Снос «летающей тарелки»

На Волгоградском проспекте, 42 идет снос замечательного произведения позднесоветского модернизма — бывшего Музея Автозавода имени Ленинского комсомола (АЗЛК), выпускавшего знаменитую марку «Москвич».

Здание построено в 1980 году, к 50-летию автозавода, а спроектировано еще в 1975-1978 годах заслуженным архитектором России Юрием Регентовым (1926-2001). Музей автомобилей неожиданно был решен в образе летающей тарелки в алюминиевой облицовке.

Фото отсюда: https://carakoom.com/blog/arhivnye-fotografii-muzeya-azlk-v-1983-godu

Автором отделки помещений выступил промышленный дизайнер завода Владимир Вядро. Купол зала опирался на центральный столп с круговым светильником. Под куполом выставлялись образцы отечественного автопрома разных заводов, в их числе уникальные экземпляры, не поступавшие в массовое производство.

Несчастья преследовали музей уже 25 лет. С первым банкротством завода (1996) он закрылся официально, однако экскурсии еще продолжались. В апреле 2002 года судебные приставы вскрыли музей и вывезли 23 конфискованных экспоната в счет уплаты долгов завода перед Мосэнерго. Цена экспонатов по судебной оценке составляла до 10.000 руб, неофициально — до 3 млн. долл. Через неделю арест был снят, автомобили возвращены. В 2005 году объявлялся и отменялся аукцион продажи музея. В 2009 году коллекция передана в дар Москве и перевезена в Музей ретро-автомобилей на Рогожском Валу.

Здание опустело в 2012 году, когда территория АЗЛК стала особой экономической зоной “Технополис «Москва»”. В 2015 году дирекция технополиса анонсировала строительство офисно-гостиничного комплекса с использованием здания бывшего музея в качестве входной группы и одновременно — выставочной площадки ретро-автомобилей «Москвич». Однако с 2017 по август 2021 года в здании находился интерактивный “Музей восстания машин”, посвященный робототехнике в кино.

В сентябре 2021 года здание опустело вновь и было огорожено забором, а в январе за забором стал виден снос.

Мы получили ответ Департамента инвестиционной и промышленной политики от 28 декабря, в котором говорится, что собственник вправе поступать со зданием по своему усмотрению и что Акционерным обществом «Технополис Москва» «прорабатывается вопрос по перемещению конструктивных элементов … музея для их последующего размещения на новой площадке г. Москвы, удобной для посещения жителей и гостей столицы».

Ясно, что «проработка вопроса» может обернуться полной утратой конструкций. Как именно ведется их демонтаж, понять с улицы невозможно.

Здание 1980 года, по закону, могло стать памятником по истечении 40 лет, то есть уже в 2019 году. Напомним, однако, что с мая 2019-го Мосгорнаследие по негласному распоряжению Сергея Собянина не принимает к рассмотрению новые заявки на охрану. Кропотливая работа исследователей выбрасывается в корзину, то есть возвращается с отказом по форме или отклоняется без объяснений по существу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *