Историко-культурная экспертиза под ударом строительного лобби

Заявление Координационного совета градозащитных организаций России

17 февраля 2022 г. на официальном портале нормативно-правовых актов www.regulation.gov.ru был размещён проект федерального закона “О внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, разработанный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства России.

Проект предполагает отменить проведение государственной историко-культурной экспертизы при получении разрешения на строительство (исключить п. 2 части 5 статьи. 5.2 Градостроительного кодекса РФ), а также отменить проведение историко-культурной экспертизы на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия.

Внесение предложенных изменений представляется особенно опасным в сложившихся условиях большого количества объектов культурного наследия России, находящихся в неудовлетворительном состоянии.

Работы на объекте культурного наследия затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия только тогда, когда работы на памятнике требуют замены несущих элементов (стен, перекрытий) и иных действий, которые могут привести к обрушению здания.

Согласно действующим положениям Федерального закона № 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия…”, одной из основных целей государственной охраны памятников является обеспечение физической сохранности памятника и его ценных элементов. В этих условиях отказ от оценки работ подобного масштаба аттестованными Министерством культуры экспертами представляет необоснованный риск для сохранности памятника.

Институт историко-культурной экспертизы призван обеспечить экспертную оценку производимых строительных работ с точки зрения историко-культурной ценности объекта наследия, сохранности его отдельных элементов. Экспертизу проводят аттестованные Министерством культуры эксперты с профильным образованием в области архитектуры и проектирования, большим стажем работы в области сохранения наследия, в большинстве случаев признанные мастера своей профессии.

Объекты культурного наследия представляют уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации, поэтому работы по их сохранению требуют оценки экспертов, которые имеют соответствующую подготовку и аттестацию. Историко-культурную экспертизу при всём желании нельзя заменить государственной строительной экспертизой без ущерба для наследия.

Одним из принципов проведения государственной историко-культурной экспертизы является гласность, которая необходима для обеспечения права граждан на получение информации об объектах культурного наследия, работах по сохранению объектов культурного наследия, в то время как строительная экспертиза проводится без публичного обсуждения.

Для получения разрешения на строительство историко-культурная экспертиза проводится также в следующих случаях:

— при проведении земляных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия;

— при проведении строительных работ на землях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, если указанные земли расположены в границах территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия.

Историко-культурная экспертиза в этих случаях подтверждает возможность строительства вблизи объекта культурного наследия, уточняет наличие либо отсутствие объектов археологического наследия на участке, являясь важным механизмом сохранения исторической среды объекта наследия и его физической безопасности.

Мы считаем, что внесение поправок в Градостроительный кодекс в предложенной редакции катастрофически скажется на сохранности объектов культурного наследия России и создаст угрозу их существованию.

3 марта 2022 г. в Государственную Думу был внесён законопроект № 80712-8, который наделяет правительство Российской Федерации правом установить в 2022 году особенности и случаи проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе в части оценки соответствия проектной документации объектов капитального строительства требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, без дополнительного проведения государственной историко-культурной экспертизы в качестве мер противодействия санкционному давлению.

Призываем правительство отказаться от спешного принятия инициатив, которые нанесут непоправимый ущерб сложившейся системе государственного контроля сохранности историко-культурного наследия. Принятие предложенного Минстроем России законопроекта противоречит позиции по данному вопросу президента Российской Федерации В.В. Путина, высказанной на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации 09.12.2021 г.

PS. Комментарий сайта «Хранители наследия»: «Строительное лобби сносит историко-культурную экспертизу. Вместе с ней снесут все наследие«.

1 комментарий

Данный законопроект направлен на дальнейшее, безнаказанно уничтожение культурного наследия России. Многие памятники археологии с 2008 года и так "потеряли" охранные зоны, прописанные в законодательстве. Необходимо привести в соответствие с 73-ФЗ существующие и выявленные! памятники культуры. Выделить средства на обязательную историко-культурную экспертизу для выявления новых артефактов, так как современное оборудование и технические возможности открывают нам историческую правду. Законопроект же Минстроя лишает нас исторического прошлого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *