин Кёлера. Вероятно, фамилия заказчика Романа Романовича Кёлера (Kohler) (1838 – 1907) была им ошибочно принята за имя известного швейцарского шоколатье – одного из изобретателей и успешного торговца твердым швейцарским шоколадом. Московский однофамилец Кёлер имел другую профессию – он активно развивал отечественную химическую промышленность. Начав свою трудовую деятельность в Старо-Никольской аптеке Феррейнов, где выучился на химика-провизора, он в 1862 г. создал в Москве первую в России фабрику для производства водочных и конфетных специй и эссенций, а затем несколько эфирных заводов, занимался производством мыла, аптекарской, парфюмерной и кондитерской посуды. Эта продукция, скорее всего, и продавалась в магазине на Никольской». (М.В. Нащокина, Произведение Эдуарда Ниермана в Москве: Доклад на научной конференции НИИТИАГ — РААСН «Архитектурное наследство», 2009 г.)

6 комментариев

Небольшое уточнение: в этом помещении НЕ было «Шоколадного магазина Кёлера» Далее цитаты из книги М.В. Нащокиной “Время стиля. К истории Русской архитектуры конца XIX – начало XX века”: “Проект отделки московского магазина присутствует в собственноручно составленном списке плодовитого французского зодчего и декоратора под названием “шоколадный магазин Кёлера" и датой 1907 год. … по проекту Ниермана был заново отделан салон магазина фабричного товарищества “Р. Кёлер и Ко” на первом этаже….. Вероятно, фамилия заказчика Романа Романовича Кёлера (Kohler ) (1838- 1907), была ошибочно принята Ниерманом за имя его однофамильца – известного швейцарского шоколатье, одного из изобретателей твердого швейцарского шоколада. Московский Кёлер имел другую профессию – он активно развивал отечественную химическую промышленность. Начав свою трудовую деятельность в Старо-Никольской аптеке Феррейна, где выучился на химика-провизора, он в 1862 году создал в Москве первую в России фабрику для производства водочных и конфетных специй и эссенций, а затем несколько эфирных заводов. занимался производством мыла, аптекарской, парфюмерной и кондитерской посуды. Эта продукция, скорее всего и продавалась в магазине на Никольской 12/1…. В изготовлении мозаик принимал участи художник по стелу С. Пиццагалли….” М.В. Нащокина “Время стиля. К истории Русской архитектуры конца XIX – начало XX века”. Санк Петербург, издательский дом “КОЛО” 2018 г. стр. 282-283, 286
Большое спасибо, Дмитрий! Так и есть, Мария Владимировна рассказывала об этом еще в своем докладе 2009 г., который лег в основу заявки по мозаикам. История тянулась столько лет, что уже успели подзабыть эту деталь. Внесли поправку в текст.
Помню-помню ту войну по переписке. Сам туда не ходил, только переживал. Казалось, что всё потеряно. Спасибо Саше, обязательно зайду туда, если там ресторан, выпью за его здравие!
Был на Никольской недавно. Но мозаик в арках оконных проемов уже не увидел. Их сбили или закрасили?
Только что оттуда. Хлопнул рюмку абсолютовки за здоровье. Там сейчас ресторан "Рыбы нет". Мозаики сверкают, как новенькие. Бойцы кулинарного фронта в курсе, что их мозаики включены в реестр и с гордостью подвели меня к вышеприведенному клейму. Помог хостеес открыть наш сайт на ай-фоне с этим постом, а вот про войну, которую выдержал Саша она не знала и с интересом выслушала.
Виноват, не хостеес, а хостесс. рекомендую всем там отметиться хоть рюмкой, хот чашкой кофею.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *