Бадаевский «обвесили»

Бондарная (справа). Вид вместе с воротами и главной конторой (1895-1900)

Игорь Шихов

Продолжаем рассказывать об отказах в рассмотрении заявлений о придании статуса объекта культурного наследия (ОКН) по формальным поводам. На этот раз — о “малых формах” на Бадаевском заводе, отказ в рассмотрении заявки по которым получен год назад.

Когда эксперт Е.Е. Соловьева в 2014 году решала, какая часть Трехгорного (Бадаевского) пивоваренного завода достойна стать объектом культурного наследия, в своей экспертизе она ограничилась рассмотрением наиболее крупных корпусов завода, выстроенных в ряд в северной части территории (строения 1, 2, 3).

От ее внимания ускользнуло небольшое, но крайне интересное здание, расположенное рядом с контрольными воротами и очевидным образом с ними связанное: бондарная-весовая.

Общий вид со шпилем гостиницы “Украина”. 2019

Хотя оно по всем параметрам достойно стать частью ансамбля: создано теми же архитекторами (Августом Вебером и Александром Евлановым), в то же время и в той же стилистике, что и те части корпусов завода, которые в итоге стали ОКН. Чтобы заполнить этот пробел, в начале июля 2019 года было подано заявление о включении его в реестр ОКН и в составе ансамбля Трехгорного пивоваренного завода.

Автор этого здания, Август Егорович Вебер, получил архитектурное образование в Венской Императорской художественной академии, но широкая известность и заслуженная слава пришли к нему, когда он работал в России. В Москву он приехал по приглашению известного предпринимателя А.А. Пороховщикова в 1871 году для строительства ресторана «Славянский базар». В 1880-1882 годах вместе с архитектором А.С. Каминским принял участие в проектировании и строительстве павильонов для Всероссийской художественно-промышленной выставки на Ходынском поле. С начала 1880-х и до 1900 года А.Е. Вебер был главным архитектором Трехгорного пивоваренного завода, именно им построено большинство сохранившихся исторических зданий.

1895 г. Чертеж фасада. Архитектор А.Е. Вебер

Бондарную Вебер проектирует в 1895 году, когда быстро растущему предприятию потребовалось увеличить производство тары для наполнения и вывоза продукта. Помимо собственно бондарной мастерской, в двухэтажной части здания располагались мойка бочек (на первом этаже) и квартира (на втором). Бондарная запечатлена на фотографиях из альбома, выпущенного к 25-летию завода в 1900 году. На них видно небольшое отступление от проекта: узкие сдвоенные оконные проемы первого этажа бондарной заменены широкими, с мелкой расстекловкой, а деревянная одноэтажная пристройка так и не появилась.

Бондарная и мойка бочек. Вид с территории завода (1895-1900)

В 1900 году тот же архитектор надстроил одноэтажную часть кирпичного здания бондарной вторым этажом, предназначенным для второй квартиры. В декоративном оформлении фасадов Вебер использовал элементы, схожие с теми, что присутствуют на основных производственных зданиях завода: трехступенчатый фронтон — аттик с узкими арочными окнами, полуциркульные ниши с выделенными дугами, выложенными из кирпичей, зубчатые междуэтажный и венчающий карнизы и пилястры.

На проектном чертеже можно заметить, что в фасадной нише Вебер планировал разместить декоративное изображение, сходное с эмблемой завода, которой украшен главный корпус, так называемая “малая контора”. Но в итоге на этом месте остался лишь год постройки здания — 1895.

1900 г. Чертеж фасада (надстройка 2-го этажа над бондарной). Архитектор А.Е. Вебер

В 1910 году, одновременно с перестройкой контрольных ворот и в непосредственной близости от них, архитектор А.П. Евланов выстроил перед южным фасадом бондарной одноэтажную пристройку с весами, для взвешивания подвод и автомобилей, вывозивших продукцию. В декоративном отношении весовая интересна скульптурными рельефами, выразительным арками почти во всю высоту здания (впоследствии ставшими окнами), изломанной формой кровли и почти кружевной отделкой междуарочных пилонов, вертикальных вставок под карнизами и самих карнизов, оформленных в виде ломаной линии.

Окрашенные в яркий белый цвет декоративные элементы весовой органично перекликаются с солярной символикой других заводских зданий, в первую очередь, фасада главного корпуса (строения 1), что, несомненно, составляло замысел архитектора.

Декоративная деталь пилона весовой

Бондарная-весовая полностью сохранила весь архитектурный декор, в значительной степени внутреннюю планировку. Она придает заводу функциональную и архитектурную завершенность, да и сама представляет собой небольшой ансамбль.

Бондарная и весовая. Вид с территории завода (после 1910 г.)

Композиционно важна непосредственная близость к контрольным воротам Трехгорного пивоваренного завода, через которые продукция вывозилась в город. Декоративные элементы, удачно сочетающиеся с парадным фасадом главного корпуса и ажурным оформлением контрольных ворот, придают зданию бондарной-весовой легкость и изящность. Что прекрасно иллюстрируют как архивные, так и современные фотографии.

Бондарная и весовая с перспективой основных корпусов и памятником “Паровоз”

На вышеприведенных фото видно, как двухцветный бело-красный декор бондарной перекликается с парадным фасадом главного корпуса, а весовая продолжает игру изломами крыши и солярной символикой.

Весовая (слева). Вид с территории завода (1960-е)

Заявка на включение бондарной-весовой в реестр ОКН, в составе ансамбля “Трехгорного пивоваренного завода”, была подана 25 июня 2019 года, но уже в начале июля она была возвращена без рассмотрения.

Формальной причиной отказа в рассмотрении заявки стал тот факт, что она была подана после публикации для общественного обсуждения историко-культурной экспертизы корректировки зон охраны, в которой эксперты решили считать бондарную-весовую “объектом историко-градостроительной среды”.

Южный фасад. Вид от контрольных ворот

На самом деле, наличие экспертного мнения не должно было стать препятствием для рассмотрения заявки, так как на момент ее подачи решение о согласии с экспертизой еще не было принято, что подтверждается самим ответом Мосгорнаследия. В котором, кстати, содержится неточность: объект находится не на территории ОКН, а в охранной зоне. Впрочем, в обоих случаях, предлагаемый экспертами статус законодательно никак не гарантирует сохранение этого замечательного здания.

Западный фасад

Можно предположить, что отказ от рассмотрения заявки продиктован исключительно планами крупномасштабного строительства на соседнем участке, ради легализации которого и был заказан новый проект зон охраны и его экспертиза. Получается, что интересы застройщика оказались важнее, чем очевидная архитектурная и художественная ценность исторического здания.

Восточный фасад. Вид из-за ворот

Список использованных источников:
  1. Альбом, выпущенный к 25-летию Трехгорного пивоваренного товарищества, 1900 г.
  2. Т.П.Кудрявцева-Сулоима. Определение предмета охраны в архитектурных объектах промышленного наследия (на примере исследования производственных корпусов Трехгорного пивоваренного завода). М. — 2005 г.
  3. Материалы историко-культурных исследований, проведенных ООО “Алатр+” в 2005 г.
    ЦИАМ, ф. 54, оп. 149, ед. хр. 45.
  4. ЦИАМ, ф. 54, оп. 154, ед. хр. 196.
  5. Исторические фотографии с электронного ресурса www.pastvu.com.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *